Мастер- класс «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в системе всестороннего развития личности. Национально-региональный компонент»
материал

Федоренчик Марина Вячеславовна
Всестороннее развитие личности только тогда даст благодатные результаты, когда будет основываться на добром начале, нравственном начале.
Доброе отношение друг к другу, уважение традиций и культуры друг друга- все это лежит в основе нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

Мастер- класс

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в системе всестороннего развития личности. Национально-региональный компонент»

Подготовила: Федоренчик Марина Вячеславовна,

воспитатель

2016 г

Направление моей работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в системе всестороннего развития личности»

Всестороннее развитие личности только тогда даст благодатные результаты, когда будет основываться на добром начале, нравственном начале.

Доброе отношение друг к другу, уважение традиций и культуры друг друга- все это лежит в основе нравственности.

Наша Калининградская область, это как маленькая Россия.

Несмотря на свои размеры, это один из самых многонациональных регионов России.

С 1946 года сюда со всей территории Советского Союза стали стали съезжаться семьи переселенцев и в наше время ситуация продолжает развиваться в том же русле. Поэтому учет многонационального компонента- крайне важное звено в формировании нравственных ценностей.

В этом направлении я хочу продемонстрировать вам сегодня опыт своей работы.

Коллеги, подойдите ко мне. Сейчас вы- дети старшей группы.

Доброе утро, ребята! (ответы)

С чего мы с вами начинаем каждый день. Когда встречаемся? (ответы)

А знаете ли вы как здороваются люди разных стран?

- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».

Вчера мы с вами говорили о том, какая огромная и многонациональная наша страна Россия. Сколько разных народов живет на ее просторах!

И хоть в нашей группе живет всего 30 девочек и мальчиков, но у нас тоже есть дети разных национальностей.

Например, наша красавица Инесса- армянка. И хоть она каждый день здоровается со всеми нами на русском языке, ее родной язык- армянский. Я знаю, что это очень красивый язык.

Инесса, а как звучит приветствие на твоем родном языке? (Барев дзес)

(Дети могут засмеяться)

Ребята, а что вас так развеселило?

А я знаю, эти слова звучат необычно для нас с вами, а для Инессы, это родные слова, как для нас слова на русском языке. А давайте я вам расскажу, как переводятся эти слова. Барев дзес значит- «добра вам»….

Посмотрите, русское приветствие «здравствуйте» - что нам желает? (здравствуйте)

А армянское приветствие? (желает добра).

Правда звучит красиво? Давайте все вместе повторим.

Спасибо, Иннесочка, очень красивые слова и красивое приветствие!

Спасибо, уважаемые коллеги. Прошу вас присаживаться.

Конечно такая игровая ситуация стимулирует детей на то, чтобы они стали делиться особенностями традиций своего народа. Потому что часто так бывает, что дети стесняются показать, что они отличаются от других детей.

Вы все знаете, что к сожалению, у нас иногда можно услышать нелестные прозвища, которыми у нас называют людей других национальностей.

Я считаю, что это обусловлено недостатком знаний о культуре других народов. Поэтому у нас в детском саду мы стараемся знакомить детей с другой культурой, опираясь на национальности, которые близки нашей группе.

Методы работы здесь многообразны: тематические беседы, показ видеороликов, чтение художественной литературы, подвижные игры разных народов, и.т.д.

Наиболее интересной формой работы стало совместное занятие в подготовительной группе, где дети и их родители рассказывали о своих национальных костюмах (белорусы, татары, армяне, украинцы, узбеки).

У нас в группе был мальчик Ибрагим, он узбек. Очень скромный мальчик. На занятие он пришел вместе с родителями, которые продемонстрировали узбекский национальный костюм, рассказали о традициях своего народа, научили детей здороваться по-узбекски (салам навруз). Дети были поражены красотой костюма. Им дали потрогать их. А счастье Ибрагима было написано у него на лице. Дети с этого дня стали ближе с ним в игре, отношениях.

Вообще, мы решили в ближайшем будущем провести праздник такого характера в нашем саду для всего детского сада «Все мы разные, но вместе мы едины!»

А замечательные узбекские костюмы хочу продемонстрировать вам. Можете примерить.

И в заключении своего мастер- класса прошу подойти ко мне 4-х детей из подготовительной группы.

Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите какие красивые ароматные апельсины. Выберите себе по одному апельсину, рассмотрите их внимательно. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш. Как вам это удалось? (наклейки разные)

Да, вы узнали их по внешним признакам.

А сейчас отвернитесь. (Педагог убирает 3 апельсина, а один разрезает на 4 части)

Чей это апельсин? (ответы)

Почему трудно определить? (ответы)

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

В конце нашего занятия ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.

Хорошо или плохо, что все мы разные?

Как жить в мире, где столько разных людей?

Я сейчас скажу слова, и на каком бы языке они не прозвучали, я уверена, что каждому они придутся по душе:

Каждый человек- это отдельный мир со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили бы боль и вред другим.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
  • Семейный кодекс РФ (1995).
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
  • Закон “ Об образовании” (1992).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Конституция Республики Татарстан.
  • “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
  • “Федеральная программа развития образования”.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Программа по воспитанию детей и молодежи на 2002 и 2004 годы Министерства образования РФ.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа “Я” и самооценки.

Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили нас начать разработку данного проекта. Работа была начата с анализа состояния работы ДОУ по толерантному воспитанию детей.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

1. Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально– нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном– образовательном процессе ДОУ.

2. Слабая методическая база ДОУ.

3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.

4. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ – низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

5. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.

6. Острообозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

Решения данных проблем составляют цель исследования, которые легли в основу проекта “ Родничок”.

Ситуация: Ребенку плохо в группе, его отвергают, обзывают обидными словами. Причина может быть разной: полный, неуклюжий, отличающийся по цвету кожи, неуверенный ребенок. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками в группе?

Давайте попробуем выстроить алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивные способы и приемы, которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками.

Смелее высказываем свои способы, приемы и упражнения:

1 шаг:  Оказать ребенку эмоциональную поддержку (приемы и способы)

  1. 1.Успокоить. 2.Дать Совет. 3. Приём "Акцент на достоинства" – Зайцева Евгения Геннадьевна
  1. Успокоить ребенка (Прием "Давай мы с тобой успокоимся...")2. Приём "Изменить точку зрения". Если речь идет не о недостатке, а об особенности (цвете волос, длине носа, веснушках, очках), то нужно переориентировать восприятие ребенка, сделав «недостаток» достоинством.  Рыжему можно сказать, что он похож на солнышко; если малыш носит очки, отметьте, что он очень солидный. Кстати, с очками многих детей примирила сага про Гарри Поттера – Переседова Екатерина Алексеевна
  2. Спокойным голосом скажу "Иди успокойся, попей водички..". Приём "Очевидное – не самое главное". Показать ребенку, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения имеют не такое большое значение. В этом поможет поучительная игра «Конфета». Возьмите вкусную конфету и заверните ее в неприметный фантик (вы можете сделать его сами из простой бумаги). Пусть ребенок убедится, что конфета вкусная. Поговорите с ним о том, что и среди людей бывает так: внешность не слишком привлекательна, а внутри человек очень добрый и хороший – Жигалова Галина Сергеевна
  3. Приём «Переключить внимание». Перевести разговор на другую тему – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  4. Приём «Ответственное поручение». Педагог ребенку предлагает выполнить какое-либо поручение, которое может поднять значимость ребенка в глазах окружающих сверстников – Лошманова Антонина Григорьевна
  5. В период эмоционального напряжения предложу ребенку: "Иди, развейся...". Потом снова вернуться к ситуации и спокойно разобраться в причиных происхождения данной ситуации – Жаркова Ирина Павловна
  6. Приём эмоциональной поддержки ребенка, когда воспитатель внимательно выслушивает ребенка, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда ребенок обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит ребенок, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия ребенка. Это может быть, например, выражение ребенку сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит – Мищенкова Алла Алексеевна
  1. Поговорить с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях; дать понять ребенку, что его понимают и ему верят, применить приём «Акцент на лучшее» - Шафоростова Вера Ивановна
  2.  Не оставлять ребенка с проблемой один на один, необходимо показать, что нам не безразлично, что происходит у него в душе. Вызвать на откровенный разговор, позволив ребенку выговориться, при этом безоценочно слушая все, что он говорит, принимая его чувства, искренне сопереживая его беде, а затем, сообща найти оптимальное решение проблемы – Колесник Марина Александровна
  3. Быть рядом, когда ребенку плохо, успокоить, приласкать, поговорить наедине, оказать поддержку. Когда ребенок немного успокоится, поскольку эмоциональное возбуждение не позволяет ребенку сконцентрироваться и рационально справиться с ситуацией. После того как первый всплеск эмоций пройдет, важно переключить внимание ребенка на какую-либо интересную деятельность, отвлечь его – Фадеева Светлана Викторовна
  1. Доверительная беседа с ребенком наедине. Совет. Приём "Слышу только позитив!" – Гребенникова Жанна Анатольевна
  2. Тактика помощи. Если ребенок не встречает в детском саду людей, которым он действительно интересен, нужен, у него с каждым днем теряется надежда быть сопричастным к тому, что там происходит. Помощь восстанавливает у ребенка ощущение собственной значимости для других людей. Образовательный эффект тактики помощи: ребенок, сталкиваясь с проблемой, ощущает себя вначале беспомощным, незнающим, «хуже всех», а на выходе, после завершения самостоятельных действий, он переживает опыт нового самоощущения: «Я не хуже других. Все видели, как я сам успешно справился с задачей» - Зайцева Екатерина Геннадьевна
  3. Эмоциональная поддержка - условие, а не самоцель в тактике помощи. Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он умел сосредоточиться на себе.1 шаг Язык принятия –  это, прежде всего доброжелательный взгляд, сочувствие, одобряющая или веселая улыбка. Для этого языка характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, рассуждающая интонация. Общаясь, таким образом, педагог всем своим видом дает понять, что человек, ребенок, с которым он имеет дело, приятен ему. У языка принятия исследователи обнаружили поразительный эффект: он мотивирует собеседника говорить о своих проблемах и решать их. 2 шаг. Позволить ребенку высказаться, не давая оценок и не спеша с советами. Ребенок почувствует, что он не одинок в своей проблеме, если вы покажете, что хорошо понимаете и принимаете его чувства. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно - когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в группе складывались иначе».3 шаг. Целительным будет «послание» со стороны взрослых: «Я вижу, что тебе сейчас непросто.  Мы можем вместе подумать о том, как быть». Такая позиция педагога поможет ребенку ощутить возможность помощи взамен бессилия – Каминская Татьяна Владимировна
  1. Принять. Принятие должно быть безусловным. "Ты мне нравишься, потому что это ты" – Жигалова Галина Сергеевна
  2. Важно ребенка отвлечь. Если ребенок младшего возраста, то предложить какую-нибудь игру (полепить, нарисовать, повырезать), если старшего возраста, то предоставить возможность побыть одному. Техника "Детский сад". Педагог предлагает ребенку представить обидчиков группой детей в детском саду. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками... Но ты как взрослый человек относишься к этим выходкам, как к детским шалостям, и продолжаешь сохранять спокойствие, не воспринимаешь эти слова как оскорбления, не реагируешь на их выпады – Колесник Марина Александровна
  3. Показать свое понимание проблемы, привести подобные примеры из своей жизни, жизни своих знакомых – Жаркова Марина Александровна

2 шаг:  Разобраться в причинах происходящего (приемы и способы)

