Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».
консультация на тему

 Чекалина Любовь Васильевна

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкольного образования. В работе освящена актуальность проблемы формирования познавательной активности, методологическая база исследования по теме. А так же этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности (по возрастам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Подготовила Чекалина Л.В.

                                                        «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,              

                                                                    дай попробовать  - и я пойму».

                                                                       (Китайская пословица).

План.

  1. Актуальность проблемы
  2. Познавательное развитие – важное направление развития и образования дошкольников в системе всестороннего развития личности по ФГОС.
  3. Методологическая база исследования по теме.

  1. Актуальность проблемы

  Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в  психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

  3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

   Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддъяков подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.

   Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

  1. Познавательное развитие – важное направление развития и образования дошкольников по ФГОС.  

       В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

   ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность.

     В «Концепции дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г.   раздел «Воспитание дошкольников» начинается с того, что «К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности». Условия формирования этих ценностей – любознательность ребенка. В результате формируются начала экологического сознания. И только после этого освещается отношение к «рукотворному миру», отношения к явлениям общественной жизни и отношения к самому себе.  

  1. Методологическая база исследования по теме.

  Результаты современных психологических и педагогических исследований Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, И. Д. Зверева, И. Я. Лернер, Г. И. Щукиной и др. показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее.

  По мнению академика Н. Н. Поддъякова «в деятельности экспериментирования ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения, а процесс познания - это творческий процесс. «Детское экспериментирование», по Н. Н. Поддъякову, является ещё и ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка. А творческие личности, - это люди, сохранившие в себе черты детства, с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Н.Н.Поддъяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.

  А.И.Савенков дал следующее определение  познавательно-исследовательской деятельности – это «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

  Итак, в  познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:

Этапы/

возраст

приемы

умения

1

3-4 г.

обучение способам сенсорного обследования и формирование представлений о сенсорных эталонах.

элементарные приемы сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий

2

4-6л.

обучение приемам сравнения и группировки

Выделять признаки и свойства объекта, определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов, объединять предметы на основе выделенных общих признаков.

3

6-7л.

развитие познавательной инициативы ребенка.

умения группировать, классифицировать и систематизировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы. классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв).

Этапы познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка.

возраст

мышление

Произвольность познавательных процессов

Объект познания

Способ познания

Этапы исследовательских действий

2-3г.

Наглядно-действенное

Внимание и память непроизвольны

Непосредственно окружающие предметы, их устройство

Манипулирование предметов, их разбирание

 Любопытство. Познание на основе ощущений

3-4г.

Наглядно-образное

Внимание и память непроизвольны

Непосредственно окружающие предметы, их свойство и назначение

Экспериментирование, конструирование

Познание на основе ощущений. Увеличение осмысленности

4-5л.

Наглядно-образное

Внимание и память непроизвольны, начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Предметы и явления непосредственно невоспроизводимые (воздух, праздники)

Рассказы взрослого, экспериментирование

Исследование свойств и качеств

5-6л.

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Развитие целенаправленного запоминания

Предметы и явления непосредственно невоспроизводимые (воздух, праздники). Нравственные нормы

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Появление попыток самостоятельности, формирование предпосылок поисковой деятельности.

6-7л.

Элементы логического развития на основе наглядно-образного мышления

Формирование произвольности, как умение прилагать усилие

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослым и сверстником

Главный мотив действий познавательный.

Формирование предпосылок интеллектуального развития, инициативы.

Методы и приемы исследования.

возраст

Методы и приемы

Объект исследования

3-4 г.

Обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Непосредственно окружающие предметы

4-6 л.

обучение приемам сравнения и группировки

Объекты живой и неживой природы.  Явления непосредственно невоспроизводимые (воздух, праздники).

6-7л.

развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы.

Переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем

Объекты живой и неживой природы, предметы рукотворного мира.

  Итак, к 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.

Библиография.

Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2009.

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 2006.

Данюкова В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В.Н.Данюкова, В.Н.Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10.

Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Аспектъ-пресс, 2010.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духо...

реферат "Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования,...

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

Мастер- класс «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в системе всестороннего развития личности. Национально-региональный компонент»

Всестороннее развитие личности только тогда даст благодатные результаты, когда будет основываться на добром начале, нравственном начале.Доброе отношение друг к другу, уважение традиций и культуры друг...

Консультация: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Единственную задачу воспитания можно целиком выразить в одном  только слове: нравственность.Иоган Гербарт.Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущ...