Главные вкладки

    Развитие двигательной активности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    консультация по теме

    Григорчук Наталья Александровна

    Консультация для родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «Развитие двигательной активности у детей с нарушением ОДА»

    Подготовила: Инструктор по

    физическому воспитанию

    Григорчук Н.А.

    Д.с № 23

    Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. Дети с большей двигательной активностью значительно лучше развиты.

    Однако на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.

    Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Болезни костно-мышечной системы занимают 2-ое место среди всех заболеваний, уступив лишь заболеваниям органов дыхания.

           У всех детей с патологией ОДА отмечаются нарушения функций сердечно-сосудистой системы. Клинические изменения системы кровообращения проявляются либо увеличением ЧСС, либо уменьшением ее по сравнению с возрастной нормой.

            На ЭКГ у многих детей выявляются признаки изменения функции автоматизма, возбудимости, проводимости и нарушения обменных процессов в миокарде.

             Одна из главных причин нарушения гемодинамики у детей с нарушением ОДА - снижение двигательной активности, или гипокинезия.

           Занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие на параметры сердца с нарушением ОДА, при этом важна индивидуально подобранная физическая нагрузка, адекватная подготовке ребенка.  

    Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата. Давайте поговорим о том, что делать, чтобы осанка не испортилась, а позвоночник остался здоровым.

    Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело.

    Правильная осанка - лопатки расположены на одном расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Плечи тоже находятся на одном уровне и слегка развернуты. Позвоночник проходит по прямой линии. Живот подтянут, ноги прямые. Хорошо развиты мышцы живота, спины, ног и рук.

    (фотография прав. осанки)

    Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе.

    Нарушения осанки бывают двух типов:

    1. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости – В этих случаях можно наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шейном и грудном кифозе (плоско-вогнутая спина), увеличение всех физиологических изгибов (кругло-вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость).
    2. Нарушение осанки во фронтальной плоскости – характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника.

          Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.


    Вид нарушения осанки

    Положение головы

    Положение плечевых линий

    Положение лопаток

    Положение остистых отростков позвонков

    Форма грудной клетки

    Форма живота

    Положение таза

    Треугольник талии

    Сколиоз

    Наклонена в одну из сторон

    Асиммет

    ричны (чаще

    правая ниже)

    Асимметри

    чны (лопатка и плечо ниже на вогнутой стороне)

    Отклоняются в одну из сторон равномерно

    Асимметрия в  положении реберных дуг

    Чаще выпячен вперед

    Корпус смещен в сторону по отношению к тазу

    Асимметричны

    Круглая спина

    Наклонена вперед, 7-й шейный позвонок резко выступает

    Плечи сведены вперед

    Симметричны (нижние углы выступают сзади)

    Отклоняются назад в виде тотальной дуги

    Запавшая грудина или килевидная форма

    Выпячен вперед

    Угол наклона таза уменьшен

    Кругло-вогнутая спина

    Наклонена вперед (шея кажется укороченной)

    То же

    Плечи сведены вперед

    Посередине

    Грудные мышцы сокращены, спины - растянуты

    Выпячен вперед, усиление поясничного лордоза

    Угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают

    Талия не контурируется

    Плоская спина

    Прямо, шея длинная

    Плечи опущены

    Крыловидные

     Посередине

    Плоская

    Втянут

    Угол наклона таза уменьшен (до 30 градусов), ягодицы плоские


    Мы, взрослые, должны помочь малышам достигнуть крепкого физического развития, воспитать правильную осанку, а значит хорошее физическое здоровье, настроение.

    Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством всесторонней работы с ребенком, родителями, педагогами.

    В работе с ребенком важным компонентом коррегирования осанки является многократное повторение правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются проверенные опытом мероприятия:

    1. Изучение и коррекция осанки с помощью зеркала: Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью старших. Он должен понять, что для восстановления правильной осанки необходимы определенные усилия и движения: надо выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодичную мускулатуру;
    2. Упражнения у вертикальной плоскости: (стена без плинтуса). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда он научится правильно стоять у плоскости, дают различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, поднимание на носочки, приседания с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезно упражнения у плоскости сочетать с одновременным удержанием предметов на голове;
    3. Ношение различных предметов на голове: Ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, ползания на четвереньках, приседания и т.д., не уронив при этом положенный на голову предмет;
    4. Для выработки правильной осанки необходимо воспитывать координацию движений, суставно-мышечное чувство, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании – стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге с удержанием на спине медицинбола;
    5. Плавание.

    Рекомендуемые упражнения для коррекции осанки:

     (перечень)

    Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощенные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника ребенка.

    Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит:

    1. укрепление мышц, сохраняющих свод;
    2. ношение рациональной обуви;
    3. Ограничение нагрузки на нижние конечности.

    Профилактические упражнения, укрепляющие своды стопы,  включаются в занятия утренней гимнастикой,  используются в физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх, а также в специально организованных занятиях воспитателя по коррекции и профилактике нарушений стопы. Занятия проводятся  после сна от 10 до 15 минут. Комплекс упражнений подбирается инструктором ЛФК или врачом.