  1. 1. Доверительная беседа. 2.Стать на позицию воспитанника (В жизни бывают такие моменты…,я раньше тоже думала..).3. Обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?) – Лошманова Антонина Григорьевна
  1. Упражнение "Камушек в ботинке". У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Воспитатель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми. Затем вместе обсуждают сложившуюся ситуацию. Упражнение «Аспекты осознания». Ребенку предлагают ответить на вопросы: Что хорошего, что плохого для меня в этой ситуации? Какой способ действий в ней приведет к нужной мне цели? Каковы реальные возможности данной ситуации? Каковы последствия каждого из возможных решений? Достаточно ли одного осознания для разрешения ситуации? В образной форме необходимо сформулировать некий девиз. Послание от самого себя самому себе, найденное в результате подобного осознания – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  1. Приём «Совместное дело». Педагог привлекает ребенка к выполнению совместной работы: «Пойдем, поможешь мне найти книгу…, игрушку…». Затем действие плавно переходит в доверительную беседу, где педагог, используя наводящие вопросы,  мягко подходит к выяснению раннее происшедшего травмирующего события с ребенком. Упражнение "Доволен ли я собой?". Доверительная беседа с ребенком: «…Ну а теперь расскажи, что произошло ….», с использованием приемов эмпатического слушания. Далее разговор строиться по ситуации – Переседова Екатерина Алексеевна
  1. Приём "Взгляд со стороны". Педагог приглашает ребенка к обсуждению происшедшей ситуации. Предлагает ребенку "встать" на место своего бывшего собеседника и попытаться вместе разобраться, почему такой конфликт произошел.  Анализируем ситуацию и выясняем, что можно было поступить иначе, чтобы не допустить этого конфликта. В результате такого разговора приходим к выводу, как помочь себе в критической ситуации. Постараться  вызвать ребенка на разговор, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Нужно продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. Применить приём «Взаимопомощь». Педагог должен так организовать  деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. – Зайцева Евгения Геннадьевна
  2. «Перифраза» – краткая, текущая реплика воспитателя, произносимая им во время исповеди и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит ребёнок. В случае применения перифразы воспитатель, слушая воспитанника, во время естественных пауз, возникающих в его речи, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал ребёнок, и, в свою очередь, ждет от него подтверждения или опровержения правильности его понимания. Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак...», «Ты сказал...», «Правильно ли я поняла, ты сказал...» - Фадеева Светлана Викторовна
  3. Одним из наиболее эффективных способов при выявлении причин происходящего с ребенком является работа со сказкой. Сказка должна отражать проблему ребенка, а сюжет трансформироваться так, чтобы воспитанник мог свободно выразить себя, что позволит сохранить положительный эмоциональный фон в работе над проблемной ситуацией – Шафоростова Вера Ивановна
  4. Приём "Незаконченные предложения". Ребенку дается инструкция: "Предлагаю тебе поиграть. Я буду начинать предложение, а ты – заканчивать».  Приём "Эмпатическое слушание» - Гребенникова Жанна Анатольевна
  5. Уделить внимание (выслушать, применяя элементы активного слушания). Разобрать подобную ситуацию с другими героями. Разговор нужно выстраивать на равных, помочь ребенку выяснить причину негативного отношения к нему сверстников. Если причина исходит от ребенка (сам дерется, задирается)- необходимо научить ребенка разобраться в своем поведении. Если же причина не зависит от ребенка - то работать с окружением  и с ребенком, повышать уверенность в себе, умение реагировать по-другому, доверительная беседа один на один, ни в коем случае не выносить на общественное обсуждение – Жигалова Галина Сергеевна

3 шаг:  Устраняем причины трудностей (приемы и способы).

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности педагога – психолога и социального  педагога. Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Работа с отвергаемым ребёнком.
  2. Работа со всей группой детей.

Профилактическая работа (взаимодействие с воспитателями и родителями). Выскажите своё мнение по данному вопросу.

Работа с отвергаемым ребенком 

  1. 1. Научить ребенка реагировать на обидные слова правильно: поговорить с обидчиком ("Почему ты ...."), игнорировать обидчика, реагировать необычным способом, с юмором. 2. Повышать самооценку у ребенка. 3. Включить ребенка в коллективно-творческую деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и дети могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников – Мищенкова Алла Алексеевна
  1. Упражнение "Открытое выражение чувств". Схема искреннего выражения чувств: 1.Описание наблюдаемого факта. Фраза начинается со слов: «Когда я вижу (слышу и т.п.)».2. Называние чувства, которое породили действия партнера по общению («Я чувствую…»).3. Описание потребности, которая находится за чувствами («потому что мне необходимо…; Я нуждаюсь …»). 4.Просьба к партнеру по общению в этой конкретной ситуации («Пожалуйста, мне хотелось бы, чтобы Вы (ты) …»). Использование психо - коррекционных сказок, с элементами театрализованной игры. Инсценировка сказок – эффективный приём, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей – Каминская Татьяна Владимировна
  1. Провести занятие на тему «Доверие «к себе» и «другим». Упражнение «Доверие – это…..». Детям предлагается завершить предложение: «Доверие это - ……..», «Доверять – значит…..» После завершения упражнения каждый ребенок бросает мяч и говорит,  что, по его мнению, значит доверие; Упражнение «Звезда доверия». Детям предлагают собрать звезду доверия. Каждый думает, из каких лучей должна состоять эта звезда. Педагог рисует на ватмане звезду доверия и подписывает все лучи – Владимирова Татьяна Александровна
  1. Приём "Использование афоризмов". Например: "Никогда не делай другому того, что тебе не хочется, чтобы было по отношению к тебе", "Посмотри на себя со стороны…» - Корчагина Анна Александровна
  2. Приём «Осознанный выбор». Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ. Упражнение "Незаконченное предложение". Педагог ребенку предлагает закончить предложения: "думая о себе, я чувствую гордость, когда ...",  "думая о себе, я порой ужасаюсь, когда ...", "думая о себе, я начинаю переживать, потому что ...",  "думая о себе, я порой сомневаюсь …» - Фадеева Светлана Викторовна
  3. Целительным будет «послание» со стороны воспитателя: «Я вижу, что тебе сейчас непросто. Я понимаю и принимаю твои чувства такими, какие они есть. Я рядом, я люблю и уважаю тебя. Мы можем вместе подумать о том, как быть – Колесник Марина Александровна
  4. Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение воспитанников: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников – Зайцева Евгения Геннадьевна
  5. а) провести подробную диагностику личностных особенностей ребенка; б) создать с ребенком «Копилку достижений» в которую он будет складывать каждый день свои маленькие победы, что со временем значительно повысит его самооценку; в) сформировать у ребенка умение сохранять спокойствие в самых разных ситуациях посредством релаксационных игр и упражнений; г) создавать для отвергаемого ребенка ситуации успеха, ставить его на лидирующую позицию («Без твоей помощи товарищам не справиться» - Шафоростова Вера Ивановна
  1. Упражнение "Как быть толерантным в общении". Педагог предлагает кому-нибудь из детей вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот ребёнок выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Дети должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, "обиженный" попытается достойно выйти из ситуации. Схема достойного выхода из ситуации: 1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах…". 2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: "… я почувствовал себя неудобно…". 3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: "… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…". 4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: "… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям". Можно предложить выполнить это задание нескольким парам участников или же предложить по данному алгоритму решить несколько педагогических ситуаций – Жаркова Ирина Павловна
  2. Семь "секретов" социального успеха: секрет №1: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно (чувство юмора стимулирует другие социальные навыки, в том числе психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями);  секрет № 2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде; секрет № 3: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников; секрет № 4: социального успеха добивается тот ребёнок который умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации:(компромиссное решение, - мирный выход из любого сложного положения);  секрет № 5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих;  секрет № 6: социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы (техники "Я-высказывание", " эмпатическое слушание"; секрет № 7: научите ребенка различным лидерским навыкам  ( Научите ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи. Необходимо научить  ребенка  умению говорить "нет".) – Мысливцева Евгения Сергеевна
  3. Проведение приемов из серии "Познакомься сам с собой" (принятие себя, повышение самооценки и уверенности в себе). Упражнение "Письмо себе любимому" - Мурашова Татьяна Викторовна
  4. Доверительные беседы, направленные на принятие себя и формирования положительной  Я-концепции – Колесник Марина Александровна
  5. Поговорить с ребенком о том, как можно и нужно реагировать на обзывание. Способы реагирования: Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания); Отреагировать нестандартно (согласиться с прозвищем или посмеяться вместе); Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?"; не торопиться отвечать на обиду, взвесить все "за" и "против", понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение; Отговориться, очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения – Лошманова Антонина Григорьевна
  6. Привлечь ребенка к совместной деятельности в паре с кем-то из сверстников  (в группе всегда найдется ребенок, который согласиться на такое взаимодействие). Постепенно расширяя круг сверстников. Обсудить вместе с ребенком то, с каким человеком хочется дружить (веселый, знает интересные игры, добрый, не обманывает, умеет хранить секреты, может защитить). Техника "Терапия творчеством". Ребенку можно посоветовать "переплавить" свои переживания в некое творение. И самые мрачные, гнетущие душу события обретут совсем иные краски, зазвучат по-новому. Прием "Позитивные утверждения" (я справлюсь, все будет хорошо…) – Владимирова Татьяна Александровна
  7. Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ. Упражнение "Неоконченное предложение» - Корчагина Анна Александровна

