Статья на тему: "Экологическое воспитание детей"
статья (младшая группа) на тему

Зенина Марина Ивановна

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребенок познает окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все ее компоненты т- звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребенок овладевает речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей

 в детском саду

                                                                          Выполнила: воспитатель первой                               младшей группы ГБДОУ № 23                                                                

Невского района Санкт-Петербурга

Зенина Марина Ивановна

Санкт-Петербург

2018 год

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

                                                       В. Сухомлинский

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающиеся вполне определенных жизненно необходимых условиях: человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность - это Семья.                  И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьезные сбои и приходится многое перестраивать в отношение человека к природе, отражающий уровень его культурно - интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: «Относить к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребенка! Все начинается со средств народной педагогике - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.  В общение с родителями нужно довести до них смысл о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для подражания авторитетом и образом для подражания. Совершая определенные действия по отношению к природе, нужно думать о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!

В настоящее время нельзя не  заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология не только наука - мировоззрения современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома- планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой…Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание дошкольников должен и может осуществлять только педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Недостаточная биологическая и экологическая подготовка воспитателей отражается на уровень тех знаний и представлений, которые они формируют у детей. Общение воспитателя с ребенком должно быть добрым- ребенку необходимо чувствовать поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий. Эта деятельность должна быть совместной - воспитателя с ребенком в группе, воспитателя с детьми на участке, коллектива педагогов со старшими дошкольниками на всей территории в ГБДОУ.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показать степи их экологической  воспитанности и экологической культуры. Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Важное место в технологии занимают темы: «Леса», «Воды». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значение леса в жизни человека: Лес - это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. В зимние месяцы и в мае раскрывается тема »Вода» дети уточняют представления об ее свойствах, значение в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.

Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор,  развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ. Эстетическое развитие сопряженно с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

При наличии хорошего участка детский сад может организовывать                   « экологические пространства» на своей территории. Территория  детского сада должна быть хорошо озеленена. Озеленение участка детского сада должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. На нем должны расти не только береза и тополь, но и как липа, рябина, ива, дуб, ясень. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы.

На участке в ГБДОУ должно быть много цветов - детский сад должен стать действительно цветущим садом. Цветы вызывают радость  и умиротворение – их должно быть много. При наличии хорошего участка, детский сад может создавать «экологические пространства» нового типа. Взаимозависимость мира природы и мира человека находит свое осмысление уже в дошкольные годы. Именно детский сад является методом встреч ребенка  с природой и ее образами, средой соединения культуры человека и природного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

В данной статье отражены основы экологического воспитания дошкольников, его актуальность в настоящее время, обуслвливающаяся тем, что основными проблемами нашего века станут проблемы экологического ха...

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"...

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"...

Статья на тему:«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве закладывается основа конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »

Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»    города Б...