Интеграция различных областей в работе педагога- психолога..
методическая разработка по теме

Новоселова Вера Алексеевна

Предварительный просмотр:

Технология развивающего общения / минитренинг для педагогов

Цель: создание у педагогов средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных ситуациях ДОУ).

Ожидаемый результат: стимуляция социального  развития участников, расширение возможностей для самопознания, повышение уровня рефлективности, владение поведенческими моделями.

В общем виде в тренинге развивающего общения можно  выделить три блока:

1 блок – разминка. Включает ряд заданий, упражнений, направленных на создание атмосферы открытости, внимания.

2 блок – основные упражнения тренинга. Они работают на поставленную в тренинге цель.

3 блок  рефлексия. Заключается в получении обратной связи по прошедшему занятию. Изготовление открытки – подсказки. Рефлексивные высказывания могут относиться к теме занятия. Например: «Самым важным на занятии для меня было…», На занятии я понял…» и т.д.

Теоретическая справка: Тема бесконфликтного, конструктивного общения с ребенком волнует многих авторов, изучающих детскую психологию. Основоположниками передачи практического опыта родителям, педагогам можно считать Ю.Б. Гиппенрейтер, С. В. Гиппиус, Вирджиния Сатир, Аллан  Фромм, А. Фабер, Э. Мазлиш и др.

Разминка:

  1. Участникам тренинга предлагается продолжить фразу: «Дети не любят…» «Последнее время дети…»
  2. Каждый участник получает карточку с названием эмоционального состояния (радость, восхищение, агрессия, доброжелательность, безразличие, недовольство, пренебрежение) и с соответствующей интонацией произносит высказывание «Наконец-то», «чем я могу тебе помочь?» в адрес группы или отдельных участников, которые пытаются понять, какие чувства передавал партнер. В завершении упражнения проводится обсуждение в общем кругу: "Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?". Приложение 1.

Основная часть:

Корень негативного упорства и отказов от деятельности  и взаимодействия лежит в отрицательных переживаниях.

Условно технологию развивающего общения можно разделить на несколько блоков:

Умею слышать и слушать;

Умею чувствовать;

Умею говорить;

Умею молчать;

Умею хвалить

  1. Умею слышать и слушать.

Участники объединяются в микрогруппы по 5 человек в каждой. Каждая микрогруппа составляет к высказыванию ребенка правильное Я-высказывание.Я-высказывание" передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации. Приложение 2.

  1. Умею чувствовать.

Работа проводится в микрогруппах.

«Не секрет- ребенок способен испытывать тот же спектр эмоций, что и взрослый.. Только малыш в силу отсутствия опыта осознания и передачи своих ощущений нечасто с нами делится своими мыслями и чувствами…».

- Назовите чувства, которые испытывает ребенок, слыша определенные высказывания от взрослого. Приложение 3.

3. Умею молчать.

Работа проводится в микрогруппах.

 Бесконфликтное взаимодействие и позитивное отношение к проблемной ситуации - залог здоровья самого педагога, обратная же сторона - отсутствия взаимопонимания, ссоры, крики и запутанная «сеть» не заканчивающихся проблемных ситуаций в группе, а значит, проблемы соматического состояния взрослого наставника.

Группам даны несколько ситуаций. Важно подготовить три выхода из проблемы (Приложение 4):

  • ФРАЗА одного слова
  • ФРАЗА предупреждение
  • Записка детям

4.Умею говорить.

Упражнение проводится индивидуально ( можно в парах). Каждый получает неправильное (резкое, неконструктивное) высказывание - задание перевести данное выражение на более позитивное и перспективное направление. Приложение 5.

5. Умею взаимодействовать.

Работа проводится в микрогруппах. Используя инструкцию ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ составить необходимые шаги решения сложившейся проблемы. Приложение 6.

Рефлексия:

  • Участникам тренинга предлагается продолжить фразу: « Я собой довольна…».
  • Открытка позитивного развивающего общения. Приложение 7.
  • Рефлексивные высказывания могут относиться к теме занятия. Например: «Самым важным для меня было…», «Я поняла…» и т.д.

Приложение 1

Радость

Безразличие

Недовольство

Разочарование

Восхищение

Скука

Пренебрежение

Злоба

Агрессия

Спокойствие

Превосходство

Удивление

Доброжелательность

Раздражение

Сочувствие

Самодовольство

Приложение 2

Ты никогда меня не слушаешь!!!

Вы все время кричите!!!

Ты зачем без спросу берешь чужие вещи??!!

«Когда я вижу, что...», «Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...» «Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...» «Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз попробуй  сделать...»

.

Как ты ужасно сегодня себя ведешь!!!

Ты почему обижаешь детей!!!

Сколько можно тебе повторять- сядь и не прыгай!!!!

«Меня обижает, что..»,  «Когда я вижу, что...», «Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...» «Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...» «Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз попробуй  сделать...», « Я беспокоюсь»

Ты никогда не выполняешь, что от тебя требуется!!!

Где ты ходишь???

Сколько ты будешь еще нам докучать, мешать??!

«Я беспокоилась», « я собираюсь», «Меня обижает, что..»,  «Когда я вижу, что...», «Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...» «Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...» «Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз попробуй  сделать...»

Приложение 3.

Быстро доедай кашу!

Да, что же ты такой медлительный…

Можешь не доделывать!

Сегодня ты будешь наказан!

Терпеть не могу, когда меня перебивают!

Не зли меня!!!

Лучше помолчи!

Сейчас я говорю!

Помоги мне, если можешь!

Вечно ты сидишь с тарелкой…!!

Опять ничего не знаешь!

Из-за тебя все будут наказаны!!!

Тебе неприятно?

Ты меня приятно удивил!

Нечего плакать!

Приложение 4.

Ситуация №1.

Дети разбросали игрушки и не убирают.

Ситуация №2.

Дети на занятии все время мешают друг другу.

Ситуация №3.

Дети беспрестанно конфликтуют между собой.

Приложение 5.

Ты обидел Машу! Быстро извинись!

Что ты тут разбросал свою одежду? Убирай!

Ты порвал книжку!!! Иди и как хочешь ее ремонтируй!!!

Опять толкнул Степу с горки!!! Как тебе не стыдно! Отстань от него!!!

Ты зачем испачкал стол фломастерами!!! Иди и стирай!

Ущипнул Настю! Сейчас будешь наказан!!

Ну и что же ты целый день ноешь??? Помолчи !…

По твоей вине мы никуда не пошли! Извиняйся перед детьми…

Приложение 6. Памятка + практика

Сколько можно повышать на вас голос, потому что вы меня перекрикиваете!!!

  1. Опишите, что вы видите или опишите проблему. ( «Я вижу у тебя в руках кукла и она принадлежит не тебе…»)

  1. Предоставляйте информацию             ( «..это игрушка Кати»)

  1. Скажите одним словом.                    (« Кукла»)

  1. Опишите, что Вы чувствуете.                                                                             ( «Мне не нравится, когда кто-то берет без спроса или отбирает игрушки у других. Я сержусь..»)

  1. Наметьте совместные действия: напишите инструкцию, нарисуйте схему, напоминание)

Ну почему вы опять деретесь!!!

1.Опишите, что вы видите или опишите проблему. ( «Я вижу у тебя в руках кукла и она принадлежит не тебе…»)

2.Предоставляйте информацию             ( «..это игрушка Кати»)

  1. Скажите одним словом.                    (« Кукла»)

  1. Опишите, что Вы чувствуете.                                                                             ( «Мне не нравится, когда кто-то берет без спроса или отбирает игрушки у других. Я сержусь..»)

  1. Наметьте совместные действия: напишите инструкцию, нарисуйте схему, напоминание)

Меня сегодня слышит только Люся Иванова!!!

  1. Опишите, что вы видите или опишите проблему. ( «Я вижу у тебя в руках кукла и она принадлежит не тебе…»)

  1. Предоставляйте информацию             ( «..это игрушка Кати»)

  1. Скажите одним словом.                    (« Кукла»)

  1. Опишите, что Вы чувствуете.                                                                             ( «Мне не нравится, когда кто-то берет без спроса или отбирает игрушки у других. Я сержусь..»)

