. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.
проект

Тихонова Ирина Сергеевна

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую» культуру. Исследовательская деятельность детей проводится в игровой форме как итоговое занятие после накопления определенных базовых знаний и умений

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.

Цель: 1. Формировать предпосылки поисковой познавательной инициативы о культуре других людей и народов, развитие толерантности, уважения к другим людям, этносам.

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую» культуру. Исследовательская деятельность детей проводится в игровой форме как итоговое занятие после накопления определенных базовых знаний и умений. С детьми подготовительной к школе группы мы организовали игровые ситуации на следующие темы:

  1. Первый исследовательский проект на тему: «Родные места героев сказок».

Цели: 1. Воспитание любви к родному краю.

  1. Воспроизведение и осмысление рассуждения другого ребенка.  
  2. Формирование осознанно-правильного отношения к обитателям родных мест.  
  3. Формировать навыки общения между детьми и родителями.

Работа над проектом проводится следующим образом: вступительная беседа педагога → рисунки детей по сюжетам собственного рассказа → сбор информации с помощью родителей → защита исследовательского проекта → форма защиты проекта: стендовая - альбом – гербарий.

2. Исследовательский проект на тему «Оружие богатыря мордовской сказки».

Цели: 1. Обогатить словарный запас воспитанников.

2. Развить разговорную речь.

3. Развить внимание.

4. Ознакомить с орудиями защиты богатыря сказки.

5. Ознакомить детей с местными сказителями.

6. Осуществить положительно-эмоциональной настрой детей на осуществление художественно-творческой деятельности.  

Этапы работы над проектом: вступительная беседа педагога → раскраска книжек-раскладушек → экскурсия в музей Эрьзи С.Н. → сбор информации детей с помощью родителей → презентация проекта → форма защиты проекта: стендовая.

3. Исследовательский проект на тему: «Берестяные изделия – предметы обихода сказочных героев».

Цели: 1. Ознакомить детей с ремеслом Тавленских мастеров – поделками из бересты и дерева.

2. Довести до широкого круга людей о ремесле Тавленских мастеров.

3. Помочь ребенку раскрыться, почувствовать себя раскованно, свободно, а также увидеть себя со стороны.

Этапы работы над проектом: экскурсия в лес → беседа → проведение следующих форм работы: ознакомление с песнями и стихами про природу; загадывание загадок; рассказ детей по собственным рисункам → сбор информации про природу детьми → презентация проекта → форма защиты проекта: стендовая + выставка поделок из бересты.

Завершение работы по теме «Мордовская народная сказка в ее сопоставлении с русским сказочным фольклором”- это своеобразный итог большого разговора, который дети пытаются подвести, отвечая на вопрос воспитателя.

Что же общего в русских и мордовских сказках, а что их отличает? Вывод объединил те мысли, находки, суждения детей, которые они высказывали в процессе обсуждения сказок. Любой народ, создавая свое сказочное наследие, обращается к последующим поколениям, передавая им накопленный опыт, нравственно-этический образец, веру в торжество добра, справедливости и любви. Но в то же время каждый народ вложил в свою сказку только ему присущие национальные черты, особенности культуры, истории, характера, то, что составляет понятие “душа народа”.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сопоставительный анализ, проведенный на различных уровнях сравнения текстов в процессе изучения сказок, позволяет выработать у детей более широкий взгляд на различные инонациональные явления как формы многокультурности современного общества и в то же время помогает полнее представить мир русской сказочной культуры через образы и характеры инонационального фольклора, глубже постичь наиболее выразительные явления собственной культуры. Данная работа способствует закреплению их знания о жанровом своеобразии сказки как формы фольклора. Система таких методических приемов, используемых в процессе сопоставления, содействует развитию воображения детей, одновременно обогащая его. Изучение сказок в сопоставлении расширяет знания у детей о духовных ценностях разных национальных культур, формирует познавательный интерес, терпимое, позитивное отношение к инонациональным проявлениям, имеет большое значение для нравственного воспитания детей. В ходе общения мы убедились в том, что ребенок приобретает возможность проявления себя только тогда, когда его интересы, суждения не просто учитываются, а становятся значимой составляющей в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициямФормирование этнокультур...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

Формирование этнокультурной компетентности детей посредством материнского фольклора

Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Культурное взаимовлия...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....