Тренинг- семинар для воспитателей "Работа с дошкольниками, проявляющими агрессию"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Пчелкина Светлана Анатольевна

В детском саду встречаются дети с разным типом поведения. К каждому нужен индивидуальный подход.  Как справиться с детской агрессией и помочь ребёнку выйти из порочного круга. Воспитатель должен знать этапы работы с такими детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг-семинар для воспитателей

«Технологии взаимодействия с агрессивными детьми»

Тренинг подготовила и провела педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна

Март 2017г.

1.  Здороваемся, называем своё имя и качество на первую букву имени.

2.  Игра «А я еду..А я рядом, а я заяц, а я с…Леной».

3. Сообщение темы.

4. Предложение разбиться на две группы.

1 группа описывает портрет агрессивного ребёнка.

2 группа описывает портрет агрессивного взрослого.

По окончании зачитываются описания. Сравниваем их.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает, бьёт их, отбирает и ломает игрушки, грубит.

Какие черты свойственны агрессивным детям?

-они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т.д.);

-в окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды;

-чаще испытывают негативные эмоции;

-они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.

5. Мини-лекция «Что такое агрессия?» Агрессия, Агрессивность и гнев.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

(Р. Бэрон и Д. Ричадсон)

Агрессия – есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету ( С. Ю. Чижова и О. В. Калинина)

При определении понятия «агрессия» основными моментами оказываются:

  1. Действие
  2. За которым может стоять намерение причинить вред,
  3. Объектом агрессии выступают другие люди или неживые существа
  4. Результатом являются причинение вреда физического и психологического характера. ( Е. Е. Копчёнова)

Агрессия - форма поведения.

Агрессивность – личностное образование, представляющее собой готовность, предрасположенность к агрессивному поведению.

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет ещё и защитную функцию

Виды агрессии

Выделяют три группы агрессивности

1.Чаще всего используют агрессию, как средство привлечения внимания сверстников.

2.Используют агрессию, как норму поведения в общении со сверстниками.

3.В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель.

Причины агрессии

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент. Как препятствие, которое нужно устранить

Агрессивность может выступать в форме протеста против ограничений каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка.

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины.

В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как   фиксацию ребенка на оценке себя.

Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником личностных проблем.  

Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков остается главным мотивом поведения, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют ребенка. 

В отличие от них, дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к их действиям, при этом эмоциональная вовлеченность имеет положительную окраску - они одобряют и поддерживают других детей, а не осуждают их. Даже в позиции «обиженного» они предпочитают разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Успехи сверстников отнюдь не обижают, а, напротив, радуют их. В большинстве случаев в тех же ситуациях они отвечают на просьбы сверстников.

                          Базовые принципы воспитания гуманных отношений

1. Безоценочность. 

2.Отказ от реальных предметов и игрушек. 

3.Отсутствие соревновательного начала в играх.

 

Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Правила работы с агрессивным ребенком.

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  • Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  • Наказания не должны унижать ребенка.
  • Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  • Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.(рвать бумагу, мять пластилин, бить подушку, покричать в «мешок для криков», и т. п.)
  • Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих      людей.
  • Развивать способность к эмпатии.
  • Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  • отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Учить брать ответственность на себя.

Развитие социальных эмоций и нравственных чувств

  • чтение и обсуждение соответствующей литературы, обогащение словаря эмоций (театр)
  • распознавание эмоций других по фотографиям и картинкам
  • ситуации осознания своих эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия
  • упражнения в экспрессивно-мимическом или жестовом общении 
  • решение социально-нравственных задач
  • организация ярких событий
  • побуждение детей откликаться на переживания других
  • демонстрация примеров чуткого отношения

Развитие эмпатии.  Обучение рефлексии

  • Организация опыта практических действий, направленных на … (оказание помощи другим)
  • Организация совместной деятельности (в парах, микрогруппах)
  • Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.
  • Основной задачей первого этапа является формирование внимания к сверстнику. 

