Памятка для педагогов "Формы совместной деятельности взрослых и детей"
консультация на тему

Косинова Мария Александровна

Концептуальная  таблица  «Формы совместной деятельности взрослых и детей»

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог является партнером. 

Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Очень важно организовать совместные действия так, чтобы педагог мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. Совместная деятельность педагога и детей основана на характерном для детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnaya_tablitsa.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальная  таблица  «Формы совместной деятельности взрослых и детей»

ФОРМА ДЕЯТ-И

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

ОПИСАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ПРИМЕРЫ

Сюжетная игра

Цель: овладения ребёнком двойной системой средств построения игровой деятельности

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Специфика игровой деятельности  требует одновременного овладения ребёнком двойной системой средств её построения. Ребёнок должен научиться не только совершать условное игровое действием, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнёром, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

1.Социально-коммуникативное развитие

2.Речевое развитие

1. «Детский сад»

2. «Больница»

3. «Семья»

4. «Строители»

5. «Школа»

6. «Магазин»

7. «Парикмахерская»

8. «Цирк»

9. «Космонавты»

10. «Почта»

11. «Гости»

12. «Библиотека»

Игра с правилами

Цель: овладения ребёнком системой средств построения игровой деятельности

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Игра с правилами имеет свои культурные формы, классифицируемые по кругу задействованных в них компетенций. Игра на физическую компетенцию, подразумевающая конкуренцию на подвижность, ловкость, выносливость; игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью, и не связан со способностями играющих.

Игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребёнка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. В возрасте 2-4 лет ребёнок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4-5 лет у него появляются представления о выигрыше в рамках игры, построенной на готовых правилах, и в возрасте 6-7 лет ребёнок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договорённости с другими играющими. Реализация всех указанных этапов возможна только в том случае, если взрослый своевременно будет знакомить ребёнка с характерными для дошкольного детства культурными формами игр с правилами.

1.Социально-коммуникативное развитие

2.Речевое развитие

3.Физическое развитие

1.Игра с правилами на физическую компетенцию:

А) Игры с параллельными действиями играющих: «Мой весёлый звонкий мяч»

Б) Игры с поочерёдными действиями играющих: «Светофор»

В) Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре: «Гуси-гуси»

Г) Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре: «Заморожу»

Д) Игры, в которых ребёнок выполняет роль ведущего и водящего: «Чай-чай – выручай»

2. Игра с правилами на удачу: «Лото»

3. Игра с правилами на умственную компетенцию: «Мозаика», «Пазлы», «Танграмм», «Кубики Никитина»

Продуктивная деятельность

Цель: овладения ребёнком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности

Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры.

Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические, комплексные формы. Вне зависимости от используемых материалов продуктивные виды деятельности  представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл.

В дошкольном детстве в  продуктивной деятельности у ребёнка происходит дальнейшее развитие целеполагания и произвольной организации деятельности. Содержания, предлагаемые взрослым ребёнку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности, можно разделить на четыре вида: *работа по образцам, *работа с незавершёнными продуктами, *работа по графическим схемам, и *работа по словесному описанию цели

1.Художественноэстетическое развитие

2.Речевое развитие

3.Познавательное развитие

1.Работа по образцам - работа ребёнка по образцам, предложенных ему взрослым - плоскостные изображения, требующие копирования, объёмные нерасчленённые образцы, требующие анализа его элементов.

2. Работа с незавершёнными продуктами- продукты, в структуре которых присутствует незавершённость, и которые ребёнок должен завершить. Также, это могут быть продукты с неочевидным конечным видом и назначением и требующие творческой разработки.

3. Работа по графическим схемам – взрослый предлагает ребёнку различные схемы (чертежи, пооперационные схемы различных типов, выкройки, и др.) по которым тот должен воспроизвести плоскостные изображения или объёмные конструкции,.

4.Работа по словесному описанию цели – взрослый описывает признаки-условия класса предметов, которые должен изготовить ребёнок.

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: расширять представления  детей об окружающем мире

Задачи: овладение детьми  характерными способами упорядочения опыта.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве - активность, направленная на постижение окружающего мира. Лишь к старшему дошкольному возрасту она начинает носить целенаправленный характер, со своими мотивами и целями. В целом, сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различных материалов, обдумывания и рассуждения об окружающих вещах и явлениях.

По мере развития психофизиологических функций  ребёнка  познавательно-исследовательская деятельность становится все сложнее.

1.Познавательное развитие

2.Речевое развитие

1.Непосредственные действия с предметами 

2. Вербальные формы исследования

Чтение художественной литературы

Цель: активизации воображения ребёнка, расширение осведомлённости о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте

Задачи: овладение детьми  моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира.

Это универсальное развивающее образовательное средство, благодаря которому ребёнок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности.

Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса:

  1. познавательно-нравственная функция (активизация воображения, расширение осведомлённости о мире, особенно о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте; освоение методов упорядочивания информации – причинно-следственные и временные связи между событиями; освоение моделей  человеческого поведения в различных ситуациях; формирование ценностных установок к различным явлениям действительности).
  2. эстетическая функция (знакомство и приобщение ребёнка к словесному искусству и развитие хорошей разговорной речи за счёт знакомства с литературным языком, ориентация ребёнка на индивидуальное словесное творчество через образцы, данные в литературных текстах, воспитание культуры переживаний и чувств).

1.Познавательное развитие

2.Художественноэстетическое развитие

3.Речевое развитие

Для решения указанного круга задач  в программе предлагается минимально достаточный набор художественных текстов для чтения в семье и в детском саду, единый для всех детей группы. Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской  и игровой деятельности.

Игротека

Цель: приобщать ребёнка к игровому взаимодействию, развивать любознательность и инициативность, обеспечивать условия индивидуализации в процессе познавательного развития.

Задачи:

1.обогащать математические представления детей дошкольного возраста,

2.развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности,  

3.расширять сферу применения математических представлений  в ситуациях познавательно-игрового общения,

4.актуализировать коммуникативные навыки

«Математическая игротека»  

Один раз в неделю в вечернее время объявляется «День открытых дверей в  игротеке», на которые приглашаются два-три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнёра, познакомиться с  достижениями детей,  увидеть особенности  учебно-игрового общения с дошкольниками.  

1.Познавательное развитие

2.Речевое развитие

3. Социально-коммуникативное развитие

1.«Игры в гости к нам» - кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру и помещает её в игротеку,  знакомит с ней товарищей. Целую неделю игра   «гостит» в группе, и все желающие могут в свободное время поиграть в  неё, после чего она возвращается владельцу

2.«Игра напрокат» - дети  в пятницу берут из детского сада домой по одной  игре, а в понедельник  возвращают. В выходные дни у ребёнка появляется возможность показать родителям свои  достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой наглядный материал.

3. Игры «Наоборот», «Летает - не летает», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко», «Да или нет» и др.

Поисково-исследовательская лаборатория

Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнёрскую  и самостоятельную поисковую деятельность.

Задачи:

1.развивать восприятие и наблюдательность детей,

2.стимулировать развитие аналитических  навыков,

3.расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций,

4.развивать эвристические способы познания,

5.обогащать познавательно-исследовательское общения со сверстниками

Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность и интерес к самому процессу познания математики, не бояться ошибаться, стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели.

Неоценимую помощь  в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества.

«Собрание великих идей и знаменитых историй»

Используются  своеобразные формы коллекционирования: собирание великих идей,  изучение истории научных открытий и изобретений,  истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество. Тематика такого коллекционирования многогранна и бесконечна.

В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы прибора. Наблюдают за развитием человеческой мысли, анализируют, почему необходимо было совершенствовать. Находят объяснение выражению, послужившему названием темы. Делятся своими знаниями с родителями и другими детьми.

1.Познавательное развитие

2. Социально-коммуникативное развитие

3.Речевое развитие

1. «Музей часов»

Клуб математических игр, праздников, турниров и забав

Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнёрскую  и самостоятельную поисковую деятельность. Приобщать ребёнка к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития.  

Задачи:

1.обогащать математические представления детей дошкольного возраста,

2.расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций,

3.актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное   общения со сверстниками.

1.Познавательное развитие

2. Социально-коммуникативное развитие

3.Речевое развитие

1. «Математический КВН»

2. «Лабиринты»
3. «Кроссворды»

4. Игры с палочками Кюизенера

5. Игры с блоками Дьенеша

6 «Колумбово яйцо»

7. «Кубики для всех»

Проектная деятельность

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе МИНИ и МЕГА-проектов.

Задачи:

- организация воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников навыков коммуникативной культуры в ходе организации проектной деятельности с использованием сказочных историй и выполнением творческих заданий к ним;

- разработка универсальной модели воспитательно-образовательной работы образовательной организации в ходе проведения обучающего тренинга для педагогов по формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми;

- организация и проведение творческих встреч в родительском клубе с целью  создания условий для активного участия родителей в МИНИ и МЕГА-проектах, направленных на формирование у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания.

1. Социально-коммуникативное развитие

2.Речевое развитие

3.Познавательное развитие

4.Художественноэстетическое развитие

Проект «Путешествие в мир искусства»

Подготовка:

  1. Создание вместе с родителями различных архитектурных построек
  2. Изготовление совместно с родителями костюмов и атрибутов для итогового мероприятия
  3. Изготовление пригласительных и афиши (воспитатели с детьми)
  4. Украшение сцены (рисунки, аппликации, постройки из конструктора)
  5. Изготовление атрибутов для мероприятия (воспитатели и дети)
  6. Разучивание стихотворений и песен с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

"Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности"; Автор: Лебедева Г.А. 2016г. СПб. Воспитетель ГБДОУ № 100 Невского района СПб

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его мес...

Конспект совместной деятельности взрослых и детей старшей группы по изобразительной деятельности. Конструирование из нетрадиционных материалов «Летающая тарелка»

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе "Летающая тарелка". Конструирование из нетрадиционных материалов....

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...