Перспективный план ознакомления дошкольников с дидактическими играми (по М. Монтессори)
консультация (младшая группа) на тему

Звягина Ольга Николаевна

Перспективный план

 

ознакомления дошкольников

 

с дидактическими играми (по М. Монтессори)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план ознакомления дошкольников

с дидактическими играми (по М. Монтессори)

 

Месяц

Тема

Дидактическая задача

1

2

3

Сентябрь

Размещение крупных вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.

Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах.

Продолжать закреплять умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы.

Октябрь

Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях.

Закреплять умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм.

Размещение более близких по форме вкладышей в соответствующих отверстиях.

Закреплять умение группировать по форме предметы и соотносить разнородные предметы.

Ноябрь

Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырех.

Учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Формировать навык совместного выполнения задания.

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе их четырех.

Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе их четырех.

Учить детей выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, а также формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

 

1

2

3

 

 

 

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Январь

 

Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета.

Закреплять умение детей группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы.

Накладывание на нарисованный контур фигуры определенную форму, чтобы они полностью совпали.

Продолжать учить ребенка соотносить форму с прорезями.

Февраль

Нанизывание цветных прищепок на ежика, солнышко

Продолжать учить детей запоминать цвет, развивать мелкую моторику рук.

Плетение из разноцветного шнура косичек.

Закрепление хроматических цветов, развивать мелкую моторику рук.

Март

Игры с газовыми разноцветными платочками (бросание вверх, ловля попеременно руками, ловля двумя руками).

Продолжать учить детей запоминать цвета: желтый, красный, синий, зеленый, белый.

Сухой душ (ленты хроматических тонов)

Закреплять у детей основные т оттеночные цвета.

Апрель

Скручивание разноцветных ниток на деревянные палочки.

Развивать у детей мелкую моторику рук, закрепление цветов.

Встряхивание шумовых коробочек, окрашенных в разные цвета, наполненные природным материалом.

Воспитывать остроту слуха, распознавание оттенков шума, сравнение их.

Май

Показ табличек из дерева с приклеенным материалом.

Воспитывать зрительное и мускульно-тактильное восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Размещение вкладышей двух заданных форм

при выборе из четырех»

(бесцветный план-карта)

 

Дидактическая задача. Учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме. Формировать навык совместного выполнения задания.

 

Материал. Восемь-десять комплектов досок с вкладышами соответствующей формы из расчета по одному комплекту на каждого ребенка. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг - квадрат, круг - треугольник, круг - прямоугольник, квадрат - треугольник, квадрат - овал, треугольник - прямо­угольник, треугольник - овал.

 

Ход игры.

 

Воспитатель показывает детям две доски, сложенные вместе продольными сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкла­дыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна. Фиксируя вни­мание детей на форме вкладыша, воспитатель берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его. При показе предме­тов конкретной формы воспитатель пользуется словами «такой», «разные».

После объяснения и показа педагог приглашает к своему сто­лу двух детей, дает им по круглому вкладышу и предлагает рассмотреть предметы, найти в доске отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичные действия проводятся с предметами другой формы.

После того как все дети по двое выполнят задание на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоя­тельной игры: две доски, составленные продольными сторонами, и соответствующее количество вкладышей трех-четырех форм. Дети размещаются за столом так же, как и на предшествующем занятии. Более умелого ребенка объединяют с тем, кто испытывает затруднения. Педагог стремится к тому, чтобы оба ребенка были активны и самостоятельны.

По мере выполнения заданий детьми воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает доски по часовой стрелке на 90 граду­сов и предлагает выполнить задание с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадрат­ной формы, то при повороте решеток на 90 градусов он выполняет задание с объектами круглой и треугольной формы, при очередном повороте этот ребенок действует с треугольными и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте он размещает овальные и квадратные вкладыши.

Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.

В ходе занятия дети могут выполнять задание двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе пяти пред­метов одной формы и размещении их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает пять предметов другой формы и также размещает их в гнездах. В этом случае форму объекта соотносят с отверстиями лишь один раз, затем как бы автоматически, без срав­нивания каждого вкладыша с соответствующим гнездом, по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и размещают их в отверстиях.

Более сложный способ — это обследование сенсорных свойств и качеств каждого предмета при размещении их в соответствующих гнездах. С ним справляются лишь некоторые дети.

Занятие длится 10—12 минут, проводится с детьми один раз.

 

 

Дидактическая игра

«Воздушные шары»

(бесцветный план-карта)

 

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.

Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

 

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15X0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики.

Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками — ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось — синий шарик привязан к синей ни­точке» и т. п.

Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

 

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

(цветной план-карта)

 

Дидактическая задача. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Материал. Планшет (30X50 см) с графическим изображе­нием елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги

 

Ход игры.

 

Детям раздают силуэтные изображения елочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением елочки. «Дети,— говорит воспитатель,— совсем недавно, на ново­годнем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками. Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. Давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас — игрушки опреде­ленных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елку. Остальные ребята наблю­дают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые. Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека дидактических игр

(цветной план-карта, бесцветный план-карта)

 

  1. Цветной план-карта «Воздушные шары».

  2. Цветной план-карта «Составные картинки. Мухоморы».

  3. Цветной план-карта «Васильки».

  4. Цветной план-карта «Пирамидка».

  5. Цветной план-карта «Украсим ёлочку».

  6. Цветной план-карта «Мухоморы (маленький размер)».

  7. Бесцветный план-карта «Составные картинки. Мухоморы (маленький размер».

  8. Бесцветный план-карта «Составные картинки. Мухоморы».

  9. Бесцветный план-карта «Васильки».

  10. Бесцветный план-карта «Пирамидки».

  11. Бесцветный план-карта «Ёлочка».

  12. Бесцветный план-карта «Цветик-семицветик».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звягина Ольга Николаевна            

Приложение № 2

Перспективный план

ознакомления дошкольников

с дидактическими играми (по М. Монтессори)

Перспективный план ознакомления дошкольников

с дидактическими играми (по М. Монтессори)

Месяц

Тема

Дидактическая задача

1

2

3

Сентябрь

Размещение крупных вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.

Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах.

Продолжать закреплять умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы.

Октябрь

Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях.

Закреплять умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм.

Размещение более близких по форме вкладышей в соответствующих отверстиях.

Закреплять умение группировать по форме предметы и соотносить разнородные предметы.

Ноябрь

Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырех.

Учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Формировать навык совместного выполнения задания.

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе их четырех.

Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Декабрь

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе их четырех.

Учить детей выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, а также формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

1

2

3

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Январь

 

Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета.

Закреплять умение детей группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы.

Накладывание на нарисованный контур фигуры определенную форму, чтобы они полностью совпали.

Продолжать учить ребенка соотносить форму с прорезями.

Февраль

Нанизывание цветных прищепок на ежика, солнышко

Продолжать учить детей запоминать цвет, развивать мелкую моторику рук.

Плетение из разноцветного шнура косичек.

Закрепление хроматических цветов, развивать мелкую моторику рук.

Март

Игры с газовыми разноцветными платочками (бросание вверх, ловля попеременно руками, ловля двумя руками).

Продолжать учить детей запоминать цвета: желтый, красный, синий, зеленый, белый.

Сухой душ (ленты хроматических тонов)

Закреплять у детей основные т оттеночные цвета.

Апрель

Скручивание разноцветных ниток на деревянные палочки.

Развивать у детей мелкую моторику рук, закрепление цветов.

Встряхивание шумовых коробочек, окрашенных в разные цвета, наполненные природным материалом.

Воспитывать остроту слуха, распознавание оттенков шума, сравнение их.

Май

Показ табличек из дерева с приклеенным материалом.

Воспитывать зрительное и мускульно-тактильное восприятие.