       Рекомендуемые упражнения по профилактике и лечению плоскостопия:

    1. Сгибание и разгибание стоп.
    2. Сжимание и разжимание пальцев.
    3. Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
    4. Поворот стоп подошвами внутрь.
    5. Захват и удержание подошвами округлого предмета (мячика, кегли)
    6. Катание подошвами округлого предмета
    7. Попеременные удары носками и пятками в пол.
    8. Захват и подъем с пола мелких предметов (прямыми и скрещенными ногами).
    9. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
    10. Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребенок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы.
    11. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
    12. Ходьба с разными положениями стоп – на внешней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.
    13. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.
    14. Ходьба боком по гимнастической палке, по толстому шнуру.
    15. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
    16. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, смотреть вперед.
    17. Приподниматься на носки и выполнять приседание на всю стопу.
    18. Подниматься на носки и выполнять приседание, держась за опору.

    Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

    Совместная работа с семьей строится на следующих принципах:

    1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основными методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
    2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
    3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;
    4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

          Наиболее эффективны такие формы взаимодействия, где родители принимают в нем  активное участие.

    1. Дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физобразованию.
    2. Деловые игры и тренинги;
    3. «Открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, в бассейне;
    4. Совместные физкультурные досуги, праздники.

    Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

    ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

    ЗАБОЛЕВАНИЕ

    НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

    РЕКОМЕНДУЕТСЯ

    Сколиоз, нарушение осанки

    Двигательная статическая нагрузка на позвоночник,  прыжки, тяжелая атлетика, катание на велосипеде, спортивная гимнастика, упражнения на увеличение гибкости и растяжение позвоночника

    Корригирующая гимнастика, ЛФК, плавание брассом, корректор осанки, статическая разгрузка позвоночника, жесткая постель, наращивание мышечного корсета, лыжи, волейбол, баскетбол (бросание мяча в корзину)

    Плоскостопие

    Обувь без каблука, тесная обувь

    Ходьба босиком (песок, гравий, калька), гимнастика, массаж стоп, ношение супинаторов, ЛФК

    Давление на межпозвоночные диски (в процентах от положения стоя):

    Лежа на спине …………………………25%

    Лежа на боку……………………………75%

    Стоя……………………………………..100%

    Стоя, с наклоном вперед………………150%

    Стоя, с наклоном вперед, в руках вес...220%

    Сидя……………………………………..140%

    Сидя с наклоном вперед……………….185%

    Сидя, с наклоном вперед, в руках вес…275%

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ОБУЧЕНИЮ                                                       ПЛАВАНИЯ В  ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

          Занятие в воде – это комплексное воздействие на организм температуры, движения. А в домашних условиях общение с водой еще и способствует формированию гигиенических навыков. Поэтому помогая ребенку полюбить воду, вы можете еще одновременно приобрести полезную привычку к чистоте.

    1. Начинайте с простого умывания. Пусть ребенок не закрывает глаз и не стряхивает воду, набирая воду полными горстями, поливая на голову и шею. Полейте ему на голову из кувшина, пусть вода спокойно стекает;

    2. Попробуйте делать тоже самое под душем, позаботьтесь о напоре воды: струя не должна быть слишком сильной;

    3. Прекрасным местом для подготовительных тренировок будет домашняя ванна. Здесь можно хорошо усвоить и закрепить навыки погружения лица в воду, открывание глаз и задержки дыхания;

    4. Разбросайте на дне ванны игрушки, попросите малыша сосчитать игрушки и достать самую любимую;

    5. Упражнение на дыхание: «Надувание шаров», «Дуем на чай»;

    6. Упражнение на формирование навыка движения в воде:

           «Дуем на водичку» - обязательно покажите сами, как это сделать;

           «У кого больше пузырей?» - посоревнуйтесь, у кого получится громче.

     

    Все эти упражнения помогут адаптироваться в воде.

    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

    ПЛОСКИЕ СТОПЫ НАМ НЕ НУЖНЫ

            Профилактику плоскостопия следует начинать с детского возраста, когда стопы еще формируются. Среди профилактических средств основными являются физические упражнения и массаж. Немаловажное значение имеют также и правильный подбор обуви, хождение босиком и ванночки для ног.

            Обувь должна иметь эластичную подошву, небольшой каблучок (4-8мм), и плотный задник, однако она не должна блокировать голеностопный сустав.

            Прекрасным профилактическим средством являются ванночки для ног. Их следует делать ежедневно в воде комнатной температуры в течение 5 минут.

            Главным методом предупреждения плоскостопия является активная физическая нагрузка.

    Примерные упражнения для занятий дома:

    1. Стоя, руки на пояс. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра;

    2. Стоя, руки на пояс. Полуприседания с одновременной установкой стопы     на ее наружный край;

    3. Стоя, руки на пояс. Ходьба на носках, ноги полусогнуты в коленях;

    4. Стоя, руки на пояс. Поочередное захватывание пальцами ног различных предметов;

    5. Стоя на гимнастической палке. Приседания.

    6. Сидя – поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки;

    7. Стоя на гимнастической палке по длине. Передвижение по палке вперед и назад, ставя стопы вдоль;

    8. И.П. упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед (20-30с)

    9. Стоя со скакалкой в руках. Прыжки на носках через скакалку.

    Примечание: Каждое упражнение вначале повторяется 4-6 раз с постепенным увеличением до 10 повторений.

    Уважаемые родители!!! Запомните, что от состояния стоп   зависит осанка вашего ребенка!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных  задач государственной политики в области образования. Получение детьми с огранич...

    Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности

    Группа педагогов делится опытом по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности...

    Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод.  Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать  компенсатор...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    В статье говорится о том, какую коррекционную работу по развитию мелкой моторики проводит воспитатель с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности

    Методический материал по развитию мелкой моторики у дошкольниковКонспект организованной образовательной деятельности по рисованию в средней группеТема: «Деревья. Рисование листьев»Цель: по...