Социально-педагогические средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Горкавая Наталия Петровна

М. В. Ломоносов считал, что главной задачей педагогического процесса является воспитание человека-патриота, человека-гражданина. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших чувствование Отечества, он называл нищими

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трепачкина Наталия Петровна

Воспитатель

ОДОД ГБОУ СОШ №372 г. Санкт-Петербурга.

«Социально-педагогические средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Санкт-Петербург

2018 год

Патриотическое воспитание как направление социально-педагогической    деятельности

М. В. Ломоносов считал, что главной задачей педагогического процесса является воспитание человека-патриота, человека-гражданина. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших чувствование Отечества, он называл нищими. 

В таблице 1 даны главные термины с определениями.

 

Таблица 1 – Понятийно-терминологический аппарат исследования

Формирование патриотизма в дошкольном учреждении, является одной из самых важных ступеней воспитательного процесса, которые влияют на развитие личности дошкольника, а именно: социально-гражданское и духовное.  Только благодаря тому, что развиваются, возвышение чувства патриотизма у дошкольника закрепляется любовь к Родине, появляется чувство гордости и большая ответственность за её великие просторы, нужда в сохранении материальных и духовных ценностях.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества.

В социально – педагогической практике возникает проблема, не смотря на попытки многих современных педагогов, которая не показывает результатов патриотического воспитании подрастающего поколения, который имеет незначительный процент положительной динамики. Существует ряд причин, которые не способствуют усвоению материала, одной из них является способность адекватно и абстрактно понимать сам патриотизм с его предметами и целями.

Патриотизм нельзя считать, как самостоятельный конкретный ресурс (на примере науки, культуры и т. д.), который уже заложен в обществе и должен самостоятельно развиваться. Именно поэтому развитие патриотизма необходимо для усвоения норм общественно жизни. Одной из социально – педагогической проблемы, в современном понимании патриотизма, является возникновение интегрального системного момента, которое представляет общество и целостность компонентов. В. П. Кузьмин отметил: «Новое качество, возникающее как продукт интеграции, соединения в единое целое многих элементов, даёт нечто большее, чем сумма частей, оно отражает некие общие кооперативные свойства данного множества явлений и представляет собой определённость над индивидуальностью. И если познание не различает таких системных качественных определённостей, то оно <…> пытается в самих конкретных явлениях найти то, что лежит вне их и составляет самостоятельную («групповую», а не единичную) реальность. Совокупные, или интегральные, системные качества как раз и характеризуют эту реальность. В инновационных изучениях патриотизма можно попасть в данную западню, при выявлении конкретных свойств и характеристик патриотизма и пропускают его наличие как единое свойство всей концепции».  

Особая роль в осмыслении современного патриотизма как базовой ценности и её распредмечивании в образовании принадлежит федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, в частности концепция духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России. Все эти и другие факторы способствуют формированию патриотизма на основе российской гражданской идентичности, духовно-нравственной нормативности, волевой регуляции, стремление российского общества к своему бытию, самоутверждению, раскрытию полноты своего потенциала.

Социально-педагогический аспект патриотического воспитания предполагает, что патриотизм формируется как процесс согласования двух основных частей или уровней бытия общества: с одной стороны, того, который идёт из сферы бессознательного как стремление к бытию, с другой – уровня социума - социальных идей, институтов отношений, символических форм культуры, специфики самосознания и идеологии. Когда такое согласование оказывается завершенным, происходит формирование современного данному обществу патриотизма. И наоборот, любое его торможение из-за неадекватного понимания этого процесса и отсутствие его социальной поддержки приводит к его запаздыванию. В этом случае образование как социальный институт, реализующий цели патриотического воспитания, лишается своей важнейшей интеграционной основы, которые ведут к структурно кризису.

Как социальное явление патриотизм может формироваться и восприниматься обществом в качестве его глубинной основы при условии сохранения установок и ориентаций людей через ракурс ментальности - «конкретно исторического качества менталитета, его историко-генетической модификации, характеризующейся изменчивостью, подвижностью и зависимостью от конкретно - исторических условий».  

  1. Социально педагогические средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сложное разнообразное содержание патриотического воспитания устанавливает перед педагогом первостепенную задачу – подбор методов и средств данного вида воспитания. В первую очередь в целом, следует определить суть словосочетания «средство воспитания». В словаре русского языка С.И. Ожегов определяет средство как «прием, способ действия для достижения чего-нибудь».

В педагогике обширно распространено суждение, что средством воспитания ожжет быть различный объект среды. В.И. Журавлев определяет средство воспитания как «предмет среды, или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс». Одна из главных целей, средств воспитания, является - развитие личности.  

Средствами воспитания являются (см. рисунок 1)

Рис. 1- Средства воспитания

Эти средства выделил П. И. Пидкасистый. Он считал, что при развитии данного положения, некоторые объекты окружающего мира, становятся средствами патриотического воспитания. «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства патриотического воспитания, если:

- с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира воспитанника;

- она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной форме;

- объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками».

Педагогические определения средства воспитания делятся на причины: объективные и субъективные. Где объективные включают в себя продукт культуры и традиции народного воспитания, которые включают в себя способы передачи духовных ценностей с помощью определённых средств воспитания. А субъективные причины скрываются в активности и индивидуальности педагога, который рассматривает способы использования средств воспитания соответственно целям и уровню воспитательной деятельности, принимаю во внимание новые требования ФГОС.

Объекты, которые играют важную роль средства воспитания, могут быть едиными в работе педагогов и воспитанников, и кроме того специальными, какими пользуется только лишь педагог. Воспитательные возможности индивидуального средства ограничены. В действительности, воспитатель, применяет систему средств воспитания, причём, чем разнообразнее набор используемых средств воспитания, тем наиболее результативен итог воспитания. Один из фундаментальных законов педагогики является, зависимость уровня воспитанности ребёнка с применением системы средств воспитания.

Средства воспитания объедены с абсолютно всеми элементами деятельностей педагога и воспитанников. Они установлены воспитательной целью, связанны с методами и формами насыщенностью воспитательного процесса, оказывают значительно воздействие на развитие личности ребёнка. Для воспитания каждого качества личности, каждого убеждения, любой составляющей внутреннего мира личности необходимы адекватные средства воспитания. Как правило, объекты для этих функций определяет воспитатель.

Средства и формы воспитания зачастую объединяются в одно название. Таким образом, в выражении «экскурсия в музей», слово «экскурсия» означает форму, а слово «музей» - средство в системе средств. Одно или иногда несколько средств могут быть главенствующими, а остальные сопутствующими. Одна и та же форма может гармонировать с различными средствами, и наоборот, одно и то же средство может быть использовано в разнообразных формах воспитания.

Имеются единые и специальные формы организации воспитательного процесса (по их отношению к средствам воспитания).

К единым формам воспитательной работы относятся:

- кружковая деятельность;

- конкурсы;

- творческие вечера;

- утренники;

- выставки поделок.

К специальным формам воспитания относятся разнообразное развитие сторон личности, а именно:

- эстетическое;

- трудовое;

- нравственное;

- умственное;

- физическое.

При использовании специальных форм воспитания, используются как общие, так и специальные средства воспитания.

При развитии патриотического воспитания нужно учитывать то, что чувство патриотизма многогранно по его содержанию. Патриотическое воспитание детей- это один из сложных педагогический процессов. В основе этого обучения заложено развитие нравственных чувств.

Самым продуктивным средством патриотического воспитания старших дошкольников является художественная литература. При её чтении и обсуждении повышается детская мыслительная активность, которой помогает развиваться сравнительные приёмы (быт тогда и сейчас, игры тогда и сейчас, счеты, и планшеты и т. д.), беседы, как групповые, так и индивидуальные задания.

Народная педагогика включает в себя различные средства воспитания патриотических чувств у детей. Устное народное творчество занимает одно из важных мест. Пословицы и поговорки являются особенным жанром, которые влияют на нравственное воспитание дошкольников. Насыщенность и ёмкость примера, в пословицах и поговорках продуктивно воздействуют на нравственно-эмоциональную область детей. В них содержатся противоречия, различные интерпретации, которые помогают создать вымышленную проблемную ситуацию, что побуждает ребёнка искать пути её решения. В конечном итоге, произведения устного народного творчества формируют не только любовь к традициям и обычаям своих предков, но и развивает личность в духе патриотизма.

Вовремя формирования у дошкольников нравственных чувств, можно использовать физкультурно-сюжетные занятия и подвижные игры, тем самым мы наблюдаем взаимосвязь физического воспитания и патриотического.

Для того чтобы достичь положительных итогов, воспитателям, реализующим функции социально-педагогической деятельности  в дошкольных образовательных учреждениях следует:

  1. С помощью подвижных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, содействовать формированию и проявлению рациональной смелости и уверенности у детей.
  2. Организовывать пространство для выполнения требований в подвижных играх, для формирования у детей выносливости и терпения, преодолевая трудности физического характера.
  3. Организовать пространство для формирования положительных эмоций в игровой деятельности.

Под влиянием родителей и педагогов формируется гуманное, толерантное отношение к людям разных национальностей, у дошкольников. Актуальность данного вопроса является то, что в наши дни возникают недопонимания у взрослых. Именно поэтому очень важно в детском саду рассказывать об особенностях различных народов мира к разнообразным национальностям. Где территориально проживают различные народы мира, о своеобразии природы и климата, от чего различается наш быт.

Для достижения поставлено цели для формирования патриотического воспитания у дошкольников существуют различные методы и формы патриотического воспитания.

Мы подобрали методы и формы патриотического воспитания, с учётом возрастных особенностей детей:

- различные рассказы воспитателя;

- экскурсии в музей и на места Воинской славы;

- беседы о родном городе в моменты его зарождения;

- мониторинг наблюдения в изменении внешнего облика города, района и детского сада при физическом воздействии людей;

- знакомство и результатом народного промысла;

- демонстрация кинофильмов, иллюстраций, слайдов;

- содействие ребёнка в труде;

- заучивание пословиц, поговорок и песен;

- проведение выставок на тематическую тему;

- организация календарных праздников с участием детей.

Дальше представлены социально-педагогические средства патриотического воспитания детей:

- изобразительная деятельность;

- природа;

- национальные обычаи;

- традиции;

- литература;

- спорт;

- экскурсии в музеи;

- праздники;

- духовно-моральный климат;

- быт.

В федеральном образовательном стандарте сущёствует ряд направлений, с которыми положительно сочетается патриотическое воспитание. Вот эти направления:

- речевое развитие (беседы, заучивание стихов, загадки, поговорки, пополнение словарного запаса);

- развитие ребёнка в музыкальной деятельности (песни, музыкальные русские народные игры, проведение утренников, русские народные танцы);

- трудовое обучение (знакомство с русским народным промыслом, знакомство с трудом людей);

- развитие творческой деятельности (знакомство с русским народным творчеством – рисование, лепка, аппликация);

- развитие представлений о человеке  в истории и культуре (развитие понимания возникновение народа);

- физическое развитие и здоровье (подвижные игры, спортивные мероприятия);

- художественное развитие (рассматривание иллюстраций, картин).

Именно патриотическое воспитание дошкольников – является одной из главных задач в дошкольном образовательном учреждении.

Было выявлено, что при использовании, в педагогической деятельности, народного искусства, детской литературы, музыки, игровой деятельности и т. д., процесс патриотического воспитания показывает более продуктивный результат.

На основании теоретического анализа литературы данной проблемы можно сделать вывод: что в начале XXI века прослеживалась положительная тенденция патриотического воспитания, и то, что государство пыталось повлиять на данный аспект, в большей степени данное направление воспитательной работы не получило заслуженное внимание со стороны практической деятельности.

На основании теоретического анализа средств патриотического воспитания можно сделать вывод: несмотря на то, что существуем множества разнообразных средств патриотического воспитания, которые затрагивают все черты личности дошкольника, в педагогической практике реализуются меньшая часть. Для того, чтобы улучшить патриотическое воспитание детей, мы решили разработать социально-педагогические программы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...