Развитие двигательной активности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
консультация по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti_u_detey_s_narusheniem_oda.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Развитие двигательной активности у детей с нарушением ОДА»
Подготовила: Инструктор по
физическому воспитанию
Григорчук Н.А.
Д.с № 23
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. Дети с большей двигательной активностью значительно лучше развиты.
Однако на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.
Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Болезни костно-мышечной системы занимают 2-ое место среди всех заболеваний, уступив лишь заболеваниям органов дыхания.
У всех детей с патологией ОДА отмечаются нарушения функций сердечно-сосудистой системы. Клинические изменения системы кровообращения проявляются либо увеличением ЧСС, либо уменьшением ее по сравнению с возрастной нормой.
На ЭКГ у многих детей выявляются признаки изменения функции автоматизма, возбудимости, проводимости и нарушения обменных процессов в миокарде.
Одна из главных причин нарушения гемодинамики у детей с нарушением ОДА - снижение двигательной активности, или гипокинезия.
Занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие на параметры сердца с нарушением ОДА, при этом важна индивидуально подобранная физическая нагрузка, адекватная подготовке ребенка.
Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата. Давайте поговорим о том, что делать, чтобы осанка не испортилась, а позвоночник остался здоровым.
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело.
Правильная осанка - лопатки расположены на одном расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Плечи тоже находятся на одном уровне и слегка развернуты. Позвоночник проходит по прямой линии. Живот подтянут, ноги прямые. Хорошо развиты мышцы живота, спины, ног и рук.
(фотография прав. осанки)
Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе.
Нарушения осанки бывают двух типов:
- Нарушение осанки в сагиттальной плоскости – В этих случаях можно наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шейном и грудном кифозе (плоско-вогнутая спина), увеличение всех физиологических изгибов (кругло-вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость).
- Нарушение осанки во фронтальной плоскости – характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника.
Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.
Вид нарушения осанки | Положение головы | Положение плечевых линий | Положение лопаток | Положение остистых отростков позвонков | Форма грудной клетки | Форма живота | Положение таза | Треугольник талии |
Сколиоз | Наклонена в одну из сторон | Асиммет ричны (чаще правая ниже) | Асимметри чны (лопатка и плечо ниже на вогнутой стороне) | Отклоняются в одну из сторон равномерно | Асимметрия в положении реберных дуг | Чаще выпячен вперед | Корпус смещен в сторону по отношению к тазу | Асимметричны |
Круглая спина | Наклонена вперед, 7-й шейный позвонок резко выступает | Плечи сведены вперед | Симметричны (нижние углы выступают сзади) | Отклоняются назад в виде тотальной дуги | Запавшая грудина или килевидная форма | Выпячен вперед | Угол наклона таза уменьшен | |
Кругло-вогнутая спина | Наклонена вперед (шея кажется укороченной) | То же | Плечи сведены вперед | Посередине | Грудные мышцы сокращены, спины - растянуты | Выпячен вперед, усиление поясничного лордоза | Угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают | Талия не контурируется |
Плоская спина | Прямо, шея длинная | Плечи опущены | Крыловидные | Посередине | Плоская | Втянут | Угол наклона таза уменьшен (до 30 градусов), ягодицы плоские |
Мы, взрослые, должны помочь малышам достигнуть крепкого физического развития, воспитать правильную осанку, а значит хорошее физическое здоровье, настроение.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством всесторонней работы с ребенком, родителями, педагогами.
В работе с ребенком важным компонентом коррегирования осанки является многократное повторение правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются проверенные опытом мероприятия:
- Изучение и коррекция осанки с помощью зеркала: Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью старших. Он должен понять, что для восстановления правильной осанки необходимы определенные усилия и движения: надо выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодичную мускулатуру;
- Упражнения у вертикальной плоскости: (стена без плинтуса). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда он научится правильно стоять у плоскости, дают различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, поднимание на носочки, приседания с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезно упражнения у плоскости сочетать с одновременным удержанием предметов на голове;
- Ношение различных предметов на голове: Ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, ползания на четвереньках, приседания и т.д., не уронив при этом положенный на голову предмет;
- Для выработки правильной осанки необходимо воспитывать координацию движений, суставно-мышечное чувство, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании – стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге с удержанием на спине медицинбола;
- Плавание.
Рекомендуемые упражнения для коррекции осанки:
(перечень)
Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощенные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника ребенка.
Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит:
- укрепление мышц, сохраняющих свод;
- ношение рациональной обуви;
- Ограничение нагрузки на нижние конечности.
Профилактические упражнения, укрепляющие своды стопы, включаются в занятия утренней гимнастикой, используются в физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх, а также в специально организованных занятиях воспитателя по коррекции и профилактике нарушений стопы. Занятия проводятся после сна от 10 до 15 минут. Комплекс упражнений подбирается инструктором ЛФК или врачом.
Рекомендуемые упражнения по профилактике и лечению плоскостопия:
- Сгибание и разгибание стоп.
- Сжимание и разжимание пальцев.
- Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
- Поворот стоп подошвами внутрь.
- Захват и удержание подошвами округлого предмета (мячика, кегли)
- Катание подошвами округлого предмета
- Попеременные удары носками и пятками в пол.
- Захват и подъем с пола мелких предметов (прямыми и скрещенными ногами).
- Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
- Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребенок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы.
- Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
- Ходьба с разными положениями стоп – на внешней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.
- Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.
- Ходьба боком по гимнастической палке, по толстому шнуру.
- Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
- Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, смотреть вперед.
- Приподниматься на носки и выполнять приседание на всю стопу.
- Подниматься на носки и выполнять приседание, держась за опору.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Совместная работа с семьей строится на следующих принципах:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основными методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
Наиболее эффективны такие формы взаимодействия, где родители принимают в нем активное участие.
- Дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физобразованию.
- Деловые игры и тренинги;
- «Открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, в бассейне;
- Совместные физкультурные досуги, праздники.
Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ЗАБОЛЕВАНИЕ | НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ | РЕКОМЕНДУЕТСЯ |
Сколиоз, нарушение осанки | Двигательная статическая нагрузка на позвоночник, прыжки, тяжелая атлетика, катание на велосипеде, спортивная гимнастика, упражнения на увеличение гибкости и растяжение позвоночника | Корригирующая гимнастика, ЛФК, плавание брассом, корректор осанки, статическая разгрузка позвоночника, жесткая постель, наращивание мышечного корсета, лыжи, волейбол, баскетбол (бросание мяча в корзину) |
Плоскостопие | Обувь без каблука, тесная обувь | Ходьба босиком (песок, гравий, калька), гимнастика, массаж стоп, ношение супинаторов, ЛФК |
Давление на межпозвоночные диски (в процентах от положения стоя):
Лежа на спине …………………………25%
Лежа на боку……………………………75%
Стоя……………………………………..100%
Стоя, с наклоном вперед………………150%
Стоя, с наклоном вперед, в руках вес...220%
Сидя……………………………………..140%
Сидя с наклоном вперед……………….185%
Сидя, с наклоном вперед, в руках вес…275%
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.
Занятие в воде – это комплексное воздействие на организм температуры, движения. А в домашних условиях общение с водой еще и способствует формированию гигиенических навыков. Поэтому помогая ребенку полюбить воду, вы можете еще одновременно приобрести полезную привычку к чистоте.
1. Начинайте с простого умывания. Пусть ребенок не закрывает глаз и не стряхивает воду, набирая воду полными горстями, поливая на голову и шею. Полейте ему на голову из кувшина, пусть вода спокойно стекает;
2. Попробуйте делать тоже самое под душем, позаботьтесь о напоре воды: струя не должна быть слишком сильной;
3. Прекрасным местом для подготовительных тренировок будет домашняя ванна. Здесь можно хорошо усвоить и закрепить навыки погружения лица в воду, открывание глаз и задержки дыхания;
4. Разбросайте на дне ванны игрушки, попросите малыша сосчитать игрушки и достать самую любимую;
5. Упражнение на дыхание: «Надувание шаров», «Дуем на чай»;
6. Упражнение на формирование навыка движения в воде:
«Дуем на водичку» - обязательно покажите сами, как это сделать;
«У кого больше пузырей?» - посоревнуйтесь, у кого получится громче.
Все эти упражнения помогут адаптироваться в воде.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
ПЛОСКИЕ СТОПЫ НАМ НЕ НУЖНЫ
Профилактику плоскостопия следует начинать с детского возраста, когда стопы еще формируются. Среди профилактических средств основными являются физические упражнения и массаж. Немаловажное значение имеют также и правильный подбор обуви, хождение босиком и ванночки для ног.
Обувь должна иметь эластичную подошву, небольшой каблучок (4-8мм), и плотный задник, однако она не должна блокировать голеностопный сустав.
Прекрасным профилактическим средством являются ванночки для ног. Их следует делать ежедневно в воде комнатной температуры в течение 5 минут.
Главным методом предупреждения плоскостопия является активная физическая нагрузка.
Примерные упражнения для занятий дома:
1. Стоя, руки на пояс. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра;
2. Стоя, руки на пояс. Полуприседания с одновременной установкой стопы на ее наружный край;
3. Стоя, руки на пояс. Ходьба на носках, ноги полусогнуты в коленях;
4. Стоя, руки на пояс. Поочередное захватывание пальцами ног различных предметов;
5. Стоя на гимнастической палке. Приседания.
6. Сидя – поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки;
7. Стоя на гимнастической палке по длине. Передвижение по палке вперед и назад, ставя стопы вдоль;
8. И.П. упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед (20-30с)
9. Стоя со скакалкой в руках. Прыжки на носках через скакалку.
Примечание: Каждое упражнение вначале повторяется 4-6 раз с постепенным увеличением до 10 повторений.
Уважаемые родители!!! Запомните, что от состояния стоп зависит осанка вашего ребенка!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных задач государственной политики в области образования. Получение детьми с огранич...
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности
Группа педагогов делится опытом по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности...
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В статье говорится о том, какую коррекционную работу по развитию мелкой моторики проводит воспитатель с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...
Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"...
«Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».
Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».К детям с НОДА относятся дети с:с детскими церебральными паралич...
Презентация «Развитие двигательной активности у детей с нарушениями ОДА посредством подвижных игр»
laquo;Развитие двигательной активности у детей с нарушениями ОДА посредством подвижных игр»...