Работа с детьми

  1. Если травля в уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашей группе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своей группе такого терпеть  не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в детском коллективе – Жаркова Ирина Павловна
  2. Провести занятие на тему "Умеем ли мы общаться", накануне провести с детьми рисунок "Кораблик". Предложить детям для обсуждения подобную ситуацию и выяснить путем беседы варианты помощи отвергаемому ребенку – Жигалова Галина Сергеевна
  3. Приём «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы с детьми педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации  –Лошманова Антонина Григорьевна
  4. Приём «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми воспитанниками. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп воспитанников – Гребенникова Жанна Анатольевна
  5. Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений дошкольников, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.) – Переседова Екатерина Алексеевна
  6. Необходимо поддержать отвергаемого ребенка показав его полезность для коллектива  ( он может прекрасно петь, читать стихи, рисовать т.д.). Следует решительно пресекать высмеивания ребенка на прогулках, избегать ситуаций, в которых воспитанник может оказаться отвергнутым сверстниками. Важно обсудить и проиграть в группе проблемные ситуации, связанные с интолерантностью. Необходимо включить в педагогический процесс игры на сплочение детского коллектива, на коммуникативную компетентность – Мищенкова Алла Алексеевна
  7. Психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений ("Жить в мире с собой и другими") – Фадеева Светлана Викторовна
  8. Приём «Встречные вопросы». Он предполагает, что воспитанники, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению – Мурашова Татьяна Викторовна
  9. Приём «Диалог». Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого человека. Инструкция: работаем в парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий  излагает свою позицию по теме: « Почему возникают конфликты в группе», а эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его. Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями. Провести ряд занятий-бесед на тему уважения и человеческих взаимоотношений или ряд мероприятий для формирования доброжелательной обстановки в группе, развития командного духа, организовать какое-то общее творческое дело, которое может сплотить коллектив – Жигалова Галина Сергеевна
  1. Мероприятия, которые объединяют ( посещения театров, тренинги общения, совместные развлечения),направленные на создание доверительных и позитивных отношений в группе – Удинцова Екатерина Геннадьевна
  2. инсценировка похожей ситуации, работа с литературным произведением (раскрывающим похожую ситуацию), коллективное обсуждение произведения – Лошманова Антонина Григорьевна

Работа с педагогами и родителями 

  1. Педагогу - важно отреагировать, нельзя игнорировать и молчать, если вся группа начинает отыгрываться на одном ребенке. Это недопустимо, и лучше во всем разобраться сразу.

Родителю - Вызовите ребёнка на откровенный разговор. Постарайтесь узнать обстановку в группе и понять, почему возникла проблема.

- Не обещайте наказать обидчиков. Это вызовет у ребенка желание скрыть от вас правду из-за  страхов мести.

- Поговорите с воспитателем. Лучше это сделать в отсутствии детей.

- Объясните, как отвечать задирам. Расскажите, что они только того и ждут, "чтобы ты заплакал". А лучше посмотреть в глаза забиякам и засмеяться вместе с ними.

- Помните, проблема не только в коллективе, но и в самом ребенке. У него занижена самооценка. Помогите ребенку раскрыть свои таланты, поддержите во всех начинаниях – Зайцева Евгения Геннадьевна

  1. Индивидуальное консультирование родителей с соблюдением определенной этики общения (доброжелательный спокойный тон педагога, четко сформулированные цели консультации, ведение диалога, а не высказывание накопившихся обид, четкие рекомендации и предложения педагога, организация при необходимости дополнительного консультирования у специалистов) и приемов эмпатического слушания – Шафоростова Вера Ивановна
  2. Провести тематическое собрание на тему "Стили и методы воспитания ребенка в семье" и накануне провести анкету с родителями "Мой ребенок". На собрании можно поднять такие вопросы: "Какую роль занимаете в воспитании ребенка: миссия, партнер, наблюдатель?", "Что ребенку в семье можно делать, а что нельзя?", "Какие поручения в группе мог бы выполнять ваш ребенок?"  - Гребенникова Жанна Анатольевна
  3. Привлекаю родителей совместно с детьми на "Совместные вечера", с целью обогащения семейного взаимодействия, сплочения детского коллектива и в нетрадиционной обстановке затрагиваем наболевшие проблемы в воспитании ребенка в спокойной обстановке. Узких специалистов информирую о состоянии данного ребенка, о приемах конструктивного взаимодействия с ним – Колесник Марина Александровна
  4. Работа с родителями: - провести анкетирование родителей по вопросам толерантности и интолерантности; - пригласить на индивидуальные консультации родителей отвергаемых детей для выявления ситуации в семье; - организовать родительские собрания на тему: «Как воспитать в ребенке толерантную личность», «Приемы бесконфликтного общения с ребенком в семье»; - включить детей и родителей в совместную творческую, деятельность, направленную на осознание проблемы терпимости в мире – создать коллаж «Толерантный мир»; - можно проводить семейные вчера, где каждая семья рассказывает о себе, показывает семейные фотографии, поёт национальные песни, рассказывает стихи на родном языке, знакомит с семейными традициями, угощает национальными блюдами.

