Методическое обеспечение образовательного процесса
статья на тему

Ирина Петровна Миронова

Теретические и прикладные аспекты методической работы воспитателей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применение в педагогическом процессе ДОУ"

1) Информационно – коммуникационная технология; Шарапова М. И. - М.: МГУП, 2004. - 224 с. 15. Яковлев А. И. 

Предметом рассмотрения данной статьи являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ), так как создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает их широкое применение в образовании. В статье также даются классификация и характеристики ИКТ. В качестве примера одной из составляющих ИКТ описывается цифровой образовательный ресурс (ЦОР), его цели, задачи, компоненты и их содержание. Одним из видов ЦОР является библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП).

2) Во-первых, внедрение ИКТ в образование значительно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования

традиционной системы образования в свете требований современного общества.

3) Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

  • Достижение поставленных целей планируются  через реализацию следующих задач:     
  • использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;  
  •  сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  •  формировать и развивать коммуникативную компетенцию;   
  • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  •  дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

1) Здоровьесберегающие технологии; Голобородько Н.В.,2013 , С. 82-85.

Здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее — ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

 Здоровьесбережение в образовании какценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценностьгосударственная, общественная, личностная . Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой — приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование в школе (или в другом образовательном учреждении) здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

2) Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий:

-разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

-разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

-формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

-реализация индивидуальных оздоровительных программ;

-овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;

-познание индивидуальных особенностей организма;

-создание информационного поля по проблеме: «Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса»

-создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему дошкольного образовательного учреждения.

3) Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ:

Первое направление-комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

  • осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  • осмотр детей специалистами детской поликлиники;
  • диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
  • выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
  • диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

Второе направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
  • занятия с использованием мини – тренажеров;
  • ритмика;
  • гимнастика после сна;
  • ежедневный режим прогулок;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
  • проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
  • музыкальные занятия;
  • занятия по формированию здорового образа жизни.

Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

  • босохождение;
  • умывание;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
  • воздушные ванны в облегченной одежде;
  • гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

1)Игровые технологии; Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников : методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. — М. : КНОРУС, 2016. — 112 c. 

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи: 

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. 

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  •   Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. 
  •  Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. 
  •  Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. 
  •  Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. 
  •  Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  •  Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.

2)Особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра. 

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

3) Использование игровой обучающей ситуации в педагогическом процессе важно по целому ряду причин: 

  • они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и познании окружающей природы, поэтому они должны быть так же широко использованы в экологическом воспитании, как и в других его направлениях; 
  •  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения; 
  • непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; 
  •  все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт; 
  •  в игровой комплекс включаются игры и игровые обучающие ситуации на развитие разных анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние и др.); 
  •  экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.



Предварительный просмотр:

"Составление таблицы по организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения предметно-развивающей среды"

Виды деятельности

Принципы размещения материалов

Материалы и оборудование

 Игровая деятельность

Для игры детей 3-4 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 

1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 

2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции. Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям. По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными, Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки. 

 Куклы, мягкие антропоморфные животные, звери и птицы объемные и плоскостные на подставках , набор наручных кукол би-ба-бо, набор солдатиков,самолёт, руль, весы, набор чайной и кухонной посуды, пожарная и машина скорой помощи, лодка, самолёт, сумка и тд.

 Продуктивная деятельность

Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям

Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.

Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.

Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.

Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.

По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.

 Набор цветных карандашей и фломастеров, гуашь, кисти, салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм, подставка для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения, глина подготовленная для лепки, доски, пластилин, комплект больших мягких модулей, набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) и тд.

Познавательно-исследовательская деятельность

 Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

 Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов), объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы), матрешки (из 5-7 элементов), набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета), набор кубиков с цветными гранями (7 цветов), наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.), мозаика разных форм и цветов, крупная и тд.

 Двигательная активность

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены. 

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. 

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.). 

Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен. 

Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться. 

 Валик мягкий, доска с ребристой поверхностью, модуль «Змейка», куб деревянный, обруч большой, мяч-попрыгунчик, мешочек с грузом малый, лабиринт игровой, колечко резиновое, лента цветная (короткая),  палка гимнастическая короткая и тд.



Предварительный просмотр:

"Анализ деятельности старшего воспитателя"

Общечеловеческие качества.

Психофизиологические качества и свойства личности.

  Деловые качества и организаторские способности.

Коммуникативные качества.

 Общая профессиональная компетентность.

Трудолюбие, принципиальность, честность, верность слову, самокритичность, гуманность, тактичность, справедливость, целеустремлённость, высокая культура, порядочность, безупречная нравственность, работоспособность, выдержанность, любовь к своему делу, оптимистичность, требовательность к себе и другим, чувство юмора, внешняя привлекательность.

Крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределённость внимания, оперативность и логичность памяти, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности), индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности)

Инициативность, самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность (умение беречь своё и чужое время, пунктуальность), дисциплинированность, исполнительность, умение чётко определить цель и поставить задачи, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать людей, мотивировать их; умение контролировать деятельность подчинённых; способность оперативно принимать решения, объективно анализировать и оценивать результаты, творческий подход к делу, умение поддерживать инициативу; умение поддерживать свой авторитет.

Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчинёнными, с родителями и детьми; умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться (культура речи и умение слушать), умение выступать публично.

Знание науки об управлении; способность применять в практической деятельности

Степень сформированности личностных качеств у старшего воспитателя в нашем ДОО высшая.

Она отлично знает свои обязанности и выполняет их. 

Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и

разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Принимает участие в разработке методических и

информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и

повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений. Оказывает помощь педагогическим

работникам учреждений в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения,

в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности учреждений,

в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курсам.

 Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации и

пособий по учебным дисциплинам, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т. д.

 Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений. Обобщает и принимает меры по

распространению наиболее результативного опыта педагогических работников. Организует и координирует работу

методических объединений педагогических работников, оказывает им консультативную и практическую помощь

по соответствующим направлениям деятельности. Участвует в работе организации повышения квалификации и

переподготовки работников по соответствующим направлениям их деятельности, по научно-методическому

обеспечению содержания образования, в разработке перспективных планов заказа учебников, учебных пособий,

методических материалов. Обобщает и распространяет информацию о передовых технологиях обучения и

воспитания (в том числе и информационных) , передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования.

Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад,

соревнований и т. д

Программа личностного роста:

- Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег;

- Умение изучать личность воспитанника и особенности коллектива в плане выявления уровня их развития и

условий влияющих на результаты воспитания и развития ребенка;
- Умение правильно оценивать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности, перестраивать

свою деятельности в соответствии с целями и условиями ее протекания;

- Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, характером

материала, возрастными особенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности;
- Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности;

- Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми;
- Соблюдение принципов обучения и воспитания дошкольников;
- Умение выбирать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности

у детей умений и навыков.

Кто такой методист (старший воспитатель ДОО): говорят дети.

Дети рассказали про старшего воспитателя так что она добрая, хорошая, веселая, каждый день приходит к ним

в группу и спрашивает как у них дела, иногда играет с ними, читает книжки, хвалит детей, спрашивает что у них

нового или что интересного они видели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ       «Книга для чтения 2-4 года»  Сост. В.В. Гербова и др. О.В. Дыбина «Занятия по оз...

Использование педагогическим работником программы, учебно- методического обеспечения образовательного процесса.

В данном учебно-методическом материале описанны программы используемые музыкальным руководителям для осуществления оброзовательной деятельности в детском саду с воспитанниками....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Аннотация рабочей программы, паспорт дополнительной образовательной программы (кружка), мониторинг уровня усвоения программы...

Методическое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Представлено методическое обеспечение образовательного процесса....

Современные методики, технологии и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для различных категорий обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)

В сатье Вы можете ознакомиться с  программно-методическими материалами, которыми можно воспользоваться при написании АООП ДО для различных категорий обучающихся с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДО...