Методическое обеспечение образовательного процесса
статья на тему

Ирина Петровна Миронова

Теотетические и прикладные аспекты методической работы воспитателей дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журнал "Современный детский сад"; издательский дом: Аркти, В.Е.Дремин; кол-во страниц 130.

В журнале работают следующие рубрики:

  • Организация работы ДОУ,
  • Психолого-педагогическое сопровождение,
  • Наша кафедра,
  • Рекомендации педагогам,
  • Экспериментальная площадка,
  • Взгляд молодых,
  • Обмен сюжетами,
  • Контроль и надзор,
  • Юридический практикум.

В связи с видовым разнообразием дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) появились новые профессии и должности, разрабатываются ранее не использовавшиеся методики и технологии образовательной работы. Расширилась сеть учреждений и организаций, предлагающих услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, появились авторские образовательные семинары и спецкурсы. Все это сопровождается появлением просто лавины сведений правового, организационного и методического характера. Результат – дезориентация и растерянность даже у опытных руководителей и педагогов ДОУ.

В этой ситуации настоятельно требуется упорядочить и тематически систематизировать информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Следует помнить, что все новое в образовании возникает закономерно, но обязательно опирается на педагогический опыт и существующие традиции.

Инновации и традиции – вот два ориентира в современном дошкольном образовании.

Об их содержании — можно прочитать в данном журнале.

2) Положительные стороны: твёрдый переплет.

Отрицательные стороны : журнал без иллюстраций.

3) Рекомендуется для: руководителей и работников детских садов, а также всех родителей.



Предварительный просмотр:

"Анализ вариативных форм дошкольного образования"

 № п/п

 Автор и наименование статьи

 № журнала страницы

Основные вопросы, рассматриваемые в статье.

 1

Тарасова Г. В. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования // Молодой ученый. — 2017.

 №11.1. — С. 55-57.

 В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. 
Основные задачи: 
– увеличение охвата детей дошкольным образованием;
– педагогическое просвещение родителей;
– всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям ДОУ.

 2

Е. Трунтаева, Н. Доронина, О. Клименко, М. Балакирева, А. Фрольцова. Центр игровой поддержки ребенка. Из опыта работы.- 08/2014.

 № 6 - С.67.

 Целью статьи является представление опыта по организации работы Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста,как одной из вариативных форм дошкольного образования, созданного в целях реализации прав граждан на бесплатное общедоступное дошкольное образование, гарантии государственной поддержки семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Деятельность Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, позволяет создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.
Основными задачами ЦИПР является:
 - оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка; 
- обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения;
- организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
 - ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

 3

 Э.Алиева.

Организационно-аналитическое сопровождение деятельности консультационных центров в системе дошкольного образования.

Журнал дошкольное воспитание-2010.

 

 Задачи консультативного пункта: 
1. Оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) детей 1.6 -7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) 3. Поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих детские образовательные учреждения.
4. Оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста. 5. Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения. 
7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и другими организациями.

 4

Аммосова Варвара Васильевна; Семейный детский сад; Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 2010.

 № 11- С.79-83.

 В статье раскрываются особенности влияния семейного воспитания на формирование коммуникативных умений детей-саха в современных условиях. Даны методические рекомендации родителям по формированию коммуникативных умений детей с учетом мнений народной педагогики, ученых и методистов в области дошкольного образования.

 5

Служба ранней помощи:специфика ее деятельности в дошкольном учреждении / Д. Миняжева // Дошкольное воспитание. - 2010.

 № 1. - С. 102-107.

Служба ранней помощи способна обеспечить раннее вмешательство специалистов, направленное на коррекцию выявленных отклонений и развитие потенциала ребенка. Предлагаются разработанные автором примерные рекомендации по организации ее деятельности.

 6

 Исследование коммуникативной компетенции детей с нарушением развития в условиях лекотеки.

А.А. Твардовская. Дошкольное воспитание -2010.

 № 3 С.78-80.

В статье представлены результаты эмпирического исследования , направленного на оценку уровня сформированности коммуникативной компетенции детей с комплексными нарушениями развития, посещающих Лекотеку.
Одним из стратегических направлений современной специальной психологии является создание единой системы коррекционной помощи детям, имеющим комплексные нарушения. Обучение и воспитание таких детей сравнительно малоизученная и труднейшая проблема специальной педагогики. 



