Существует ли детская дружба?
консультация на тему

Косинова Мария Александровна

Пока 2-3-х-летний малыш общается с родителями и близкими, не возникает вопросов о том, как он будет себя вести в коллективе таких же детей, как он сам. Ребенок может быть добрым, податливым в семье, но как только начинает познавать мир других детей, начинаются конфликты и недопонимание. Такая тенденция объясняется тем, что в большинстве семей воспитывается один ребенок, поэтому общение «на равных» со сверстниками происходит позднее и сложнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchestvuet_li_detskaya_druzhba.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Существует ли детская дружба?

Пока 2-3-х-летний малыш общается с родителями и близкими, не возникает вопросов о том, как он будет себя вести в коллективе таких же детей, как он сам. Ребенок может быть добрым, податливым в семье, но как только начинает познавать мир других детей, начинаются конфликты и недопонимание. Такая тенденция объясняется тем, что в большинстве семей воспитывается один ребенок, поэтому общение «на равных» со сверстниками происходит позднее и сложнее.

Именно в три года дети начинают тянуться к себе подобным, еще не понимая, как можно наладить отношения, но, уже проявляя свое Я. Для родителей он – центр вселенной и, когда происходит контакт с таким же центром, как он, ребенок включает неосознанный эгоизм. Первые игры между детьми нельзя назвать содержательными. Каждый обыгрывает привычные для них ситуации, мало заботясь о приятеле.  Вот и начинаются ссоры по поводу раздела игрушек («мое» - «не твое»), территории и даже внимания взрослых.

Постепенно ребенок поймет, что нет ничего страшного в том, что «чужой» взял его мячик, и даже извлечет пользу из коллективной игры с этим мячиком. Как только он усвоит правило взаимного обмена вещами (игрушками, бантиками, конфетами) и информацией («а моя мама сказала…», «а вот, что у меня есть…» и т.п.), начинается следующий этап психологической «стройки» - завоевывание авторитета.

В 5-7 лет малыш уже знает, во что и с кем можно играть. Начинается проявление симпатии и антипатии, в зависимости от которых он стремится нравиться окружающим. В этот момент большое значение имеет то, какие дети будут рядом с ребенком. Ведь пока еще детский мозг – это пластилин, и в процессе «взросления» ребенок может изменить свое поведение на 180 градусов, повторяя поступки других ребят.

Можно ли назвать перечисленные этапы притирки «дружбой»? Пока нет. Но это первый фундамент для этого понятия, и родители в нем играют огромную роль. Уже в

детском саду можно выяснить, способен ли ребенок к началу «строительства» или требуется помощь и мягкая подсказка направления. Самое адекватное поведение малыша, который приходит из сада,  - это выплеснуть поскорее всю информацию, которую он получил за день от своих товарищей. Если же ребенок предпочитает отмалчиваться, то это уже должно насторожить родителей, и лучше будет сразу же подойти к воспитателям. Может, опасения излишни, и у вас растет гений, которому уже давно неинтересны примитивные игры детей. В таком случае, проверьте, не спрятан ли за подушкой вашего отпрыска трактат о всемирном тяготении. Но в любом случае правила диалога между вашим ребенком и соседскими детьми обязано соблюдаться.

Большинство психологов придерживаются мнения, что ни один взрослый не может восполнить ребенку дефицит и бесценный опыт общения  со сверстниками. В семье его любят таким, какой он есть, а в обществе он учится отстаивать себя  и свои позиции. Это отстаивание и происходит в возрасте 3-5 лет. Одновременно с этим и мама, и отец формируют позитивный настрой ребенка на общение с другими. Они могут научить главному – доверять людям, в дружбе это так важно.

Второй немаловажный вопрос – сколько друзей может быть у вашего чада. Ведь доверие может быть чрезмерным, и это влечет за собой разочарования, которые не оградят ребенка от замкнутости в дальнейшем. В зависимости от уровня общительности у малыша может быть и пять друзей, и один. У каждого своя индивидуальная потребность в обмене информацией и приобретении навыков общения. Поэтому нельзя давить на свое дитя и заставлять его пойти поиграть во дворе или подружиться с кем-то. Главное, чтобы из целого перечня имен «друзей» (а у многих детей он нескончаем) маленький человечек научился выбирать основное, то, что в будущем перетечет в крепкую дружбу.

