Главные вкладки
Дошкольное образование как система.
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дошкольное образование как система.
Что представляет собой система дошкольного образования в РФ?
С 1 сентября 2013 г. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования в РФ. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности, приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получении профессионального образования. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме семейного образования.
В чем особенности деятельности ДОО?
Деятельность ДОО регулируется:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014).
ДОО обеспечивает получение детьми дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за воспитанниками. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДО и составляют период от 2 месяцев до 7-8 лет.
Образовательная деятельность по реализации содержания основных образовательных программ дошкольного образования в детском саду осуществляется в группах. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация только основной образовательной программы ДО.
В группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная образовательная программа ДО для детей с ограниченными возможностями с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Также существуют группы комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с ООП ДО, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и задачи ДО (закон Об образовании в РФ):
- Формирование общей культуры дошкольников
- развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств
- формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Когда и как появились образовательные программы для детских садов?
Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса. Затем программа несколько раз перерабатывалась и совершенствовалась. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 году.
«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок.
В 1978 году было опубликовано восьмое, исправленное издание. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.
Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?
В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.).
В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.
«Радуга» (1989) — программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой.
«Детство» (1991) — программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Н. А. Ноткиной.
«Развитие» (1994) — программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
«Истоки» (1995) — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, руководители — Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) — программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители — М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др.
Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребенка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.
Что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?
Образовательная программа — это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, то есть обязательного содержания образования. Наряду с основной программой может существовать дополнительная образовательная программа, направленная на реализацию задач дополнительного образования детей, которое расширяет или углубляет содержание обязательного образования.
Каковы требования стандарта к условиям реализации основной образовательной программы ДО?
Требования к реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая формирование образовательной среды, которая:
- Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей
- Обеспечивает эмоциональное благополучие детей
- Способствует профессиональному развитию педагогических работников
- Создает условия для развивающего вариативного ДО
- Обеспечивает открытость ДО
- Создает условия для участия родителей.
Общеобразовательные программы ДО.
Начиная с 2010 года были переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования общеобразовательные программы «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (2010), «Радуга» (2010), «Детство» (2011), «Истоки» (2011) и разработана новая общеобразовательная программы «Успех» (2011).
Структура общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» построена в соответствии с общепринятой возрастной периодизацией дошкольного детства. Содержание последовательно раскрывается в рамках возрастной группы. В программе «Истоки» за основу взят психологический возраст детей (ранний, младший и старший дошкольный).
Преемственность дошкольного и начального образования.
Преемственность может быть рассмотрена по следующим направлениям:
— преемственность в содержании образовательного процесса;
— преемственность в методах и формах образовательного процесса, условиях воспитания детей в детском саду и начальной школе.
Преемственность в содержании педагогического процесса основана на связи общеобразовательных программ дошкольного и начального образования. Это обусловлено единством философских (системно-деятельностный подход), психологических основ (ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка, теория поэтапного формирования умственных действий и др.) и принципов отбора содержания образования на дошкольной и начальной ступени (научности, связи с жизнью и деятельностью ребенка, воспитывающей и развивающей направленности обучения и пр.).
Как реализуется преемственность в методах и формах образовательного процесса?
Условием преемственности в методах обучения выступает единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного условия знаний и умений, умственных способностей детей, субъектной позиции в детских видах деятельности, творческой активности детей как на ступени дошкольного, так и на ступени начального образования. В старших группах детского сада широко используются игровые технологии обучения, проблемно-поисковые методы, проектный метод. Это обеспечивает освоение детьми сложных форм взаимодействия со сверстниками и взрослым, составляет основу преемственности в методах и формах обучения.
На ступенях дошкольного и начального образования прослеживается единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведения, отношений и представлений в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, организации творческих дел, посильного участия в социальных проектах и акциях, праздниках, экскурсиях, путешествиях. Таким образом, преемственность дошкольного и начального образования обеспечивает непрерывное, целостное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Приоритетные задачи обновления системы ДО:
- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг ДО детей
- модернизация образовательных программ в системе ДО детей, направленная на достижение современного качества результатов образования и социализации
- создание современной системы оценки качества ДО на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия
- модернизация материально-технического обеспечения системы ДО, техническое оснащение детских садов высокотехнологическим оборудованием и компьютерной техникой
Обновление системы подготовки, повышение квалификации специалистов ДО.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Институт детства
Кафедра дошкольного образования
Дисциплина
«Педагогика дошкольного образования»
Выполнила:
Студентка 3 курса ЗО
Группа ДО-4-14
Петрова Анастасия Викторовна
Санкт – Петербург
2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

В данной статье говорится о необходимости художественно эстетическом развитие детей дошкольного возроста...
определение результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки....

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...
Что же такое «качество дошкольного образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...