Дидактическая игра

«Размещение вкладышей двух заданных форм

при выборе из четырех»

(бесцветный план-карта)

Дидактическая задача. Учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме. Формировать навык совместного выполнения задания.

Материал. Восемь-десять комплектов досок с вкладышами соответствующей формы из расчета по одному комплекту на каждого ребенка. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг - квадрат, круг - треугольник, круг - прямоугольник, квадрат - треугольник, квадрат - овал, треугольник - прямоугольник, треугольник - овал.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям две доски, сложенные вместе продольными сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна. Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, воспитатель берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его. При показе предметов конкретной формы воспитатель пользуется словами «такой», «разные».

После объяснения и показа педагог приглашает к своему столу двух детей, дает им по круглому вкладышу и предлагает рассмотреть предметы, найти в доске отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичные действия проводятся с предметами другой формы.

После того как все дети по двое выполнят задание на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры: две доски, составленные продольными сторонами, и соответствующее количество вкладышей трех-четырех форм. Дети размещаются за столом так же, как и на предшествующем занятии. Более умелого ребенка объединяют с тем, кто испытывает затруднения. Педагог стремится к тому, чтобы оба ребенка были активны и самостоятельны.

По мере выполнения заданий детьми воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает доски по часовой стрелке на 90 градусов и предлагает выполнить задание с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток на 90 градусов он выполняет задание с объектами круглой и треугольной формы, при очередном повороте этот ребенок действует с треугольными и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте он размещает овальные и квадратные вкладыши.

Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.

В ходе занятия дети могут выполнять задание двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе пяти предметов одной формы и размещении их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает пять предметов другой формы и также размещает их в гнездах. В этом случае форму объекта соотносят с отверстиями лишь один раз, затем как бы автоматически, без сравнивания каждого вкладыша с соответствующим гнездом, по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и размещают их в отверстиях.

Более сложный способ — это обследование сенсорных свойств и качеств каждого предмета при размещении их в соответствующих гнездах. С ним справляются лишь некоторые дети.

Занятие длится 10—12 минут, проводится с детьми один раз.

Дидактическая игра

«Воздушные шары»

(бесцветный план-карта)

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.

Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15X0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр  10 см). Это ниточки и шарики.

Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками — ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось — синий шарик привязан к синей ниточке» и т. п.

Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

(цветной план-карта)

Дидактическая задача. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Материал. Планшет (30X50 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги

Ход игры.

Детям раздают силуэтные изображения елочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением елочки. «Дети,— говорит воспитатель,— совсем недавно, на новогоднем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками. Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. Давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас — игрушки определенных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елку. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые. Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.

Картотека дидактических игр

(цветной план-карта, бесцветный план-карта)

  1. Цветной план-карта «Воздушные шары».
  2. Цветной план-карта «Составные картинки. Мухоморы».
  3. Цветной план-карта «Васильки».
  4. Цветной план-карта «Пирамидка».
  5. Цветной план-карта «Украсим ёлочку».
  6. Цветной план-карта «Мухоморы (маленький размер)».
  7. Бесцветный план-карта «Составные картинки. Мухоморы (маленький размер».
  8. Бесцветный план-карта «Составные картинки. Мухоморы».
  9. Бесцветный план-карта «Васильки».
  10. Бесцветный план-карта «Пирамидки».
  11. Бесцветный план-карта «Ёлочка».
  12. Бесцветный план-карта «Цветик-семицветик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию и активизации игры детей через ознакомление с трудом взрослых (подготовительная группа)

Перспективный план по формированию и активизации игры детей через ознакомление с трудом взрослых(подготовительная группа)...

Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"

В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Перспективный план ознакомления с народными играми.

Перспективный план ознакомления с народными играми....

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"

Перспективный план работы воспитателя по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе и развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"...

Перспективный план по развитию речи дидактические игры во 2 младшей группе

Игры можно использовать в календарном планировании в совместной деятельности в индивидуальной работе с детьми 3 - 4 года жизни...