Формирование этнокультурной компетентности детей посредством материнского фольклора
презентация

Землянская Марина Викторовна

Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Культурное взаимовлияние народов с разными, а порой и полярными точками зрения на морально-нравственные нормы существования человеческого общества порождают проблемы межнационального и межконфессионального характера. На данный момент этнокультурное воспитание подрастающего поколения происходит в крайне не благоприятной обстановке. Обесценивание социокультурных принципов сосуществования, доминирование материальных благ над духовным развитием личности, многократно усиленное единым информационным пространством, предлагающим усвоение культурных норм поведения с более низкими ценностными установками, способствует неблагоприятному вектору воспитания этнокультурных ценностей.

Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании школьников является фольклор - древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Материнский фольклор - одна из важнейших областей народного творчества, вобравшая в себя многовековой коллективный опыт становления и развития полноценной человеческой личности, достойного члена общества, способного сохранять духовное наследие предков и передавать его потомкам. Материнский фольклор является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений.

 

 

Материнский фольклор предполагает собою существенное проявление в традиционном поэтическом словесном творчестве. Исторически материнский фольклор возможно рассматривать прообразом детской литературы, развивающих игр, укрепляющего массажа и гимнастики, нацеленных на физиологическое, эмоциональное и умственное развитие детей.

Материнский фольклор, т. е. определенные жанры фольклора, которые взрослые (не обязательно мама) исполняют детям, предполагает собою существенное проявление в традиционном поэтическом словесном творчестве. Исторически материнский фольклор возможно рассматривать прототипом детской литературы, развивающих игр, усиливающего массажа и гимнастики, нацеленных на физиологическое, эмоциональное и интеллектуальное формирование ребенка.

Практическая полезность применения материнского фольклора в воспитательном ходе нередко недооценивается, а она весьма огромна. Это нить, связывающая поколения, это возникновение национального самосознания, формирование национального образца. Применение традиционных жанров материнского фольклора содействует формированию речи, пополнению словарного запаса богатой, меткой лексикой. Формирование поэтической образности и творческого мышления, способность выделять общие и частные качества предметов безусловно совершается при знакомстве с загадками, поговорками, образным строем фольклора. Напевный речитатив многочисленных жанров материнского фольклора, мелодическая база колыбельных песен дает возможность сформировать музыкальные способности, ощущение ритма, способность красиво передвигаться. Изящность поэтических сопоставлений, метафоричность фольклора, нередкое потребление олицетворений, параллелизмов, синонимических рядов формирует ощущение прекрасного, обучает осознавать чувства иных людей и верно выражать собственные мысли.

Традиционный фольклор ненавязчиво знакомит детей с главными нормами морали, с верными взаимоотношениями между людьми, с истинами жизни, что содействует воспитанию душевной теплоты, чуткости. Дитя, оцепленное с первых дней жизни лаской, вниманием, певучими нежными словами, вырастает психологически более стойким и научается любить.

Но наиболее существенное, пожалуй, это то, что материнский фольклор предоставляет вероятность проявить собственную любовь к ребенку, донести до ребенка, что он любим, желанен, необходим.

Произведения детского фольклора, какие сформированы взрослыми для детей и осуществляются ими же (взрослыми) называют «материнский фольклор» либо «материнская поэзия». У исследователей русского фольклора (С.И.Селиванова, В.Аникин) имеется такое понятие, как «поэзия пестования», которая предполагает собою невероятно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Базой для ее формирования послужило практическое понимание особенности детского возраста, которое скапливалось в народной культуре годами и столетиями, и было зафиксировано в разнообразных приемах воспитания детей на различных стадиях жизни.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих небольших фольклорных форм сложно пересмотреть. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок играет в ладушки, притопывает, передвигается в такт произносимому тексту. Это не только лишь веселит ребёнка, радует, т.е. порождает эмоциональный отклик, ощущение сопричастности к тому, что описывается в творении, а так же у ребёнка возникает стремление запомнить текст. Так как абсолютно всем знакома истина: что интересно, то проще запоминается, продолжительнее оставляется в памяти. Небольшие формы фольклора считаются основными художественными творениями, какие слышит ребёнок.

Материнский фольклор широкая сфера устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, заполненный жизненной силой и красотой. Он граничит с миром старших, однако не подвластен ему и проживает по собственным законам в согласовании с собственным ведением природы и человеческих взаимоотношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнедеятельность взрослых и с удовольствием заимствуют их навык, однако видоизменяют и выкраивают полученное. Мысль детей сопряжена с определенными образами - в этом источник к тайнам детского художественного творчества. Характерные черты детской психики, мышления установили отбор произведений детского фольклора.

Материнский фольклор содержит в себе колыбельные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это сфера народного творчества предполагает собою одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов слагал: «У народа были и есть популярные понятия, взгляды на жизнедеятельность, на воспитание и обучение возникающих новейших поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, знакомы средства и пути влияния на юные поколения комплекс и взаимозависимость их и дают, что необходимо охарактеризовать народной педагогикой».

С первых минут существования ребенка взрослый, и это, в главную очередность, мать делается для ребенка проводником в данном новейшем для него мире и источником удовлетворение абсолютно всех его жизненных нужд. Взаимодействие с мамой, близкий эмоциональный контакт с нею считается для ребенка жизненно-важным. Первоначальные месяцы жизни ребенок внутренне сконцентрирован, всё для него в этом мире особенно и тревожно. Воспринимая речь мамы, ещё не осознавая содержания, ребенок чувствует в нем мягкость, умиротворение и любовь обращенные к нему. Присутствие мамы, её речь дают возможность младенцу ощутить себя в защищенности. В том числе и в давние времена мать-пестунья осознавала, что хороший длительный сон - гарантия здоровья и нормального роста ребенка, а взаимодействие с ним песней, напевной речью содействует поддержанию у него спокойного и оптимистичного настроения.

Материнское поведение, в абсолютно всем его разнообразии проявлений, считается основой, характеризующей формирование здорового малыша. Разговаривая с ребенком, мама неосознанно меняет характеристики собственного голоса. Она говорит весьма четко, изменяет интонацию, растягивает слова, в некоторых случаях отдельные гласные в словах, удлиняет паузы, повторяет определенные слова, увеличивает частоту голоса. Данное, так именуемый «язык нянь», который, согласно изучениям специалистов по психологии нужен ребенку с целью наилучшего восприятия собственной мамы. Малыш осознает, что приятный высокий голос обращен непосредственно к нему. Ребенок воспринимает ритмичность колыбельной либо иной песенки, и данная ритмичность действует на него расслабляюще. Непосредственно по этой причине все колыбельные характеризуются ритмичностью и мерным тактом, простой, повторяющейся мелодией.

Потешки и пестушки собственным ритмом напротив вызваны спровоцировать у ребенка эмоциональный рост. Они выступают как способ эмоционально-игрового контакта мамы и ребенка. Делая ребенку массаж, обучая ребенка движению руками и ногами, мать напевает ребенку, определяя определенный темп движений («Ладушки-ладушки...»). Кроме того, ребенок в данное время обучается осознавать наименования совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка...», сразу решая при этом ряд задач:

  • малыш отвлекается от, возможно, не очень приятных ему ощущений от попадающей в глаза воды;
  • ласковый голос мамы успокаивает его и делает процедуру умывания эмоционально-приятной;
  • ребенок запоминает названия частей своего тела (роток, зубки, глазки).

Специальные наблюдения ученых за поведением младенцев показали, что при взаимодействии с эмоционально-контактным взрослым, ребенок в лепетной речи произносит больше звуков, напоминающих по звучанию звуки родной речи, а это уже подготовка речевого аппарата ребенка к овладению активной речью.

 Таким образом, можно сделать вывод, что применение произведений «материнской поэзии» оказывает разностороннее влияние на развитие ребенка раннего возраста. Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление - это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Также колыбельная помогает ребенку быстрее перейти от бодрствования ко сну, успокоиться. Позднее, когда ребенок начнет понимать значение слов колыбельной, она расскажет ему о предметах окружающего мира, с которыми он сталкивается в повседневной жизни и о тех, которых он не видел, материнский поэзия развитие ребенок.

Пестушки развлекают малыша, способствуют установлению контакта между взрослым и ребенком. Действия, которые взрослый выполняет, пестуя ребенка, стимулируют физическое развитие малыша, помогают ему научиться владеть своим телом. Пестушки, исполняемые мамой во время массажа малыша, позволяют сделать процесс более приятным и увлекательным для ребенка. «...В ямку бух!» подготавливает ребенка к будущим падениям и дает ему понять, что это совсем не страшно.

Позднее ребенок знакомится с потешками, исполнение которых уже требует его непосредственного участия. Например, после того, как малыш неоднократно слышал потешку «Гуси, гуси», мама может побуждать ребенка самостоятельно произносить «га-га-га» и «да-да-да», что является прекрасной тренировкой его речевого аппарата. С помощью потешек ребенок усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира.

Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет и, так называемую, кумулятивную структуру. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства, всё более усложняясь.

 

Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Таким образом, произведения материнской поэзии являются единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир. В материнской поэзии, или поэзии пестования, закреплены многообразные приемы и методы воздействия на ребенка. Формы материнской поэзии, являясь высокохудожественными произведениями, из века в век учат, совершенствуют разум, воспитывают физически и нравственно, доставляют детям истинно эстетическое наслаждение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Культурное взаимовлияние народов с разными, а порой и полярными точками зрения на морально-нравственные нормы существования человеческого общества порождают проблемы межнационального и межконфессионального характера. На данный момент этнокультурное воспитание подрастающего поколения происходит в крайне не благоприятной обстановке. Обесценивание социокультурных принципов сосуществования, доминирование материальных благ над духовным развитием личности, многократно усиленное единым информационным пространством, предлагающим усвоение культурных норм поведения с более низкими ценностными установками, способствует неблагоприятному вектору воспитания этнокультурных ценностей.

Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании школьников является фольклор - древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Материнский фольклор - одна из важнейших областей народного творчества, вобравшая в себя многовековой коллективный опыт становления и развития полноценной человеческой личности, достойного члена общества, способного сохранять духовное наследие предков и передавать его потомкам. Материнский фольклор является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений.

Материнский фольклор предполагает собою существенное проявление в традиционном поэтическом словесном творчестве. Исторически материнский фольклор возможно рассматривать прообразом детской литературы, развивающих игр, укрепляющего массажа и гимнастики, нацеленных на физиологическое, эмоциональное и умственное развитие детей.

Материнский фольклор, т. е. определенные жанры фольклора, которые взрослые (не обязательно мама) исполняют детям, предполагает собою существенное проявление в традиционном поэтическом словесном творчестве. Исторически материнский фольклор возможно рассматривать прототипом детской литературы, развивающих игр, усиливающего массажа и гимнастики, нацеленных на физиологическое, эмоциональное и интеллектуальное формирование ребенка.

Практическая полезность применения материнского фольклора в воспитательном ходе нередко недооценивается, а она весьма огромна. Это нить, связывающая поколения, это возникновение национального самосознания, формирование национального образца. Применение традиционных жанров материнского фольклора содействует формированию речи, пополнению словарного запаса богатой, меткой лексикой. Формирование поэтической образности и творческого мышления, способность выделять общие и частные качества предметов безусловно совершается при знакомстве с загадками, поговорками, образным строем фольклора. Напевный речитатив многочисленных жанров материнского фольклора, мелодическая база колыбельных песен дает возможность сформировать музыкальные способности, ощущение ритма, способность красиво передвигаться. Изящность поэтических сопоставлений, метафоричность фольклора, нередкое потребление олицетворений, параллелизмов, синонимических рядов формирует ощущение прекрасного, обучает осознавать чувства иных людей и верно выражать собственные мысли.

Традиционный фольклор ненавязчиво знакомит детей с главными нормами морали, с верными взаимоотношениями между людьми, с истинами жизни, что содействует воспитанию душевной теплоты, чуткости. Дитя, оцепленное с первых дней жизни лаской, вниманием, певучими нежными словами, вырастает психологически более стойким и научается любить.

Но наиболее существенное, пожалуй, это то, что материнский фольклор предоставляет вероятность проявить собственную любовь к ребенку, донести до ребенка, что он любим, желанен, необходим.

Произведения детского фольклора, какие сформированы взрослыми для детей и осуществляются ими же (взрослыми) называют «материнский фольклор» либо «материнская поэзия». У исследователей русского фольклора (С.И.Селиванова, В.Аникин) имеется такое понятие, как «поэзия пестования», которая предполагает собою невероятно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Базой для ее формирования послужило практическое понимание особенности детского возраста, которое скапливалось в народной культуре годами и столетиями, и было зафиксировано в разнообразных приемах воспитания детей на различных стадиях жизни.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих небольших фольклорных форм сложно пересмотреть. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок играет в ладушки, притопывает, передвигается в такт произносимому тексту. Это не только лишь веселит ребёнка, радует, т.е. порождает эмоциональный отклик, ощущение сопричастности к тому, что описывается в творении, а так же у ребёнка возникает стремление запомнить текст. Так как абсолютно всем знакома истина: что интересно, то проще запоминается, продолжительнее оставляется в памяти. Небольшие формы фольклора считаются основными художественными творениями, какие слышит ребёнок.

Материнский фольклор широкая сфера устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, заполненный жизненной силой и красотой. Он граничит с миром старших, однако не подвластен ему и проживает по собственным законам в согласовании с собственным ведением природы и человеческих взаимоотношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнедеятельность взрослых и с удовольствием заимствуют их навык, однако видоизменяют и выкраивают полученное. Мысль детей сопряжена с определенными образами - в этом источник к тайнам детского художественного творчества. Характерные черты детской психики, мышления установили отбор произведений детского фольклора.

Материнский фольклор содержит в себе колыбельные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это сфера народного творчества предполагает собою одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов слагал: «У народа были и есть популярные понятия, взгляды на жизнедеятельность, на воспитание и обучение возникающих новейших поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, знакомы средства и пути влияния на юные поколения комплекс и взаимозависимость их и дают, что необходимо охарактеризовать народной педагогикой».

С первых минут существования ребенка взрослый, и это, в главную очередность, мать делается для ребенка проводником в данном новейшем для него мире и источником удовлетворение абсолютно всех его жизненных нужд. Взаимодействие с мамой, близкий эмоциональный контакт с нею считается для ребенка жизненно-важным. Первоначальные месяцы жизни ребенок внутренне сконцентрирован, всё для него в этом мире особенно и тревожно. Воспринимая речь мамы, ещё не осознавая содержания, ребенок чувствует в нем мягкость, умиротворение и любовь обращенные к нему. Присутствие мамы, её речь дают возможность младенцу ощутить себя в защищенности. В том числе и в давние времена мать-пестунья осознавала, что хороший длительный сон - гарантия здоровья и нормального роста ребенка, а взаимодействие с ним песней, напевной речью содействует поддержанию у него спокойного и оптимистичного настроения.

Материнское поведение, в абсолютно всем его разнообразии проявлений, считается основой, характеризующей формирование здорового малыша. Разговаривая с ребенком, мама неосознанно меняет характеристики собственного голоса. Она говорит весьма четко, изменяет интонацию, растягивает слова, в некоторых случаях отдельные гласные в словах, удлиняет паузы, повторяет определенные слова, увеличивает частоту голоса. Данное, так именуемый «язык нянь», который, согласно изучениям специалистов по психологии нужен ребенку с целью наилучшего восприятия собственной мамы. Малыш осознает, что приятный высокий голос обращен непосредственно к нему. Ребенок воспринимает ритмичность колыбельной либо иной песенки, и данная ритмичность действует на него расслабляюще. Непосредственно по этой причине все колыбельные характеризуются ритмичностью и мерным тактом, простой, повторяющейся мелодией.

Потешки и пестушки собственным ритмом напротив вызваны спровоцировать у ребенка эмоциональный рост. Они выступают как способ эмоционально-игрового контакта мамы и ребенка. Делая ребенку массаж, обучая ребенка движению руками и ногами, мать напевает ребенку, определяя определенный темп движений («Ладушки-ладушки...»). Кроме того, ребенок в данное время обучается осознавать наименования совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка...», сразу решая при этом ряд задач:

  • малыш отвлекается от, возможно, не очень приятных ему ощущений от попадающей в глаза воды;
  • ласковый голос мамы успокаивает его и делает процедуру умывания эмоционально-приятной;
  • ребенок запоминает названия частей своего тела (роток, зубки, глазки).

Специальные наблюдения ученых за поведением младенцев показали, что при взаимодействии с эмоционально-контактным взрослым, ребенок в лепетной речи произносит больше звуков, напоминающих по звучанию звуки родной речи, а это уже подготовка речевого аппарата ребенка к овладению активной речью.

 Таким образом, можно сделать вывод, что применение произведений «материнской поэзии» оказывает разностороннее влияние на развитие ребенка раннего возраста. Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление - это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Также колыбельная помогает ребенку быстрее перейти от бодрствования ко сну, успокоиться. Позднее, когда ребенок начнет понимать значение слов колыбельной, она расскажет ему о предметах окружающего мира, с которыми он сталкивается в повседневной жизни и о тех, которых он не видел, материнский поэзия развитие ребенок.

Пестушки развлекают малыша, способствуют установлению контакта между взрослым и ребенком. Действия, которые взрослый выполняет, пестуя ребенка, стимулируют физическое развитие малыша, помогают ему научиться владеть своим телом. Пестушки, исполняемые мамой во время массажа малыша, позволяют сделать процесс более приятным и увлекательным для ребенка. «...В ямку бух!» подготавливает ребенка к будущим падениям и дает ему понять, что это совсем не страшно.

Позднее ребенок знакомится с потешками, исполнение которых уже требует его непосредственного участия. Например, после того, как малыш неоднократно слышал потешку «Гуси, гуси», мама может побуждать ребенка самостоятельно произносить «га-га-га» и «да-да-да», что является прекрасной тренировкой его речевого аппарата. С помощью потешек ребенок усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира.

Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет и, так называемую, кумулятивную структуру. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства, всё более усложняясь.

Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Таким образом, произведения материнской поэзии являются единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир. В материнской поэзии, или поэзии пестования, закреплены многообразные приемы и методы воздействия на ребенка. Формы материнской поэзии, являясь высокохудожественными произведениями, из века в век учат, совершенствуют разум, воспитывают физически и нравственно, доставляют детям истинно эстетическое наслаждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициямФормирование этнокультур...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую...