День снятия блокады Ленинграда
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Краевая Ольга Витальевна

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_snyatiya_blokady_lenngrada.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

День снятия блокады Ленинграда.

Тематическое занятие.

Провела воспитатель

ГБДОУ № 98 Невского района

Г. Санкт-Петербург

2018 г

Цель: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОв

Задачи:
– формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;

 - расширять знания детей о героической обороне города Ленинграда.

- воспитывать любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважения к его защитникам.

- активизировать словарь детей: город - герой, добровольцы, монумент, мемориал.

Предварительная работа:

- слушание художественных произведений по теме;

- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;

- слушание песен и музыки военных лет.

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 – 27 января 1944

(слайд№1)

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, вы знаете, по какому поводу мы с вами сегодня собрались? Сегодня исполнилось 74 лет со дня снятия блокады города Ленинграда.

Вам, героическим защитникам Ленинграда,

Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

Вам, ныне живущим и павшим смертью храбрых.

 Посвящается!

Давным-давно, более 300 лет назад, царь Петр 1 заложил на пустынных берегах Невы город. Так появился Петербург. Постепенно он рос, обретая привычный нам облик. Ажурные мосты и блестящая рябь рек и каналов, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов.

(слайд№2,3)

Петербург несколько раз менял  название. Название Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это имя навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма.

(слайд№4)

В 1941 году началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом.

(слайд№5)

              Запись Метронома

Песня «Священная война» -  слушание

В стране началась мобилизация. Днём и ночью уходили военные эшелоны на фронт. Многие стремились попасть добровольцами, чтобы с оружием в руках защищать любимую Родину.

(слайд№6)

Ребенок 1. Разом, в одно мгновение,

                     Все изменилось кругом.

                     Юноша в майке летней

                     Смотрит суровым бойцом.

Ребенок 2.Отцы надели форму.

                     Взяли с собой автомат,

                     Смотрят глаза сурово:

                     Не отдадим Ленинград!

Ребенок 3.Все на борьбу с врагами,

                    В грозный и дальний поход.

                    По небу ходит кругами

                    Сторож страны – самолет.

              Немецкая армия уничтожала все на своем пути. Враг был очень силен. Он  разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро немецкая армия оказалась рядом с городом Ленинградом. Враг хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Он остался непреступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада.

(слайд№7,8,9,10)

- Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам?

- Кто из вас, ребята, слышал это слово – блокада? Как вы думаете, что оно означает?

(слайд№11)

Рассматривание карты.

Враг окружил Ленинград со всех сторон. 8 сентября 1941 над городом сомкнулось кольцо блокады, длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы.

(слайд№12)

- Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осажденного города?

Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. В городе не было воды, отопления, электричества и продуктов питания. Наступила зима – в этот год очень суровая и морозная.

(слайд№13)

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги. Но тепла все равно не хватало. Люди замерзали.

(слайд№14)

            - Ребята, как вы думаете, как дети и подростки помогали взрослым во время блокады?

За водой приходилось ходить к Неве, к прорубям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Дети, набрав небольшие чайники мутной грязной воды, спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к Неве.

(слайд№15)

Дети наравне со взрослыми трудились на заводах и фабриках. Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение.

(слайд№16,17)

Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба – небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

(слайд№18)

   Ребята посмотрите на этот  маленький кусочек чёрного хлеба. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере, не возобновляется! Была дороже денег, картин и шедевров искусства. Далеко за кольцом блокады было продовольствие -  мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем. Окна были заклеены полосками бумаги, чтобы осколки стёкол не ранили никого при взрывах.  На окна навесили темные шторы, чтоб лучик света не сверкнул ночью.

            Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».

(слайд№19)

Ребенок 4.    Тот город назывался Ленинградом

                        И шла суровая война

                        Под вой сирены и разрыв снарядов,

                       Дорогой жизни – Ладога была.

                       Она спасеньем ленинградцам стала

                       И помогла в войне нам победить,

                       Чтоб снова время мирное настало,

                       Чтоб нам с тобой под мирным небом жить!

           Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином,  поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда.

(слайд№20)

Это были самые страшные  900 дней и ночей.

Физ.минутка: «Перейди на другой берег» ( дети делятся на 2 команды «шофёры» и «раненые»,  строятся друг напротив друга, на расстоянии. Между ними лежат «льдинки», одна команда прыгает с льдинки на льдинку, переправляясь на др.берег , берёт одного «раненого» и бегом возвращаются обратно. Затем ребята меняются ролями.

              Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы   освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г. Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!

(слайд№21,22)

Исполнение песни «Катюша»

 Ребенок5. Такого дня не видел Ленинград!

                   Нет. Радости подобной не бывало!

                  Казалось, что всё небо грохотало…

                   Гремел неумолкаемо салют

                   Из боевых прославленных орудий.

                   Смеялись, пели, обнимались люди.

                  В блокадные дни, под обстрелом в снегу

                  Не сдался, Не сдался, тот город врагу!

                  Там гордые, смелые люди живут.

                   И славится всюду их доблестный труд!

           Отшумели тяжёлые бои, многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать всё то, что разбомбил враг.

 (слайд№23)

           Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших, в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и  мемориальных комплексах. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».

(слайд№ 24)

          Священное место, для каждого Ленинградца – Пискарёвское мемориальное кладбище.

(слайд№25)

         В честь обороны города создан Зелёный пояс Славы. Один из памятников Зелёного пояса Славы – «Цветок жизни». Он посвящён детям блокадного города, которые жили и боролись за город  вместе со взрослыми.

(слайд№26)

        За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!

(слайд№27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...

"День снятия блокады Ленинграда"

Занятие по слушанию музыки . "Ленинградская симфония" Д.Шостаковича....

тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."

В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....

Конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"...

Презентация "День снятия Блокады Ленинграда"

Презентация и текст к мероприятию,посвящённому Дню снятия Блокады Ленинграда....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет. Познавательное развитие. « День снятия блокады Ленинграда»

Сненарий вечера памяти, посвященного Дню полного прорыва блокады Ленинграда....

Зимний город (25 января – День освобождения Воронежа, 27 января - День снятия блокады Ленинграда)

Цель: познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Ленинграда от фашистских захватчиков. Задачи: дать детям представление о мужестве и героизме защитников Ле...