«Модель системы деятельности воспитателя по ненасильственному воспитанию детей»
статья на тему

Кривошеева Елена Николаевна

Жесткие условия жизни в современной России являются причиной роста насилия во всех сферах человеческой деятельности: в образовании, медицине, культуре, политике.

Оно неизбежно накладывает отпечаток на отношения между людьми, делая их нетерпимыми и жестокими. Особенно сильно страдают дети, наиболее восприимчивые к общественному влиянию.

Скрытое насилие в области воспитания стало одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_model_sistemy_deyatelnosti_vospitatelya.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

«Модель системы деятельности воспитателя

по ненасильственному воспитанию детей»

Педагог-психолог:

Е.Н.Кривошеева

             Моршанск 2015

«Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,

     скрытый за лозунгами мира и справедливости…

  Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,

                    оно способно направить человечество в новом направлении.

         21 век, будет веком ненасилия или его не будет вовсе».

                                                                             

 Жак  Семлен 

Жесткие условия жизни в современной России являются причиной роста насилия во всех сферах человеческой деятельности: в образовании, медицине, культуре, политике.

Оно неизбежно накладывает отпечаток на отношения между людьми, делая их нетерпимыми и жестокими. Особенно сильно страдают дети, наиболее восприимчивые к общественному влиянию.

Скрытое насилие в области воспитания стало одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования.

Речь идёт об управлении поведением детей насильственными способами, активизирующими у них чувство страха, стыда и др. С одной стороны, они облегчают управление детьми, но с другой стороны, - последствия их применения для личностного развития, психического благополучия, здоровья  и успешности социализации воспитанников бывают пагубны.

Для воспитания психологически благополучной личности необхо​дима организация педаго​гического процесса в дошкольном учреждении, подразумевающая, прежде всего психологически бережное отноше​ние к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь.

Известно, что отношения детей с воспитателями играют огром​ную роль в формировании их личности, В речи воспитателя, в примерах, которые он демонст​рирует своим поведением, ребе​нок черпает представления о вза​имоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого об​щежития.

В своих отношениях с детьми воспита​тель должен помнить о том, что:

  • ребенок ему ничего не должен;
  • это он должен помочь ребенку стать более состо​ятельным и ответственным;
  • в каждой конкретной неблагоприят​ной ситуации нужно понять, чего добива​ется ребенок и почему он это делает, и только с учетом его состояния и интересов требовать от него соблюдения социальных норм и правил;
  • навязывание правил и требований против воли детей - это насилие, даже если намерения взрослого преследуют благие цели;
  • запретов и требований не должно быть много - это ведет к пассивности и низкой самооценке воспитанников;
  • тихий, застенчивый ребенок нуждает​ся в профессиональной помощи воспитателя так же, как и драчун и егоза;
  • благополучная социальная ситуация развития - лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человечес​кого общежития.

В настоящее время наиболее распространенным видом жестокого обращения является физическое и психологическое насилие. До сих пор широко применяются физические наказания, а также запугивание, высмеивание и преобладание критики в воспитании детей, чрезмерно суровые, не соответствующие проступку ребенка наказания.

Кроме того, применение физических наказаний зачастую имеет благую цель: прервать нежелательное поведение ребенка – капризы, непослушание, грубость, лень, драчливость.

Воспитатель при взаимодействии с детьми должен по​мнить следующее:

  • Обеспечивать успех во всех делах ре​бенка, и особенно в творчестве, через ра​зумную дозу помощи - его задача.
  • Хвалить надо от души, а верить и дове​рять безоговорочно.
  • Необходимо договариваться, находить общее решение, уступать желаниям.
  • Прощать следует искренне.
  • Не следует сравнивать детей, ставить их друг другу в пример, а также приказывать, тре​бовать.
  • Учитывайте: лучше слышат того, кто тише говорит.
  • Помните: у каждого ребенка свой срок и свой час постижения: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро» (Ж.-Ж. Руссо).
  • Сравнивайте достижения ребенка только с его же собственными, но не с до​стижениями других людей;
  • Избегайте отри​цательных оценок и личности ребенка в целом, и результатов его деятельности.

"Семь правил наказания"

  1. Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, то лучше не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой "профилактики", никаких "на всякий случай"!
  3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый.
  4. Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы.
  5. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  6. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем небывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!
  7. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует только в обратную сторону!
  8. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Рекомендации для воспитателей

1. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

2. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

3. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.

4. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

5. Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать "в лоб". Все, как в искусстве: мысль будить через чувство.

6. Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других".

7. Для развития ребенка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям: "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребенка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.

современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю....

Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).

Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни....

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Система работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

в статьераскрываютьсяразделывходящиев системуработыпо нравственномувоспитанию детей старшего дошкольного возраста...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Начало формирование экологической культуры и ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в д...