«Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»
консультация на тему
«Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб «Моя дружная семья»
Консультация для родителей на тему «Психологические особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет»
Дата проведения: 17.02.20017.
Участники: педагог-психолог, родители воспитанников.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей от раннего возраста до подготовительной группы, повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Задачи:1. Формирование у родителей практические знания в области взаимодействия с детьми разных возрастных групп. 2. Развитие интерес к познанию своего ребенка, правильному подходу к развитию и воспитанию ребенка от младенчества до школы. 3. Максимально сблизить всех участников образовательного процесса.
На этапе раннего возраста (от 1 года до 3 лет) начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы» и наступает психологическое отделение от матери, которое связано с тем, что возникают не только новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют всё его поведение. К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём. Собственное "Я" ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: "Я сам", "Я хочу", "Я могу", "Я делаю". Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение "Я" (до этого они говорили о себе в третьем лице: "Саша играет", "Катя хочет"). Д. Б.Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное "Я" ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противопоставляясь другому "Я", отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребёнок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребёнка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощён своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное "Я" ребёнка. В кризисе трёх лет взрослые с их отношением к ребёнку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребёнок переходит в мир взрослых людей, где его "Я" занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
В трёхлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым моментом её исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. У ребёнка появляется новое видение мира и себя в нём.
Новое видение себя состоит в том, что ребёнок впервые открывает материальное воплощение своего Я, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становится и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого
Новое видение "Я" через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Я ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.
Кризис 3 лет – это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, выделения своего «я». Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности и, если самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.
Характеристики кризиса 3 лет:
1) негативизм – ребенок дает негативную реакцию не само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главное, сделать с точностью наоборот тому, что ему сказали, даже если ему что-то хочется и ему разрешают это сделать, он тут же выражает свое нежелание.
2) упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с ним считались.
3) строптивость – она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системе отношений, против принятых в семье норм.
4) своеволие – гипертрофированная тенденция к самостоятельности;
5) протест-бунт – регулярные конфликты ребенка с родителями, состояние войны.
6) деспотизм – чаще в семье с 1-м ребенком, жестко проявляющий свою власть над окружающими, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти или нет и т.д.; ревность – чаще в семье с несколькими детьми;
7) обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше, ребенок может сломать любимую игрушку, начать ругаться и т.п. Все эти явления говорят, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от взрослого.
На этом наше мероприятие закончилось. Большое спасибо родителям за внимания. Желаю всем всего доброго , понимать и помогать в развитии своих деток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей раннего возраста
Представлено краткое описание возрастных особенностей детей 1-3 лет и рекомендации к поступлению ребенка в десткий сад...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-131432-1352026561.jpg)
Рекомендации для родителей "Психологические особенности детей раннего возраста"
Данное сообщение можно использовать на родительских собраниях, как наглядные рекомендации....
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643241-1434432235.jpg)
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-791603-1680529628.jpg)
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1380988-1643133197.jpg)
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/28/picture-1431229-1666937995.jpg)
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего возраста. Кризис 3-х лет"
Консультация для родителей детей от 1-го до 3-х лет. Родители получат представления о литических и критических периодах развития ребёнка, об особенностях психики детей раннего возраста и симптомах...