Работа с педагогами: - обучить педагогов бесконфликтным способам общения и реализовывать их в процессе взаимодействия с детьми, родителями, коллегами; - создать совместно с детьми книгу «Правила толерантного общения» или «Мы такие разные и уникальные» и ежедневно опираться на нее – Жаркова Ирина Павловна

  1. Работа с родителями: - Нужно работать над привлечением родителей к воспитательной работе, дополнив её мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности, а именно: провести педагогический лекторий, родительское собрание, индивидуальные беседы – Владимирова Татьяна Александровна
  2. система тематических собраний, направленных на объяснение основ техник поддержки, включение их в деятельность детей, как равных -  Фадеева Светлана Викторовна
  3. Проведение  мероприятий с привлечением родителей отвергаемого ребенка. Это дает возможность родителю увидеть своего ребенка со стороны в коллективе сверстников и появляется возможность оказать ему поддержку – Корчагина Анна Александровна
  4. Групповое и индивидуальное консультирование родителей "Уроки для родителей". Темы: "Как вести разговор с ребенком, у которого возникли проблемы?" (памятка "Правила эффективного общения"), "Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?" (памятка "Правила повышения самооценки"), "Что такое "навыки противостояния давлению сверстников"?" (памятка "правила противостояния давлению сверстников") и т.п. – Каминская Татьяна Владимировна
  5. Индивидуальная коррекционная работа с семьей. Цель: поднять авторитет ребенка в глазах родителей. Консультировать родителей о достижениях ребенка и минимизировать неудачи. Приглашение родителей на праздники, где выступает их ребенок – Переседова Екатерина Алексеевна
  6. Проведение родительских собраний. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни воспитанников группы. Для того,  чтобы родительское собрание было полезным родителям, каждый из пришедших на него родителей должен получить то, что для него особенно актуально.  Например: можно ввести рубрики: "Крылатые фразы о воспитании", "Азбука воспитания детей в семье", "Книга родительской мудрости", "Советуем прочесть", "Обсудите вместе с ребенком", "Творческая мастерская семьи" – Жаркова Ирина Павловна
  7. Клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое формирует совершенно иной мир взаимоотношений детей и взрослых – Мищенкова Алла Алексеевна
  8. Привлечение родителей отвергаемого ребенка в родительский комитет группы. Работа в родительском комитете родителю позволит понять те проблемы, которые стоят перед воспитателями и активно участвовать в их решении. Активное участие родителей в организации праздников, развлечений, выставок поспособствует повышению авторитета отвергаемого ребенка в глазах его сверстников – Фадеева Светлана Викторовна
  9.  Педагогу необходимо проинформировать родителей о проблеме, если они об этом еще не догадываются и научить их как помочь ребенку: Как можно установить контакт, если группа детей играет, как можно подойти к ним, включиться в игру и так далее. Можно посоветовать выбрать того, кто на него по-доброму смотрит, доброжелательно относится к нему. Это одна стратегия. Можно всесторонне развивать ребенка, научить его играть в разные игры, так, чтобы ему было что-то предложить другим ребятам. Нужно развивать у ребенка коммуникативные навыки. Учим, как можно стать интересным собеседником или предложить свою тему для разговора. Расширить объем знаний ребенка. Посоветовать родителям ходить с ним на выставки, смотреть поучительные фильмы, говорить об увиденном мультфильме с ребенком, чтобы потом уже он мог также с кем-то пообщаться – Зайцева Евгения Геннадьевна
  10. Педагогу организовать совместные с родителями встречи, на которых ознакомить с информацией родителей "Как помочь ребенку реагировать на негативные установки", "Как заводить друзей» - Шафоростова Вера Ивановна
  11. индивидуальная беседа с родителями отверженного, с родителями обидчиков. организовать мероприятие, в котором будут принимать участие родители и дети, в т. ч. обидчика и отверженного – Колесник Марина Александровна

4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему ребенка) (приемы и способы)

  1. Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения не было заметно им) за их работой и взаимодействием. Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и вливанию бывших отверженными воспитанников в единое пространство коллектива группы. 
  2. Воспитанники научились толерантно относиться  друг к другу, в группе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам.
  3. Дети относятся друг к другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают сверстников  такими,  какие они есть.  
  4. Активно прививаются модели уверенного позитивного поведения, конструктивного общения между собой и  со  взрослыми, отстаивания и защиты своей точки зрения. Прививаются навыки работы в коллективе, дети применяют полученные знания на практике.
  5. Отслеживать эффективность разрешения проблемы ребенка можно с помощью социометрического теста, по результатам которого будет видно, изменился ли социальный статус отвергнутого ребенка в группе, уровень социально-рефлексивных навыков воспитанников.
  6. Ребёнок чувствует себя в коллективе хорошо. Это можно увидеть по настроению. У него появились новые друзья и сторонники. Климат в коллективе стал доброжелательнее.  
  7. Установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.
  8. Отвергаемый ребенок с желанием идет в ДОУ, в группе установлены доверительные отношения, родители и педагоги понимают проблемы ребенка в его эмоционально-личностной и коммуникативной сфере. Содействуют развитию гармоничной личности воспитанника.
  9. Улучшение комфортности пребывания ребенка в ДОУ, налаживание позитивных отношений со сверстниками, повышение социометрического статуса ребенка в группе.
  10. Внутри-личностные проблемы у ребенка не удалось разрешить, но удалось наладить позитивные отношения в группе по отношению к ребенку изгою, привлечение ребенка к активному участию в дистанционных исследовательских проектах.
  11. Ребенок стал увереннее в себе, владеет навыками межличностного общения, в группе по отношению к ребенку иногда наблюдаются усмешки и нападки со стороны сверстников, но ребенок умеет правильно реагировать на обидные слова, не теряя чувства собственного достоинства.  
  12. В группе созданы условия для проявления инициативы всеми воспитанниками. У ребенка появилась возможность позиционировать себя перед сверстниками с лучших сторон (творческая деятельность, исследовательская деятельность)  
  1. анкетирование "УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В ГРУППЕ", наблюдение, выполнение совместного творческого дела (участники: ранее отвергаемый и обидчик, при этом учесть возможные общие их интересы)
  2. Для того, чтобы обобщить все приемы и упражнения в ходе заполнения алгоритма, мы с вами составим ПАМЯТКУ для взрослых Рекомендации по решению проблем ребенка 

Этап пятый: Педагогическая копилка

  1. В педагогической практике накоплено немало методов, способов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у дошкольников, связанных с организацией деятельности детей в группе, с использованием произведений художественной литературы и мультфильмов, организацией диалоговой формы работы.
  2. Задание: каждый участник предложит сценарий одного мероприятия (тренинг, конкурс, круглый стол, лекция, беседа), учитывая принципы воспитания толерантности.
  3. План оформления мероприятия: 
  4. 1. Тема
  5. 2. Цели
  6. 3. Коррекционные задачи
  7. 4. Основные понятия
  8. 5. Оборудование
  9. 6. Ход мероприятия
  10. 7. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

В последнее время мы можем наблю­дать, как стремительно меняется от­ношение общества к теме детской ин­валидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность при­меров развитых стран...

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»

Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...

Статья "Значимость использования тем патриотического воспитания детей дошкольного возраста в системе работы по формированию физической культуры и здоровья."

Использование  патриотического направления  в формировании физической культуры и здоровья, личностно-ориентированный подход и индивидуализация образовательного процесса по данному направлени...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины

В статье освещена важная роль нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте и описаны некоторые формы работы по данной теме...

Мастер класс «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Мастер класс «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»  Цель. Активизация мыслительной деятельности педагогов; раскрытие творческого потенциала; оптимизация меж...