  1. Наметьте совместные действия: напишите инструкцию, нарисуйте схему, напоминание)

 

Ты опять отбираешь игрушки у детей??!!!

  1. Опишите, что вы видите или опишите проблему. ( «Я вижу у тебя в руках кукла и она принадлежит не тебе…»)

  1. Предоставляйте информацию             ( «..это игрушка Кати»)

  1. Скажите одним словом.                    (« Кукла»)

  1. Опишите, что Вы чувствуете.                                                                             ( «Мне не нравится, когда кто-то берет без спроса или отбирает игрушки у других. Я сержусь..»)

  1. Наметьте совместные действия: напишите инструкцию, нарисуйте схему, напоминание)

Приложение 7.

Будь драгоценной жемчужиной

Смакуй каждое мгновение

Творчества и благополучия

Не бойся быть настойчивой

НЕ бойся ошибаться

Спокойствия и самообладания

Светлых мыслей

Извлекай пользу из любой ситуации

Говори то, что чувствуешь

Люби того, кого нельзя любить

Извлекай пользу из любой ситуации

Не бери все заботы на себя!

Оставайся такой же неповторимой личностью

Люби того, кого нельзя любить

Поднимай настроение себе и другим

Достигай всего, чего хочешь

Подари себе приятные эмоции

Люби того, кого нельзя любить

Говори то, что чувствуешь

Смакуй каждое мгновение

Не теряйся в сомнениях

Люби того, кого нельзя любить

Не бери все заботы на себя!

Уверенности, но не самоуверенности!

Не сердись и не переживай, все успокоится

Говори то, что чувствуешь

Смакуй каждое мгновение

Люби искренне

Не теряйся в сомнениях

Не теряйся в сомнениях

Не теряйся в сомнениях

Поменьше переживай!

Больших перспектив

Больших перспектив

Не сердись и не переживай, все успокоится

Не бери все заботы на себя!

Концентрируйся только на радостях

Больших перспектив

Говори то, что чувствуешь

Оставайся такой же неповторимой личностью

Не теряй равновесия!

Не теряй равновесия!

Уверенности, но не самоуверенности

Будь гармоничной личностью.

Не теряй равновесия!

Не бери все заботы на себя!

Говори то, что чувствуешь

Не будь обвинителем и судьей!

Не теряй равновесия!

НЕ бойся ошибаться

Говори то, что чувствуешь

Больших перспектив

Люби того, кого нельзя любить

Поднимай настроение себе и другим

Говори то, что чувствуешь

Светлых мыслей

Не теряй равновесия!

Не теряйся в сомнениях

Не сердись и не переживай, все успокоится

Не будь обвинителем и судьей!

ПОЙ

Поменьше  Уставай

Танцуй



Предварительный просмотр:

 Рекомендации по развитию и коррекции речевой активности у детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Речевая активность является неотъемлемой частью этой характеристики. Важной составляющей является  индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Дети усваивают объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Это этап активного манипулирования речевыми звуками: лепет, звукоподражание приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Здесь положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты, а также контакты в ходе совместных действий. Многие исследования утверждают, что помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве взрослого: «Психическое  развитие  детей  с  нарушением  зрения  принципиально  не отличается  от  нормативного  развития,  но  имеет  ряд  специфических      особенностей» Т.Л.  Власова,  Л.Г.  Литвак,  1972;  В.И. Лубовский, 1978;  Л.И.  Плаксина,  1985;  Л.И.  Солнцева,  1998). Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и развитию речи. Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к произвольному поведению — оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого.                                              

Результаты наблюдений  позволили сделать вывод: развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, обращают внимание ребенка на окружающие предметы- тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно, развивается его активный словарный запас, то есть интенсивность общения взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи, проявлении ее активности, а значит, повышает коммуникативные характеристики ребенка. Активное общение слепого, слабовидящего и с другими зрительными патологиями ребенка со взрослым в совместной предметной деятельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им предметом. Поэтому опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, обусловливающий продвижение ребенка с нарушением зрения в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает создание системы образов внешнего мира, основу для компенсации  своего дефекта в данном возрасте. 

Опыт речевого общения слепого ребенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта в общении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Интенсивно развивающаяся речь незрячего и  имеющего зрительные нарушения ребенка, активно использующего ее как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие, совершенствует некоторые предметные действия.

На основании всего выше сказанного, можно сформулировать основные рекомендации по развитию и коррекции речевой активности у детей раннего возраста с нарушениями зрения и наметить следующий этап данного исследования.

  • Так как мы имеем дело с детьми с нарушениями зрения, важно помнить о компенсаторной функции речи и всех ее компонентов, уделять непосредственное внимание развитию этого качества, чтобы происходило  формирование представлений и образов, корректировалось восприятие действительности, в ходе усвоения  любых понятий и т.д. (Только благодаря речи слепые и слабовидящие  могут поддерживать контакт с окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправными членами, активно участвующими в общественно полезной деятельности).
  • Важно организовать и рационально использовать предметно- развивающую среду, которая будет способствовать повышению общей, познавательной и речевой активности.
  • Необходимо установить доверительные отношения и теплый эмоциональный контакт с ребенком раннего возраста нашей категории.
  • Всегда важно учитывать исходный индивидуальный уровень развития всех компонентов речи, в частности речевой активности.
  • Обязательное взаимодействие и сотрудничество всех участников данного процесса повысит результат, предаст уверенности не только воспитаннику раннего возраста со зрительными нарушениями, но и каждому участнику процесса.
  • Необходимость в новых впечатлениях также может быть продиктована тем, что при правильном и тонком сопровождении такого ребенка, начинает стремительно и без особых усилий ярко проявляться коммуникативная деятельность и речевая активность.
  • Использование комплекса коррекционно- развивающих действий обосновано с точки зрения философской, психолого- педагогической литературы, а значит является обязательным комплексом мер по развитию речевой активности.
  •  Участники данного процесса не только должны выполнять поставленные ранее задачи, но и постоянно пополнять запас знаний по данной теме.
  • Родителям и педагогам, занимающимся с детьми 2-3лет (и старше), в том числе ребенком, имеющим нарушения зрения, важно не только поддерживать интерес к общению и инициативу, но и следить за грамотностью своей речи.

Система коррекционно - развивающей работы с ребенком раннего возраста с нарушением зрения.

Примерный перечень игровых упражнений, которые педагог - психолог может использовать на своих занятиях по развитию речевой активности у детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Игры и упражнения,                      проводимые индивидуально

Игры и упражнения,                      проводимые с подгруппой детей

1. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

 1.Непринужденное общение:

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

2. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

2. Приговоры

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

3. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «…что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

3. Замещение

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

4. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

4. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

5. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

5. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

6. Поручения

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

6. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам», «Еду..Еду», «Как живешь»,                      « Лунтики»и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

7. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д

7. Перекличка. Похвала.

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии других детей и взрослых, в том числе и  членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

8. Игры с природным материалом

Начиная  с 1-го года   ребёнок интересуется   песком, водой, глиной, деревом, бумагой, пуговицами, бусинами и др.  В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности, в том числе на речевую активность.

8.Кто так говорит?

Подготовить несколько игрушек, которые отличаются друг от друга по голосам (дудочка, кошка, звонок, курочка, телефон, собака и т.д.). Фонограмма или педагог предлагает различные звуки, надо на ощупь или зрительно найти того, откуда исходит этот звук.

9. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

9. Догонялки.

Игра проводится совместно со взрослым, используются мягкие друзья- помощники, которые нужно надеть на руку водящему.

10. Поиски клада.

В коробочку (баночку) с крышечкой складывается насыпной материал (фасоль, горох, макароны и т.д), туда же прячется посторонний предмет ( заколка, пуговица и т.д.).Задача ребенка отыскать «клад» и угадать, что это.

10. Полоса препятствий.

Ребенок в группе с другими детьми преодолевает препятствия, озвучивая определенный рубеж                    ( речка, ямка, кочка, куст, палка и т.п.)

11. Теремок.

В тканевый домик, закрытый на все запоры, поселяются жильцы. Там же находятся предметы, которые им необходимы. Только, нужно сначала обнаружить жильцов, а затем их покормить и развлечь, открыв нужные двери и окна ( кнопки, шнурки, пуговицы, молнии, липучки, засовы).

11. Оркестр.

Нужно найти несколько звучащих инструментов ( барабаны, дудочки, колокольчики и др.). Когда у всех окажется музыкальный инструмент, можно организовать оркестр.

12. Ежик был в гостях                                 (тактильные игрушки).

Мягкая игрушка набивается определенным содержимым: гречка, яблочко, груша, конфета, мороженое, колбаса, хлеб и т.д. Нужно обследовав героя, догадаться чем угощали его в гостях.

12. Пальчиковый театр.

13.Мнемотаблица по сказке (рассказу, потешке, скороговорке, песенке..)

Ребенку предъявляется мнемотаблица по сказке. Совместно со взрослым он шагает по ячейкам таблицы и озвучивает знакомую сказку и т.п.

13. Договаривай-ка.

Игра проводится для стимулирования коммуникативной функции речи. Ребенок совместно с другими детьми договаривает знакомые стихи, сказки, песенки, потешки.

14. Прятки.

Игра начинается с мини-рассказа: Возьми мышку, она сидит на стуле. Она боится совы. Сова спряталась у двери. Мышка спряталась к тебе в карман,…за спинку, на плечо…». Ребенок располагает героя в нужное место, при необходимости с помощью взрослого.

14. Сортировочка.

Используя сначала две разновидности предметов                               (постепенно усложняя), смешиваем их и затем пинцетным захватом ( или тремя пальчиками) убираем ненужные предметы (съедобные от несъедобных, разные виды макарон и т.п.)

15. Посели предмет в свой домик                                         (составление мозаики внутри емкости).

В пластиковой бутылке (банке) ребенок составляет узор, складывая их слоями, по количеству, по цвету, по шуму, по форме, по размеру. Выбираются контрастные детали мозаики: фасоль, галька, шарики, бусины, горошины, пуговицы, короткие карандаши, ленты, счетные палочки и т.п.

15.Заводная игрушка.

Сначала всем детям демонстрируются заводная игрушка. Затем каждый по очереди дотрагивается до нее и превращается в такую игрушку.

16.Богатый улов ( игры с водой).

В миске с водой плавают звери, шарики, колечки, транспорт водный, продукты. Задача ребенка маленьким ситом выловить все зверей ( спасти), продукты (уберечь от порчи), шарики ( вернуть Кате, ей День рождения, колечки (которые укатились с горки, показать).

16.Игры-развлечения по мотивам произведений русского народного творчества «Сорока- Белобока», «Ладушки-оладушки», «Котик-котик» и т.д.

17. Упражнения для мышц губ и мышц языка, мышц челюсти.

Лошадки; Орешки; Болтушка; Часики; Вкусное варенье; Слоники; Улыбка;  Засыпалки; Разговор с рыбками.

18. Шумящие коробочки.

У каждого ребенка набор из шумящих коробочек. Педагог демонстрирует звук своей коробочке, а дети пытаются найти этот же среди своих предметов.

19. РАЗ-ДВА- ТРИ- ЭТОТ ЛИСТ БЕРИ!

Дети (ребенок) двигается по комнате, на улице и т.д. Главное условие, поднять опавший листок ( либо другой предмет) определенного цвета, принадлежности, размера, формы.

20 Игры «Мячики», «Догонялки», «Прятки», «Ловишка», «Прыгалки», «Ворчалки», «Черепашки».



Предварительный просмотр:

Досуговое познавательно - развлекательное мероприятие

« Я богатырь! Или Папа может!»

Время проведения: 

Февраль-начало марта.

Участники: 

 Дети дошкольного возраста и родители.

Место проведения: 

ОУ, клуб

Ответственные за проведение: 

Педагоги ОУ, специалисты клуба

Сценарий праздника

В зале собираются семьи с детьми. Фоном звучит музыка.

Ведущий:

ЭПОХА БОГАТЫРЕЙ

Ведущий1:

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую

В.2 - Все вы, ребята, знакомы  с богатырями и их подвигами. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое.  В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен).  Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам  родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

 - Кто же они, эти защитники земли  русской? (Любимые народные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)…..

В 1-Обратимся к ВИДЕОВИКТОРИНЕ!

Запускается ВИДЕОВИКТОРИНА ( 5  ВОПРОСОВ о богатырях) 

В 2:

-Итак, Богатырь- это человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги. Они защищали свой народ, свою землю, помогали царевичам завоевывать новые земли.

Музыкальная загадка. Дети образуют два круга ( девичий и молодецкий).

В 1: «Сейчас прозвучит музыка, а мы с вами попробуем угадать, кто идет под такую музыку - царевич или царевны». Звучит, например, « Во поле береза стояла» и «Как на горке на крутой». Как правило, дети угадывают сразу. Ведущий предлагает под музыку сделать круг по залу «царевнам», затем царевичам. (2 - 3 мин) 

Песня –игра «Царевич- королевич».

В 2:

 «Сейчас мы с вами сыграем в игру. Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки. Царевич  пойдет за круг. Вначале царевич гуляет за городом. Мы с вами все - это город. Потом мы поднимаем руки и приглашаем царевича войти в город. Царевич идет по городу и выбирает себе царевну. Они вместе идут по городу и выходят из него. Потом вновь считаемся и игра повторяется». (Те, кто уже находится в парах, поют вместе со всеми. Зачин начинает исполнять ведущий, вторая строчка всегда повторяется)

Текст песни - игры: ( ФОНОМ ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

По - за городу гуляет (2 р.)

Царевич - королевич. (Куплет сопровождается хороводным движением)

Пожалуйте в городок (2 р.)

Царевич - королевич. (участники хоровода поднимают соединенные руки «арочками», пропуская царевича в город)

К кому хочешь подойди, (2 р.)

Царевич - королевич,

Да пониже поклонись.

Царевич - королевич,

Да по городу пройдись,

Царевич - королевич.

В  парах разучивается красивый поклон друг другу : Царевич кивает головой, благодарит царевну, царевна также наклоняет голову, прижимая правую руку к груди.) (1 - 2 мин).

Под музыку дети возвращаются  в общий хоровод.

Разучивается общий поклон : Царевичи кланяются царевнам, царевны отвечают им поклоном (1 - 2 мин). Конец игры.

В 1: А после песен да хороводов любили богатыри играми да забавами «потешиться».

-Старинная забава Ходули : нужно пройти на ходулях определенное расстояние,  обходя препятствия и вернуться назад. В качестве ходули выступают папа ( или мама, дедушка)

- Русская метла: кто дальше закинет метлу (или веник, валенок), участвуют все присутствующие

. Три ноги : Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Русская красавица : Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем выстраиваются друг за другом ( можно в 2, 3, 4 колонны)  и  проходят с коромыслом и полными ведрами воды ( ведра наполняются воздушными шариками или др.материалом), показывая свою стать, походку.

В2:

Жура-жура- журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги  натрудил

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

 В 1:

-Во все времена русские воины:  БОГАТЫРИ, РЫЦАРИ, ГУСАРЫ, СОЛДАТЫ- стояли на страже ЗЕМЛИ РУССКОЙ, защищая  от всех, кто угрожал ей  и  русскому народу. СЛАВА РУССКИМ ВОИНАМ!

 

Чаепитие. Просмотр мультфильмов, относящихся к данной тематике «Василиса Микулишна», «Горе не беда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей и взаимодействие педагогов и специалистов. Развлечение «В гости к игрушкам». Образовательная область « Музыка» - 2014

Интеграция образовательных областей и взаимодействие педагогов и специалистов в рамках тематической недели «Моя мама». Развлечение «В гости к игрушкам». Образовательная область « Музыка»...

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»

Выступление на педагогическом совете по теме:«Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»(Связь музыки и математики)...

Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справиться с тревожностью, переживаниями и страхами....

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...