Давайте жить дружно
проект (старшая группа) на тему

Ширяева Татьяна Генриховна

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной среды часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

      Умственное   развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций» поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности  поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

       Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым поможем ему по другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить через общение своих чувств. 

        Однако ни для кого не секрет, что лучший  друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер,  а самое любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

       Я, так же как и многие педагоги хочу, чтобы мои воспитанники умели дружить, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находили слова для оценки поведения. Воспитать и развить в детях осознанное взаимно доброжелательное отношение с ровесниками.                             

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Pictures\Фотки\мамины фотки\2011\DSC01894.JPG

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 «Неваляшка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики



Предварительный просмотр:

        

I этап

II этап

III этап

/подготовительный/

/основной/

/заключительный/

II половина дня

I половина дня

I половина дня

  •  Чтение произведение Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
  • Просмотр мультфильма
  • Беседа по содержанию произведений

Примерные вопросы:

Кто написал это произведение?

Как герои заводили себе друзей?

Какое у них было настроение?

Когда каждый нашел себе товарища?

  • Рисование Дома Дружбы
  • «Заселение» в него самых любимых героев
  • Научить детей быть более отзывчивыми к чувствам других

Воспитатель

  • Разработка и реализация проекта.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.

Заведующий

Обеспечение необходимых условий для реализации проекта.

Координация деятельности педагогов.

Воспитатели

Ознакомление с научной и методической литературой

Музыкальный руководитель

Подбор песен, танцев, музыкальных произведений, связанных с тематикой проекта.

Педагог – психолог

Формирование пакета диагностических методик. Проведение исследований в соответствии с программой мониторинга проекта

Старший воспитатель

Консультирование педагога в ходе реализации проекта



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Стр. 1

Цель, задачи

Стр. 2

Актуальность темы

Стр. 3

Конечный результат

Стр. 4

Имеющиеся ресурсы

Стр. 5

Заинтересованные лица

Стр. 6

Этапы реализации

Стр. 7

Схема управления проектом

Стр. 8

Приложение № 1

(произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)

Приложение № 2

Детские работы

Приложение № 3

Тренинг «Школа добрых волшебников»

Диагностика на определение умения ребенка общаться и устанавливать контакты



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Неваляшка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

429955

Россия, Чувашская Республика

город Новочебоксарск,

улица Солнечная, 8 – А

Фамилия Имя Отечество

разработчика проекта:

Ширяева Татьяна Генриховна

воспитатель

Новочебоксарск

бульвар Зеленый, дом 25, квартира 2;

д.т. 74-90-91

Вид проекта

Творческо-информационной

Участники проекта

Дети старшей группы «Непоседы»

Образовательная область

Социально-личностное развитие


        

Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

  • Развивать групповую сплоченность, преодолевать трудности в общении
  • Формировать позитивное отношение к сверстникам
  • Продолжать учить детей взаимопомощи и взаимовыручке
  • Равивать интерес к творчеству Э.Успенского
  • Создавать на основе прочитанной информации выразительные образы героев художественного произведения
  • Развивать умение выбирать различные художественные материалы для создания выразительных образов
  • Формировать умение передавать движения, взаимодействия и отношения своих героев

        

        

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной среды часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

      Умственное   развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций» поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности  поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

       Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым поможем ему по другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить через общение своих чувств.  

        Однако ни для кого не секрет, что лучший  друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер,  а самое любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

       Я, так же как и многие педагоги хочу, чтобы мои воспитанники умели дружить, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находили слова для оценки поведения. Воспитать и развить в детях осознанное взаимно доброжелательное отношение с ровесниками.                            

  • Создание образа  Дома Дружбы и «заселение» его особо полюбившими героями произведения Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
  • Быть более отзывчивыми к чувствам других; жить дружно и сплоченно.
  • Повысить эмоциональный интеллект детей.

D:\Pictures\Фотки\мамины фотки\2011\DSC01895.JPG

  • Групповое помещение

  • Литература (учебная и методическая)

  • Наглядный демонстрационный материал

  • Видео фильм «Крокодил Гена и Чебурашка»

  • Книга Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

  • Оборудование для художественной деятельности: краски, кисти, баночки для воды, палитра, карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, шариковые ручки, восковые мелки, пастель, сангина и т.д.

  • Аудио и видеотеки

        

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                        

Изучение развития навыков общения

 у детей старшего дошкольного возраста

 группы «Непоседы».

        ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП        

ЦЕЛЬ: Определение основных этапов перспектив работы посредством анализа по выявлению уровня положительных взаимоотношений.

      Изучение взаимоотношений между детьми проводилось в виде игры «Секрет». Каждого ребёнка по секрету от остальных попросили подарить 3 новогодние открытки трём детям группы по собственному выбору. Для облегчения выполнения задания ребёнку говорилось: «Ты будешь дарить детям, а они, наверное, подарят тебе».  «Можешь подарить тем детям, с которыми ты любишь играть, которые тебе больше всех нравятся». После того, как ребёнок сделал свой выбор, его спрашивают: «Если бы у тебя было много-много подарочных открыток и только трём детям из группы не хватило, кому бы ты не стал дарить и почему?» При обработке данных подсчитывалось число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «непринятых», «изолированных», уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), «индекс изолированности», коэффициент взаимности. Данные заносились в таблицу.

   Диагностические исследования до проведения тренинговой методики под названием  «Школа добрых волшебников»  показали, что в старшей группе «Непоседы» эмоциональное самочувствие детей в системе личных взаимоотношений согласно подсчитанному коэффициенту взаимности на среднем уровне. Выявлены  3 «звезды»  - предпочитаемые.  

После проведённой тренинговой методики  процент членов группы, оказавшихся в статусе «изолированных», в сравнении с первоначальным результатом исследования, остаётся также на среднем уровне-16, что, правда, не превышает кризисную планку. В целом уровень благополучия взаимоотношений на высоком уровне, в предыдущем результате он был низким.

      Экспериментальное исследование, проведенное с детьми среднего и старшего дошкольного возраста  с помощью методики «Нарисуй, как ты дружишь» показало, что преобладающий процент детей имеет средний  63% и низкий 10% уровни проявления положительных взаимоотношений к сверстникам, в то время как высокому уровню соответствует 27%, не все дети стремятся установить положительный контакт во взаимодействии. Вышесказанное убеждает в необходимости решения проблемы формирования дружеских взаимоотношений у дошкольников  со сверстниками.

Методика была направлена на  выявление проявлений положительного отношения к сверстнику в условиях совместного взаимодействия.

        В ходе проведения исследования по методике «Нарисуй, как ты дружишь», направленной на изучение проявлений положительного отношения к сверстнику был получен результат, представленный на рис. 1.

        Рис 1.   Распределение детей по уровню проявления положительного отношения к сверстникам

        Из данных рисунка видно, что преобладающий процент детей имеет средний  63% и низкий  10%, в то время как высокому уровню соответствует 27%  детей.

Вывод:  таким образом, первоначальная диагностика показала, что уровень взаимоотношений сформирован не стойко, что соответствует дошкольному возрасту. Однако благополучные взаимоотношения необходимо укреплять. Для этого и  было проведено тренинговое занятие «Школа добрых волшебников».

                       

   Предполагаемые результаты проекта

 «Давайте жить дружно!»  

    ПЕДАГОГ

                                                                 

               

        

                                                               

                                                                     ДЕТИ

                                                                   

РОДИТЕЛИ

                                 

Тренинг «Школа добрых волшебников»

который проводился в группе «Непоседы»

Игра «Слепой и поводырь»

Цель: развивает доверие друг к другу и чувства безопасности по отношению к другим людям.

Материал: повязки на глаза, препятствия – мебель, столы, стулья и т.п.

Ход игры: Упражнения в парах. Один из участников – «слепой», второй его «поводырь», который должен вести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее. У «слепого» повязаны глаза. Цель «поводыря» - вести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут.

После игры желательно обсудить с ребёнком её ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т.п.

                                 

                                             Игра «Морская звезда»

Цель: овладение навыками саморегуляции.

Материал: аудиозапись со спокойной музыкой.

Ход игры: Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безотказно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (или то, что им хочется).

В конце попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

        

        Игра «Липучка»

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения. Сплочения детской группы.

Ход игры: все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я – липучка –приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.

Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

                                           

                                              Игра «Недотроги»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Материал: карточки с пиктограммами.

Ход игры: Сначала необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человека может символизировать Веселье, с изображением, например, 2-х одинаковых конфет – Доброту или Честность и т.д.

Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров) все карточки.

По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравиться и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить внимание на тех детей, которые совсем не получили карточки или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку.

Чаще всего при повторном проведении  игры «отверженных детей не остается».

                           

  Игра «Танцы- противоположности»

 Цель: формирование  осознания собственного эмоционального мира и чувств  других людей.

Материал: аудиокассета с записью ритмичной музыки и набор карточек с изображением эмоций (чувств).

Ход игры: Детей просят разбиться на пары, и каждой паре дается карточка  с изображением эмоций. Такими эмоциями могут быть: веселый –грустный, жадный- щедрый,  смелый –трусливый, бодрый- скучающий, сердитый –довольный и т.п.

Дети знакомятся  с карточками, не показывая их  окружающим. Их задача-  придумать танец, в котором они будут  изображать противоположные чувства.  Например, один ребенок изображает  грустный танец, другой – веселый. Через 1-2 минуты дети меняются ролями.

Задача других детей – отгадать, какие чувства – противоположности изобразила  своем танце пара. Если кто- либо из детей  захочет подключиться к танцу, не надо им мешать.

Спустя какое – то время предложите детям  самим назвать те танцы- противоположности, которые им больше всего  понравились.

Предложите один из них станцевать всей группой.

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Цель: Обучение релаксационным упражнениям

Материал: спокойная музыка на аудиокассете.

Ход игры: Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).



Предварительный просмотр:

  • кн. «Закон Российской Федерации об образовании (Федеральный закон №122 – Ф3 в последний редакции), М.: Сфера,  2008 г.
  • кн. Под руководством О.В. Драгуновой «Программа воспитания ребенка-дошкольника», Чувашское книжное издание, 1995 г
  • ж. «Дошкольное воспитание», 2010 г., № 10, 19-25 с
  • ж.» Дошкольное воспитание», 2010 г., №2, 61-66 с.
  • ж.» Дошкольное воспитание», 2010 г., №4, 26-37 с.
  • ж.» Дошкольное воспитание», 2010 г., №7, 28-31 с.
  • кн. В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград.: «Учитель», 2008 г.
  • кн. И.А. Пазухина «Давай познакомимся /Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет/», С-Пб., «Детство – Пресс», 2008  г.
  • кн. И. Ф. Мулько «Социально – нравственное воспитание (детей 5-7 лет)». Творческий центр. «Сфера», Москва 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»

«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...

Программа "Давайте жить дружно"

Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников....

социально-нравственный проект "Давайте жить дружно!"

формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников....

Образовательно-развивающий проект «Давайте жить дружно»

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет...

Конспект по социально-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно"

Конспект по социально-нравственному воспитанию ....

Конспект занятия в подготовительной группе « Давайте жить дружно!»

Конспект  занятия в подготовительной группе« Давайте жить дружно!» Цель занятия: социальное развитие личности, освоение детьми разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношени...

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....