         В таких играх, как«Зеркало»«Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

  • На втором этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Правила игр такие, что для достижения определенной цели (например, всем вместе изобразить сороконожку) дети должны действовать с максимальной согласованностью. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению  чувства общности.
  • Третий этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
  • На четвертом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от дракона, или вылечить ребенка и пр.).
  • На пятом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.).

И наконец, на заключительном этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков).              

Особенности общения с «трудными» детьми

  1. Учитывайте особенности самооценки. Несмотря на то, что проблемы у них разные, их объединяют особенности самооценки. Эти дети склонны высоко оценивать себя, при этом считая, что другие их ценят гораздо ниже. Они слишком фиксированы на себе, и «не видят» других. Другие – лишь «зеркала». Нужно учить их видеть других людей, интересоваться ими.

2)  Общение и призвание их «к порядку» или к общению обычно отнимает больше времени, но если контакт найден, он достаточно стоек и приносит хорошие плоды в виде улучшения поведения.

3) Им просто необходима адекватная обратная связь о том, как они ведут себя. Это означает, что нужно давать им как отрицательную, так и положительную обратную связь.

4)Такие дети обычно знают правила поведения, но им труднее их соблюдать, чем всем остальным.

  1. Голос. Твердый тихий голос показывает детям, что вы говорите серьезно и контролируете ситуацию. А когда педагог повышает голос и начинает кричать на трудного ребенка – он тем самым расписывается в своей безысходности.
  2. Чувство юмора. Время от времени пользуйтесь мягким юмором в работе с такими детьми. Это помогает понять детям, что вы им не враг и создать общие позитивные эмоции.
  3. Создайте «безопасную» атмосферу. Да, ребенок может проявлять не самые лучшие свои качества, но должен быть уверен, что может исправить ситуацию. Поменьше оценочного отношения и принципа «кто у нас лучше других».

Особенности общения с «трудными» детьми

  1. Учитывайте особенности самооценки. Несмотря на то, что проблемы у них разные, их объединяют особенности самооценки. Эти дети склонны высоко оценивать себя, при этом считая, что другие их ценят гораздо ниже. Они слишком фиксированы на себе, и «не видят» других. Другие – лишь «зеркала». Нужно учить их видеть других людей, интересоваться ими.

2)  Общение и призвание их «к порядку» или к общению обычно отнимает больше времени, но если контакт найден, он достаточно стоек и приносит хорошие плоды в виде улучшения поведения.

3) Им просто необходима адекватная обратная связь о том, как они ведут себя. Это означает, что нужно давать им как отрицательную, так и положительную обратную связь.

4)Такие дети обычно знают правила поведения, но им труднее их соблюдать, чем всем остальным.

  1. Голос. Твердый тихий голос показывает детям, что вы говорите серьезно и контролируете ситуацию. А когда педагог повышает голос и начинает кричать на трудного ребенка – он тем самым расписывается в своей безысходности.
  2. Чувство юмора. Время от времени пользуйтесь мягким юмором в работе с такими детьми. Это помогает понять детям, что вы им не враг и создать общие позитивные эмоции.
  3. Создайте «безопасную» атмосферу. Да, ребенок может проявлять не самые лучшие свои качества, но должен быть уверен, что может исправить ситуацию.

Защитная агрессия

        Игры на преодоление агрессии

Обзывалки цветами (овощами, фруктами)

Два барана

Тух тибидух

Попроси игрушку

Паровозики  наоборот

Рубка дров

Кричалки,  шепталки,  молчалки

 Дерижор

Зеркало

Скульптор и глина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям ребенка, проявляющего агрессию

Памятка родителям ребенка, проявляющего агрессию, Несколько советов о том, как следует слушать ребёнка, Дополнительные советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигал...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...

Как вести себя с ребенком, проявляющим агрессию

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения....

Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...

Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию

Способы и приемы снижения агрессивного поведения;примеры общения с детьми, проявляющие агрессию по отношения к взрослым и сверстникам...

Консультация для родителей " Как вести родителям ребёнка, проявляющего агрессию"

Уважаемые папы и мамы!   Внимательно прочитайте эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно предста...