Предварительный просмотр:

"Анализ примерных вариативных программ дошкольного образования"

 Название , авторы

 Цель и задачи

Возраст

 Направление

Структура

 Приложение

 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образование 

 "От рождения до школы"/Под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-3-е издание, исправленное и дополненное - М.:Мозаика-Синтез, 2014-368с.

 Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формиро- вание предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требовани- ями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.  

Младенческая группа (от рождения до года)

Первая группа раннего возраста( 1-2 года)

Вторая группа раннего возраста (2-3 года) 

Младшая группа (3-4 года)

Средняя группа (4-5 лет)

Старшая группа (5-6 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

 Присутствуют все 5 образовательных областей: 

"Социально-коммуникативное развитие"

"Познавательное развитие"

"Речевое развитие"

"Художественно-эстетическое развитие"

"Физическое развитие"

Введение.

Целевой раздел.

Содержательный раздел.

Организационный раздел.

Приложения.

Глоссарий.

Список нормативных документов и научно-методическая литература.

Есть 9 приложений; Глоссарий;

Список нормативных документов и научно-методическая литература.

 Программа «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёвой и «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 Цель программы: сформировать у ребенка такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение ставить перед собой задачу и добиваться ее решения.

Основные задачи программы:

  1. обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
  2. обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
  3. всестороннее и своевременное психическое развитие;
  4. формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
  5. приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Материалы, посвящённые особенностям психолого-педагогической поддержки детей от 2 месяцев до 8 лет с разным уровнем нормативного развития в условиях дошкольной образовательной организации.

 Присутствуют все 5 образовательных областей: 

"Социально-коммуникативное развитие"

"Познавательное развитие"

"Речевое развитие"

"Художественно-эстетическое развитие"

"Физическое развитие"

Целевой раздел:
-Пояснительная записка.
-Планируемые результаты освоения Программы "Радуга"
Содержательный раздел:
-Содержание образовательной деятельности.
-Технологии реализации содержания Программы "Радуга" в соответствии с образовательными областями.
-Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства.
-Взаимодействие с семьёй.
-Педагогическая диагностика.
-Коррекционная работа.
Организационный раздел:
-Распорядок дня.
-Формы реализации дошкольного образования.
-Дополнительные платные образовательные услуги.
-Методическое обеспечение Программы "Радуга".
-Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу "Радуга".
-Развивающая предметно-пространственная образовательная среда.
-Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы "Радуга.

 Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы "Радуга.

Программа «Развитие». Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко

 В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

В задачи программы входит развитие:

  1.     сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; 
  2. развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, театра, живописи и скульптуры, музыки;
  3.  способностей к наглядному объектному моделированию;
  4.  комплексных элементов логического мышления.

 Младшая группа (3-4 года)

Средняя группа (4-5 лет)

Старшая группа (5-6 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

Присутствует 4 образовательные области:

"Социально-коммуникативное развитие"

"Познавательное развитие"

"Речевое развитие"

"Физическое развитие"

Не хватает только Художественно- эстетического развития.

1.Развитие сенсорных способностей (мл.возраст).

2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).

4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа).

6. Формирование элементарных экологических представлений.

7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы).

8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы).

9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы).

10. Конструктивная деятельность.

11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность.

    Примерный список литературы для чтения детям.

Вывод: Направление в программах "От рождения до школы" и "Радуга" присутствуют все 5 образовательных областей, а в программе "Развитие" только 4, не хватает только Художественно- эстетического развития. Также в программе "От рождения до школы" возраст детей начинается с младенческого и заканчивается подготовительным (от рождения до 7 лет) ,в программе "Радуга" возраст детей начинается с 2 месяцев до 8 лет, а в программе "Развитие" дети с 3 до 7 лет. В программах "От рождения до школы" и "Радуга" присутствуют : целевой и содержательный раздел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ       «Книга для чтения 2-4 года»  Сост. В.В. Гербова и др. О.В. Дыбина «Занятия по оз...

Использование педагогическим работником программы, учебно- методического обеспечения образовательного процесса.

В данном учебно-методическом материале описанны программы используемые музыкальным руководителям для осуществления оброзовательной деятельности в детском саду с воспитанниками....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Аннотация рабочей программы, паспорт дополнительной образовательной программы (кружка), мониторинг уровня усвоения программы...

Методическое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Представлено методическое обеспечение образовательного процесса....

Современные методики, технологии и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для различных категорий обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)

В сатье Вы можете ознакомиться с  программно-методическими материалами, которыми можно воспользоваться при написании АООП ДО для различных категорий обучающихся с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДО...