Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
статья по коррекционной педагогике по теме

Краморова Галина Алексеевна

В статье говорится о том, какую коррекционную работу по развитию мелкой моторики проводит воспитатель с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Работая в группе с детьми со сложным дефектом, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и интеллекта, я поняла, что у таких детей имеются значительные отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом. Это связано как с органическими поражениями нервной системы, так и с ограниченными возможностями познания окружающего вследствие моторной недостаточности. Поэтому особое внимание в работе с такими детьми я уделяю развитию мелкой моторики.

  1. Коррекционную работу по развитию мелкой моторики начинаю с утренней зарядки. В комплекс общеукрепляющих упражнений подбираю упражнения с предметами (кубиками, маленькими мячами, шишками), для того, чтобы ребенок учился брать предмет одной или двумя руками, чтобы перекладывал его из одной руки в другую.

Затем провожу малоподвижную игру на развитие общей и мелкой моторики (например, помогите собрать шишки белочке, морковки зайчику и т. д.).

Для улучшения кровообращения, стимулирования биологически активных точек, находящихся на поверхности ладоней в конце утренней гимнастики, дети выполняют упражнения с массажными мячами.

  1. В ходе индивидуальной работы с детьми, отрабатывать координацию движений начинаю с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Детей учу захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого у нас в группе подобраны специальные игрушки, различные по размеру, форме, величине и тяжести. Например: пирамидки, камешки, пуговицы, зерна, геометрическая пирамидка.

Для того, чтобы научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое, подобрала ряд дидактических игр. Например, «Рассортируй предметы по цвету», «Подбери к платью кармашки, «Подбери для мальчика и девочки одежду» и т. д.

С большим удовольствием дети играют в бизиборд,  который позволяет изучить функциональность каждой мелкой детальки.

  1. Дети нашей группы испытывают особые трудности в самообслуживании. Для того чтобы помочь им овладеть этими навыками, я применяю различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц и молний  (сначала больших, потом мелких), шнуровки. Эти же навыки тренируются при раздевании  и одевании кукол. Затем ребенка учим застегивать и расстегивать молнии и пуговицы на своей одежде.
  2. Особое внимание уделяю упражнениям на развитие кистевой моторики, т. е. пальчиковой гимнастике. Она позволяет корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 
  3. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают огромные трудности и в процессе непосредственно образовательной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку и пластилин. Для того чтобы научить ребенка правильно рисовать карандашом, сначала учу держать его тремя пальцами, затем фиксирую его пальцы своей рукой и помогаю ему рисовать карандашом на листе. Если ребенок немного научился сам держать карандаш, постепенно даю ему возможность рисовать самостоятельно.

Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, вкладываю его пальцы вместе со своими в кольца ножниц, и выполняем совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения.

Чтобы ребенок научился лепить из пластилина, я начинаю сначала с ним делать различные поделки из мокрого песка, потом переходим на слоеное тесто, а затем на пластилин.

  1.   Для более быстрого достижения результатов, коррекционную работу с ребенком провожу совместно с другими специалистами нашего детского сада.
  2. Нарушения мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вызывают затруднения в овладении программным материалом, поэтому необходимо проводить с такими детьми индивидуальную работу, как в дошкольном учреждении, так и дома. Поэтому, планирую большую работу с родителями (провожу индивидуальные беседы, консультации  по развитию у детей мелкой моторики).

Осуществление комплексного подхода по реализации поставленных целей и задач дает положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных  задач государственной политики в области образования. Получение детьми с огранич...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности

Группа педагогов делится опытом по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности...

Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"...

«Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».

Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков  у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».К детям с НОДА относятся дети с:с детскими церебральными паралич...

"Развитие моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через различные виды игр"

1 слайдТема: «Развитие моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через различные виды игр».Здравствуйте, меня зовут Донченко Ольга Сергеевна, я воспитатель группы комбин...