Смена критериев дружбы происходит в подростковом возрасте. А из песочницы обычно редко выходит что-то настоящее. Ведь первое объединение детей происходит по независящим от них обстоятельствам: дети друзей родителей, дети  из одного двора, дети из одной детсадовской группы. Однако в 12 лет учиться  «дружить» уже поздно. А он должен накрепко усвоить правила общества, в котором находится, и уметь различать, где черное, а где белое. Это ведь влияет не только на контакты с обществом, но и на успехи во взрослой жизни человека, как в карьере, так и в личных отношениях.

Чтобы помочь ребенку проявить себя, нужно для начала определить, к какому типу он относится. У кого-то очень инициативный ребенок, который долго ищет свою группу сверстников. Он может много раз ошибаться и продолжать поиски, которые, в конце концов, увенчаются успехом. У кого-то наоборот стеснительный сын или дочь. Такие дети наблюдают со стороны за играми других, испытывают неподдельный интерес, но сами не подойдут и не предложат себя в качестве участника. Здесь может помочь либо общительный ребенок, который сам первым подойдет, либо воспитатель, подталкивающий к общению.

Бывает и еще одна категория детей, так называемых «отвергнутых». Их не принимают в компанию из-за необычного поведения или внешнего вида. Обычно такие дети обладают незаурядными способностями и опережают в своем развитии других. Хотя может быть и просто неугомонный драчун и задира, который силой навязывает себя окружающим.

Вообще дети на первых порах жизни очень жестки в определении друзей и недругов. Особенно резко отвергают те дети, которые уже выбились в лидеры. Здесь без помощи взрослых не обойтись. К их мнению заводила всегда прислушается. В то же время нельзя «кудахкать» над обижаемым ребенком, так как это вызовет еще большую агрессию и издевки со стороны сверстников.

Причины, по которым происходит развитие общительности у детей, в психологии не определены. Кто-то соотносит это с генетическими показателями, а кто-то связывает с долей любви и ласки, полученных в раннем возрасте.

В любом случае нет безвыходных ситуаций, и родители всегда могут повлиять на вхождение своего ребенка в окружающий мир.

 Во-первых, им не стоит оберегать дитя от контактов с другими детьми. Пусть будут ошибки и пробы,  в которых требуются родительские подсказки. Но самостоятельность – не последний фактор, формирующий умение дружить. Предлагайте ребенку пригласить в гости его друзей, отдайте его в какую-то секцию или кружок. Ничто так не объединяет детей, как общие интересы и занятия.

Во-вторых, родители с первых дней жизни должны учить малыша эмоциональному общению. Помогите преодолеть детский эгоизм и научите сопереживать и чувствовать других людей. Даже в три года малыш уже способен на внимательность и заботу об окружающих.

В-третьих, сам диалог формируется в семье, а не за пределами. Научите ребенка говорить обо всем, что происходит у него внутри. Нельзя позволять накопляться необработанной информации в детском сознании. Правильно формировать свои желания, давать оценку действиям, анализировать ситуации, уметь слушать – вот чему в первую очередь должен учиться малыш.

Это первостепенные задачи родителей и залог счастливой и полноценной жизни вашего чада даже через многие годы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания живых существ

Занятие предусмотрено для детей подготовительной группы и показывает приспособление живых существ к жизни в разных средах обитания.Красочные пособия помогают детям легко и наглядно понять взаимо...

ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТАМ,ГДЕРОДИТЕЛИ И ДЕТИ ДРУЖАТ И ЧЕМ-ТО ЗАНИМАЮТСЯ ВМЕСТЕ!"

Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем–то занимаются вместе!Вы, конечно же, стараетесь создать малышу все условия для его успешного умственного развития. А фу...

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Растения - живые существа"

Формировать у детей элементарные представления о растениях в их взаимосвязи с окружающей средой. Говорить о ценности природы и ответственности за ее сохранность человеком....

Конспект занятия "Растение как живое существо"

Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...

Тематический план занятий по формированию представлений о птицах , как живых существах, живущих на земле у старших дошкольников.

Тематический план занятий по формированию представлений о птицах , как живых существах, живущих на земле у старших дошкольников. Цель: - сформировать ценностное отношение к птицам ближайшего окру...

Конспект урока по экологии "Растения - живые существа" ( 1 класс )

Итоговый урок по окружающему миру по теме " Растения "...