"Лучший способ защиты...-психологическая компетентность"
материал на тему

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ребенка — сложный, многогранный и непрерывный процесс, условно подразделяемый на несколько периодов. Наибольший интерес у психологов вызывают дошкольники, входящие в возрастную группу 3-6 лет. Именно в эти годы малыши обзаводятся самосознанием, начинают чувствовать мир и осознают себя в качестве обособленной личности.

 

Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин «психологическое здоровье» характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Такой подход позволяет осуществить отделение психологического аспекта от других граней, в число которых вошли философская, социологическая и медицинская. По мнению специалистов без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

 

Уровни психологического здоровья

При оценивании состояния психологического здоровья наиболее востребован адаптационный подход. С этой точки зрения здоровым признается индивид, обладающий навыками успешной адаптации и не испытывающий трудностей в части налаживания контактов с окружающими людьми. В рамках данного подхода психологическое здоровье ассоциируется с динамическим равновесием двух сторон: человека и среды. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Исходя из этого были выделены три уровня психологического здоровья:

  1. высший (креативный), для которого характерны устойчивая адаптация, активное творческое отношение к действительности и наличие резервных сил, расходуемых в стрессовых ситуациях;
  2. средний (адаптивный), предполагающий адаптацию к социуму в целом при наличии повышенной тревожности и единичных признаков дезадаптации;
  3. дезадаптивный, отличительная особенность которого нашла отражение в нарушении баланса «ребенок-общество» за счет присутствия сбоев в регулятивных процессах.

Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.

В деле воспитания подрастающего поколения важнейшей задачей является целенаправленное приучение детей с раннего детства придерживаться режима. Лишь то ...

С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.

Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход. Этим учащимся присущи два типа поведения:

  • Преобладание процессов аккомодации приводит к развитию приспособленческих черт. Таким дошкольникам свойственно ущемление собственных интересов и потребностей. Они ориентированы на удовлетворение требований внешнего мира. Прилежность и старания в учебном процессе, спокойное поведение — характерные черты склонных к молчанию малышей. «Удобные» практически во всех отношениях дети не только не доставляют проблем родителям, но и являются объектом их гордости.
  • Аффективная капризность, обилие конфликтов со сверстниками и эпатажное поведение — наглядные признаки дезадаптации детей, для которых характерно преобладание процессов ассимиляции. Этих дошкольников обуревает желание изменения действительности. В то же время они не способны на изменение самих себя, предполагающее соответствие интересам окружающих и подчинение поступающим извне требованиям.

 

Психологические аспекты здоровья дошкольников

Правильное протекание значимых для дальнейшей жизни ребенка процессов невозможно без общего психического развития, опирающегося на новую для организма систему психических функций. Из числа последних пристального внимания удостоились память и мыслительные навыки. Отныне ребенку подвластны как ориентация и осуществление важных на текущий момент действий, так и построение цепочки связей, объединяющей общие представления и понятия, выходящие за рамки личного опыта малыша.

Благодаря данной особенности мышлению удается воспарить над наглядной основой, вследствие чего становится возможным переход от наглядно-действенных рассуждений к наглядно-образным. Уникальные особенности развития памяти и мышления открывают детям доступ к новым видам деятельности, включая такие типы, как конструктивная, игровая и изобразительная. В качестве отправных точек отныне могут выступать идеи и мысли, в качестве логических завершений — воплощение и конкретные ситуации, в то время как ранее ребенок руководствовался единственной доступной для него цепочкой «ситуация — мысль».

Речь — гармоничное продолжение мыслительных процессов, пребывающих на стадии развития. До поступления ребенка в школу именно за этим навыком закреплена функция планирования и регулирования деятельности малыша. В этот период наблюдается пополнение словарного запаса и усвоение простейших принципов грамматического построения речи. От выражения обуревающих его в данную минуту желаний и комментирования конкретных событий ребенок переходит к размышлениям и беседам об окружающих людях, животных, растениях и т.д. Не последняя роль в этих мыслях отведена осознанию собственного "Я" и определению места в мире.

Многие родители, чтобы идти в ногу со временем прямо из колыбели подсаживают малыша к монитору. Но как правильно давать малышу компьютерное образовани ...

Сложно переоценить значимость влияния взрослых, ежедневное присутствие которых сказывается на протяжении всего развития дошкольника. Полноценное общение — залог нормального физического и психологического развития. Круг близких людей ограничен родителями, бабушками, дедушками и т.д. Именно они находятся рядом с малышом на ранней стадии жизненного пути и знакомят его с реалиями окружающего мира. Их губы произносят первые в жизни крохи слова. Под руководством родственников малыш учится взаимодействовать с предметами и овладевает навыками использования подвластных пониманию орудий деятельности. В недалеком будущем поддержка близких пригодится на этапе постижения сложной для восприятия системы человеческих взаимоотношений. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что детям, лишенным общения со взрослыми в первые годы жизни, впоследствии так и не удалось научиться ни полноценно говорить, ни полноценно мыслить. Не могла идти в подобных случаях и речь об адаптации в социальной сфере.

Аналогичные по силе яркости черты присущи феномену «госпитализации», для которого характерно ограничение взаимодействия малыша и взрослого. Формальный по своей сути уход за ребенком не предусматривает полноценного эмоционального общения.

Преобладающая часть детей не испытывает недостатка заботы и внимания со стороны взрослых. В то же время даже в числе воспитывающихся в семьях малышей фиксируется существенный процент заболеваний психической направленности. Неврозы в печальном перечне занимают одно из ведущих мест. Их проявления зачастую связаны с социальными факторами, обусловленными особенностями взаимоотношений.

 

Составляющие психологического здоровья дошкольников

Сотрудники каждого дошкольного учреждения должны приложить максимум усилий для достижения жизненно важной цели, сформулированной тремя простыми словами. Как не трудно догадаться, речь идет о воспитании здорового ребенка. Приоритетность данной задачи подтверждена многочисленными исследованиями, на которые ушло несколько десятилетий. Развитым и здоровым детям не страшны вредные факторы среды, они демонстрируют отличную физиологическую и социальную адаптацию, не склонны к утомляемости.

В период дошкольного детства формируется база здоровья малыша, фиксируется интенсивность развития и роста, закладываются осанка и типовые движения. Эти дни отведены на приобретение базовых физических качеств, становление привычек и обучение навыкам, а также выработке черт характера, способствующих ведению здорового образа жизни.

Первоочередной для взрослых должна стать задача, связанная с формированием и поддержанием интереса к оздоровлению. Нельзя недооценивать благотворное влияние личного примера. Недаром именно за родителями закреплено закладывание основ не только интеллектуального и нравственного, но и физического развития ребенка, а сами родители удостоились звания первых педагогов, что отражено в п.1 ст. 18 Закона РФ.

Дети должны расти в дружелюбной и спокойной психологической атмосфере. Взаимопонимание и согласие рассматриваются в качестве основных аспектов взаимоотношений. Звучащая в присутствии малыша ругань чревата появлением невроза. В некоторых случаях наблюдается усугубление имеющихся нарушений нервной системы. Подобные проявления способствуют ухудшению защитных возможностей организма ребенка. В качестве лекарства, ориентированного на предотвращение пагубных последствий, прописано хорошее настроение и позитивное мышление. Психологи убеждены в том, что дошкольники в сутки нуждаются как минимум в восьми объятиях. Украшающая лицо взрослого улыбка учит ребенка радоваться, в то время как нахмуренный лоб и раздражительность вызывают у крохи чувства разочарования и вины.

Особенности воспитания дошкольников 

За термином «воспитание детей дошкольного возраста» скрывается совокупность ряда аспектов развития юных граждан, в силу своего возраста не ...

Устранение нежелательных факторов воздействия — первый шаг, направленный на защиту детского организма. Второй предполагает создание условий, благоприятно отражающихся на повышении работоспособности и укреплении защитных сил. Благодаря правильно организованному режиму дня удается достичь оптимального сочетания периодов сна и бодрствования, предполагающих удовлетворение пищевых, двигательных и иных потребностей. Соблюдение режима приучает детей к дисциплине, настраивает их на определенный ритм и облегчает процесс овладения полезными навыками.

Помимо полноценного сна дети нуждаются в качественном питании. В рационе дошкольников должны присутствовать витамины А, В, С, Д и минеральные соли. Пищу целесообразно принимать в четко установленные временные интервалы.

Пребывание на свежем воздухе относят к наиболее эффективным разновидностям отдыха, зарекомендовавшим себя в качестве отличного средства восстановления работоспособности и восполнения ресурсов, израсходованных в результате выполнения определенных действий. Прогулки усиливают сопротивляемость организма, способствуя тем самым его закаливанию. Нормализация сна и аппетита — очередной важный аспект благотворного влияния проявленной на воздухе активности. Прогулки рекомендованы практически при всех погодных условиях, за исключением наиболее неблагоприятных. В число последних вошли сильные порывы ветра, обильный дождь, аномально высокая или низкая температура воздуха. Выбор одежды и обуви следует осуществлять с учетом гигиенических требований и климатических условий. Педагогам и родителям следует помнить о пагубности длительного пребывания в одной позе. Сдвинуть ситуацию в лучшую сторону удается за счет изменения места проведения игры, смены деятельности и т.д. Благоприятно зарекомендовало себя сочетание подвижных игр спортивного характера с неспешными прогулками.

Родителям и педагогам не следует забывать о том, что детство является особенным периодом. Важно учесть, что осуществляемая дошкольниками деятельность ограничена игровыми процессами. Отсутствие в жизни ребенка познавательных и развивающих игр отбирает у малыша детство. Нанесенная в эти годы травма аукнется как на этапе взросления, так и по его окончании. Недоигравшие в детстве дошкольники впоследствии могут испытывать проблемы с адаптацией в обществе, ощущать собственную неполноценность и демонстрировать неумелость в сфере выражения чувств.

Создание в семье подходящей для ребенка психологической атмосферы предполагает выполнение ряда условий:

  1. Дошкольники не должны присутствовать при скандалах и разбирательствах. Непосредственное участие в них считается и вовсе недопустимым. Выяснение отношений желательно отложить на период отсутствия ребенка.
  2. Построение взаимоотношений с малышом должно быть изначально основано на согласии и взаимопонимании.
  3. Пребывающим в стрессовом состоянии взрослым родственникам желательно уметь контролировать собственные эмоции. Многие родители не задумываются о том, насколько часто они выплескивают переполняющие их обиды и злость на ни в чем не повинного малыша.
  4. Окружающие дошкольника родственники и близкие должны осознавать важность проведенного с ребенком времени. В такие минуты можно развлечь малыша рассказами о запомнившихся моментах собственного детства, одержанных в тот период победах и постигших разочарованиях. Дошкольник должен иметь возможность высказаться. В ходе информативной для обеих сторон беседы можно дать ребенку несколько полезных советов и объяснить, по какой причине следует поступать именно так, а не иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

ЛУЧШИЙ СПОСОБ НАСЛАДИТЬСЯ ЖИЗНЬЮ – РАБОТА

Я считаю, что в дошкольном образовательном учреждении должны работать только педагоги, уважающие и любящие детей. Только когда взрослые станут относиться к ребёнку как к личности, уважать его мысли и ...

Издательская деятельность как способ повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Одним из условий модернизации образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров....

Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""

Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...

. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую...