«Рисуем без кисточки»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа «Рисуем без кисточки» для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета Заведующий
МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»
Протокол № ___ от _____________ _______ М.Н. Емельянова
« » _____________2014 г.
Дополнительная образовательная программа
«Рисуем без кисточки»
для детей 3-4 лет
Срок реализации программы: 1 год
Ф.И.О. автора:
воспитатель МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» Вяткина С.В.
г. Котлас
2014 г.
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Рисуем без кисточки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развивать у детей 3-4 лет художественно-творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Формировать у детей способность к изобразительной деятельности, знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей. Побуждать детей экспериментировать с цветом, формой, продумывать и создавать композицию.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. Формировать у детей положительное отношение к собственной деятельности и её результату.
Формы и методы работы:
- тематическая совместная деятельность педагога с подгруппой детей;
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные (рассматривание предметов, картин, наблюдения в природе и др.)
- практические (обследование предметов, материалов и др.)
- игровые (дидактические, словесные игры и др.)
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год - 32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 15 человек, время занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ;
- Проведение открытого мероприятия для родителей воспитанников;
- Проведение мастер-класса среди педагогов МДОУ;
Описание нетрадиционных художественных техник:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Диагностическое занятие Грибочки | -------------- | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста | Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. |
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоят. | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К | Н. | К. | Н | К. | Н. | К | Н | К | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||
15 |
Н.- начало года К.- конец года
Вывод:
Анализ детских работ показал, никто из детей не воспользовался нетрадиционными техниками, так как нет достаточного уровня развития изобразительных творческих способностей. Следовательно, на следующем этапе будет проводиться работа по развитию художественно - творческих способностей.
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | Мой любимый дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
3 | Ягоды и яблочки на тарелочке | Оттиск печатками из картофеля, яблок | Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи |
4 | Вкусный компот | Оттиск яблоком | Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи |
5 | Осеннее дерево | Рисование ладошкой | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности. | Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев. |
6 | Ветка рябины | Скатывание салфеток, оттиск печатками | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. |
7 | Украшение чайного сервиза | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
8 | Нарядные матрешки | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки |
9 | Свитер для друзей | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор | Две куклы - мальчик и девочка, пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами |
10 | В лесу родилась елочка | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. | Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки |
11 | Мои рукавички | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки |
12 | Елочка пушистая, нарядная | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки |
13 | Морозко | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. | Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
14 | Снежок для елочки | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса |
15 | Зайчишка | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки |
16 | Рыбки в аквариуме | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
17 | Ночь и звезды | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки |
18 | Веселый снеговик | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки |
19 | Закат | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки |
20 | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки |
21 | Корзина для тюльпанов | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. | Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина |
22 | Тюльпаны в подарок маме | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. | Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов |
23 | Ветка мимозы | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. |
24 | Веселая птичка | Рисование пальчиками | Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, |
25 | Солнышко, которое мне светит | Рисование ладошкой | Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. |
26 | Цветы для пчелки | Рисование ладошкой и пальчиком | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность. | альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок |
27 | Салфетка | Рисование пальчиками | Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции | Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации |
28 | Божьи коровки | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
29 | Одуванчики | Рисование пальчиками | Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе | Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. |
30 | Волшебный цветочек | Рисование пальчиками | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик» |
31 | Сиреневый букет | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
32 | Диагностическое занятие Грибочки | ----------------- | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста. | Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. |
Список используемой литературы:
1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Москва-пресс» 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-48652-1357745160.jpg)
Методическая разработка_Рисуем без кисточки
Для младших групп ДОУ, работников ДОУ, работников домов детского творчества, реабилитационных центров для детей-инвалидов, коррекционных школ, родителей. Представленные разработки занятий по освоению ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-414013-1490531441.jpg)
Мастер-класс для родителей "Рисуем без кисточки"
Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования .Рисование цветным песком, цветной манной крупой,гречкой,семенами мака. Родители выберали понравившийся материал и рисовали Ёжика. Рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/25/picture-645686-1435209798.jpg)
Мастер - класс "Рисуем без кисточки"
«Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-645823-1592059041.jpg)
«Рисуем без кисточки»
Нетрадиционные техники рисования для детейВсе мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окруж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-700509-1605252680.jpg)
Рисуем без кисточки.
Данный материал познакомит родителей с нетрадиционной техникой рисования. Используя такую технику рисования в совместном творчестве, родители дарят детям радость - радость творчества, удивления ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-759906-1456570223.jpg)
Презентация мастер-класса для родителей "Волшебство краски- Рисуем без кисточки"
Мастер-класс "Волшебство краски-Рисуем без кисточки". Разработан для родителей с целью знакомства с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: обогощать детско-родительские отношения опытом совместн...