В помощь коллегам
консультация на тему

Миягашева Наталья Анатольевна

стендовая информация

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Журавлик». 

Консультация для родителей:

«Плохие слова»

                                                                                          

                                               

                   

Педагог-психолог:

Миягашева  Н.А.

Абакан.

Агрессия может выражаться не только в действиях, но и в словах. Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Всему этому дети научаются  в дошкольном возрасте. Двухлетний ребенок тоже может произносить ругательства, но делает это неосмысленно, не понимая буквального значения сказанной фразы. Дети трех – четырех лет уже выражают бранью свои агрессивные намерения.

К разряду плохих слов, прежде всего, относятся угрозы. Они направлены на формирование у другого существа чувства страха, растерянности и раскаяния. К сожалению, от выражений «больше не играю» и «больше не дружу» дошкольники быстро переходят к формулировкам, содержащим большую долю агрессии: «Сейчас как дам!», ! «Убью!», «Ты у меня получишь!» и т.п. Эти угрозы могут казаться смешными в устах детей трех – шести лет. Но за ними стоит реальная ненависть, которую испытывает маленький человек. И возникает она не из ничего, не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Кажется, что тут такого? Поссорились детишки, скоро помирятся. Ан нет! В подобной перебранке они получают опыт нагнетания напряженности и ее разрядки через внешне направленную агрессию. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной. Человек уже не может обойтись без крепких выражений, во всем случившемся начинает винить окружающих, грозя им всеми возможными способами.

Столь же широко распространено  в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. Дошкольники чрезвычайно изобретательны в этом отношении. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты. Далеко не всегда они носят безобидный характер. Иногда через них дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие. За этим стоит желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Некоторых детей буквально изводят дразнилками, повторяя их снова и снова. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее «ранить» свою жертву.

У детей этого возраста есть еще одна особенность: дошкольники легко подхватывают услышанные выражения. И вот на какого-нибудь несчастного малыша начинается настоящая облава. Ему шагу не дают ступить, чтобы не унизить тем или иным образом. Дразнят и обзывают его буквально все. Круг привычного общения превращается в стаю озлобленных преследователей. Причем большинство ребят делают это без причинно, не зная, с чего все началось, просто повторяя чужие слова и действия. Так появляется в коллективе детей атмосфера враждебности, общей озлобленности, которая индуцируется и многократно умножается членами детского общества. Ребята узнают разящую силу слова, на практике знакомятся со своеобразной убийственностью негативно настроенного общественного мнения.

Еще одну группу плохих слов составляют бранные выражения и оскорбления. Степень агрессивности ребенка, прибегающего к их использованию, максимальна. Среди примеров словесной агрессии есть традиционно детские, а есть и явно заимствованные из репертуара взрослых. Матерная брань, армейский жаргон, лексика иностранных боевиков – все идет в ход, когда малыш рассержен. Эти выражения используются детьми точно по назначению, хотя и копируются с разговора взрослых. Правда, это еще не автономная речь алкоголиков, бомжей и наркоманов, дошкольники не всегда знают значение используемых оборотов, но личностный смысл подобных выражений просматривается достаточно отчетливо. И состоит он в том, чтобы нанести оскорбление, унизить другого, «облить его грязью».

Агрессивность ребенка может выражаться не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызывающий тон, например, такой же признак агрессивного настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы.

Взрослые по-разному реагируют на вербальную (словесную) агрессию дошкольников, на их плохие слова. Некоторые начинаю возмущаться, набрасываться на детей с упреками, ответной руганью. Звучит это примерно так: «Ах ты, паршивец такой (дрянь такая), да что же ты такое говоришь?!» При этом у детей крепнет уверенность в своей правоте, формируется убежденность в подлинной действенности подобной формы выражения отношений. Ведь раз получена ожидаемая реакция, средство сработало, и можно будет использовать его в сходных ситуациях.

Другие взрослые делают вид, что не слышат бранных слов и выражений в разговорах детей. Они полагают, что тем самым не акцентируют внимания ребенка на плохих словах, и он их очень скоро забудет. Однако вера эта крайне зыбкая. Память пятилетнего ребенка почти ни в чем не уступает памяти взрослых людей, а в цепкости даже превосходит. Кроме всего прочего, подобная форма реагирования, а точнее нереагирования, может быть расценена как попустительство. В том случае дошкольники обоего пола с еще большей энергией обрушиваются всей силой вербальной агрессии на неугодных им противников, обидчиков, детей – изгоев детских коллективов

Есть люди, которые в подобных ситуациях начинают заниматься просветительской работой. Они объясняют деткам, кА нехорошо ругаться, пытаются взывать к их совести. Однако их попытки по большей мере смешны и неудачны. Дошкольники прекрасно понимают, как это плохо, и именно поэтому так поступают.

Что же делать? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словесную агрессию представителей подрастающего поколения? Мне хочется привести здесь пример неразрешимой задачи, гениально понятой и решенной одним малышом. Услышав вопрос, кого надо спасать первым, если одновременно тонут старушка и ребенок, а вы можете вытащить лишь одного, он авторитетно заявил: «Надо сделать так, чтобы никто не тонул». Так же и здесь. Не нужно решать дилемму, реагировать или не реагировать на плохие слова и как это лучше сделать, нужно постараться изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникло желание использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Учить нужно добру, и не подзатыльниками и окриками, а личным примером. Тогда у ребенка будет меньше поводов прибегать к брани, ругани и оскорблениям.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Журавлик».

      Консультация для  родителей   

                                               

Педагог-психолог:

Миягашева Н.А.

Абакан

Дошкольный возраст – это период активного освоения детской литературы. В русской и мировой культуре есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей, составляющих золотой фонд культуры. Эти произведения являются сокровищницей не только языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей. Все это могут и должны присвоить и освоить наши дети.

В настоящее время выпускается огромное количество самых разных изданий для детей. Однако, несмотря на такое изобилие, выбрать хорошее литературное издание для детей сейчас весьма трудно. В борьбе за потребителя, стремясь сделать свой товар более привлекательным, издатели придумывают и выпускают новые формы печатной продукции для детей, где собственно литература уходит на задний план и становится фоном для какой-либо другой деятельности. В результате появляются новые «жанры» детских книг.

Среди относительно новых жанров детских книг можно выделить книжки-игрушки, книжки-поделки. Остановимся на их описании и психологической характеристике.

Книжки-игрушки представляют собой печатные издания, в которых встроена какая-либо игровая «добавка», призванная сделать книжку более развлекательной и привлекательной. Наиболее простым и распространенным вариантом такой добавки являются круглые глаза персонажей (кошечек, лягушек, собачек и пр.), внутри которых крутится подвижный зрачок. При переворачивании страниц (соответственно, при изменении картинки) эти глаза меняют своего хозяина, но сами по себе, естественно, не меняются. Получаются разные звери, а иногда и люди, с одинаковыми круглыми глазами, в которых плавает один и тот же зрачок. Еще один вариант такой игровой добавки – встроенное звуковоспроизводящее устройство. Например, если нажмешь на картинку лягушонка – он начинает квакать, а на картинку утенка – крякать. Иногда в книжку встраивают какой-либо музыкальный инструмент, который может быть косвенно связан с ее содержанием. Игровые добавки могут иметь самые разные варианты, но все они призывают ребенка к действию – нажимать, вращать, крутить, - словом играть. Однако к настоящей игре все эти действия не имеют отношения. В то же время для маленьких детей такие игровые добавки, безусловно, являются привлекательными – удержаться от таких манипуляций просто невозможно. Малышу хочется попробовать, что «умеет» делать книжка. Понятно, что интерес к таким пробам, а значит и к самой книжке, быстро иссякает. При этом ее литературное содержание уже не важно. Конечно, картинки совершенно необходимы для любой детской книжки. Картинки для ребенка – это не просто иллюстрация, это средство проживания и присвоения текста. Но для этого картинка должна быть просто картинкой, а не предметом для манипуляции. А если иллюстрация призывает к действиям и уводит внимание ребенка от текста, это значит, что книжка уже не является книжкой, так и не став игрушкой.

Книжки – поделки – это своего рода сочетание литературы с продуктивной деятельностью. Это может быть рисование, раскрашивание, аппликация, конструирование на бумаге и пр. Например, по ходу чтения сказки ребенку предлагается раскрасить по образцу не закрашенные картинки или дорисовать отсутствующие детали изображений. Во многих книжках иллюстрации имеют массу белых пятен, которые дети должны восполнить, т.е. наклеить недостающие части картинок, выбрав их в соответствующих приложениях. Соответственно,  ребенку предлагается в процессе знакомства со сказкой выбрать нужные части картинок и заполнить белые пятна. Таким образом, либо знакомство с текстом происходит на основе весьма странных, незаконченных картинок, либо восприятие сказки подменяется аппликацией. Сама по себе аппликация (как и раскрашивание или дорисовывание картинок) – занятие вполне полезное и увлекательное для дошкольников. Но почему и зачем его нужно соединять с восприятием литературы? Видимо, по логике авторов, такое совмещение придает книжке дополнительную привлекательность и развивающее значение. На самом деле восприятие художественной литературы и занятие аппликацией (рисование или раскрашивание) – это совершенно разные и несовместимые виды деятельности. Попытка их объединения разрушает и то, и другое. Вместо того чтобы «вжиться» в содержание сказки, представить и пережить описываемые события, ребенок начинает «доделывать» книжку – сам материал подталкивает его к этому. В то же время он не может полностью погрузиться в продуктивную деятельность, поскольку это не совсем его самостоятельная поделка, а все-таки книжка. Вообще, возможность – а в данном случае необходимость – вмешательства и «доделывание» книги имеет весьма сомнительное воспитательное значение. Бережное отношение к ней, ее целостность и сохранность всегда считались одной из составляющих воспитания читателя. Здесь же ребенку предоставляется полная свобода в обращении с книгой – он может произвольно и по-своему ее разукрашивать, разрисовывать, доделывать и пр. Можно полагать, что такое вынужденное внедрение маленького читателя в материальную форму произведения убивает уважение к книге, и, конечно, нарушает целостность восприятия литературы.

Конечно, книжки-раскраски и дидактические книжки для детей были всегда и в определенных количествах они нужны дошкольникам. Но в последнее время эти дополнительные элементы внедряются в литературные произведения и явно мешают восприятию текста.

Литература дает ребенку образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Герои детских сказок выступают для дошкольников как моральные эталоны, т.е. как общественно признанные носители положительных и отрицательных качеств. Дети не столько подражают сказочным героям (что, кстати, подчас невозможно сделать), сколько воображают себя ими, берут на себя из роли, как бы перевоплощаются в них. Это очень важно для становления морального сознания и моральной саморегуляции.

Восприятие литературы имеет огромное значение для умственного и познавательного развития ребенка. Читая книгу, вернее слушая литературный текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит, развивает все эти способности. Если при восприятии мультфильмов все это дается на экране в готовом виде, то приобщение к книге требует большой внутренней активности. Чтение (слушание) книг развивает образное мышление, будит воображение ребенка, стимулирует к осознанию событий, к собственной активности. Литература играет исключительную роль в речевом, эстетическом, личностном и познавательном развитии ребенка.

Но далеко не всякая книжка может выполнять эту развивающую роль. Описанный выше варианты современных детских книжек явно не способствуют восприятию литературы. В них содержание и художественная форма текста вытесняются и подменяются другими, посторонними для литературы видами деятельности (манипулятивной, продуктивной). Такая подмена явно не способствует переживанию и пониманию содержания книжки. Под предлогом дополнительного привлекающего или развивающего эффекта ребенку предлагают осуществить какие-либо действия, уводящие его от полноценного литературного восприятия. Поэтому, выбирая книжку для детей, нужно следить за тем, чтобы она не нарушала целостности восприятия литературы, чтобы никакие дополнения не уводили ребенка от содержания произведения.

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Журавлик».

Консультация для родителей

         «С кем играет ребенок?»

                                                

Педагог-психолог:

Миягашева Н.А.

Абакан

Ребенок подрастает, и вот родители замечают, что он склонен играть с одними детьми, других же игнорирует. И никакие уговоры типа "смотри, какой хороший мальчик, поиграй с ним", не помогают. Есть дети, очень избирательные в общении со сверстниками, но есть и такие, которые умеют и любят общаться со всеми.

Почему так происходит? О чем говорит выбор ребенком друга или друзей с определенными качествами, особенностями поведения? Во многом это обусловлено темпераментом и характером, но на выбор ребенка влияет и его эмоциональное развитие, внутренние проблемы.

Итак, проанализируем выбор ребенка.

Возраст

Ребенок легко идет на контакт с любой возрастной категорией. Таких детей немного, и если Ваш ребенок относится к этой категории, он обладает "социальным интеллектом", т.е. талантом общения. Он не имеет таких проблем как тревожность, страхи, низкая самооценка, стеснительность.

Ребенок предпочитает играть со сверстниками. Это самая распространенная категория. Такое поведение естественно - уровень развития примерно одинаков, интересы совпадают, так же, как и социальные навыки.

Ребенок больше любит играть с детьми, которые старше него. Может быть несколько причин: ребенок опережает интеллектуальное развитие сверстников, он "перерос" их игры, интересы; у ребенка недостаточно хорошо развито умение общаться "на равных". Часто таковыми оказываются единственные дети в семье, воспитанные кумирами семьи. Они ожидают снисхождения, уступок, не умеют считаться с мнением другого ребенка. А более взрослые дети находят такое поведение забавным.

Ребенок предпочитает играть с малышами. В таких играх старший ребенок чувствует себя умелым, опытным. Особенно любят возиться с малышами девочки, это обусловлено становлением ролевого поведения (девочки "примеряют" на себя роли мамы, учительницы, наставницы и т.д.). Хоть игра с малышом является полезной, стоит задуматься, если при этом ребенок практически не играет со сверстниками. Возможная причина - его не принимают ровесники (недостаточно развитые коммуникативные навыки и т.д.)

Ребенок играет только с взрослыми. Часто такие дети - "домашние", не посещающие детский коллектив, во всем подражают близким взрослым ("взрослая" речь, степенное поведение, отсутствие детских игр и забав). Следствие такого поведения - неумение общаться со сверстниками, возникновение проблем в общении позже, в школе.

Пол

В 5-6 лет стремление к различным играм становится все более явной. Но на фоне разделений игр по "половым" ролям интерес к противоположному полу возрастает. Дети могут играть вместе, но мальчики будут выбирать мужские роли, а девочки - женские или роли вовсе не будут иметь половых различий (например, игра в магазин). Если в этом возрасте ребенок предпочитает играть с детьми противоположного пола, возможно, он старается оправдать ожидания взрослого! Например, маме нравится, что сын спокойный, мягкий, она поощряет такое поведение, тем самым навязывая ему черты женского поведения; или папа восхищается, что дочь умеет за себя постоять, он учит ее агрессивным играм, а девочка стремится не разочаровать ожидания отца.

С 6-7 лет девочки и мальчики становятся более терпимы друг к другу. Их объединяет общая роль учеников, школьные интересы. Вместе играют в подвижные игры. Поэтому если в этом возрасте ребенок любит играть с детьми противоположного пола, это не показатель, хотя большинство детей в играх сохраняют предпочтение к детям своего пола.

Количество детей

Дети, как и взрослые, могут быть интровертами (когда человек направлен в себя, предпочитает небольшие компании, не тяготится одиночеством, имеет мало близких друзей) или экстравертами (человек нуждается в постоянном общении, ему нравятся большие шумные компании, может общаться с самыми разными людьми). В зависимости от этих особенностей, а также от темперамента и характера ребенок стремится к игре со многими детьми или довольствуется одним другом.

Теперь стало понятно, что внимательный взрослый может много узнать о ребенке, наблюдая, с кем он играет, какие роли предпочитает на себя брать. Ребенок постоянно изменяется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как правильно подготовить ребенка к школе МБДОУ «Д/с «Журавлик» Педагог-психолог Миягашева Н.А.

Слайд 2

Главная беда в том, что дети дошкольного детства недостаточно занимаются тем, что им действительно необходимо для развития: они должны в первую очередь играть, рисовать и лепить.

Слайд 3

Как игра и искусство развивают детей? Ребёнок приучается сосредотачиваться на задании. Сначала учится контролировать других ребят в своей группе, а потом начинают контролировать себя.

Слайд 4

Психологическая готовность к школе достаточно высокий уровень развития мотивационной сферы; сферы произвольности; интеллекта.

Слайд 5

Отношение к школе Ребёнок должен прийти в школу имея «внутреннюю позицию» школьника.

Слайд 6

Отношение к учителю Учитель должен быть для ребенка высшим авторитетом, требования которого хочется исполнять.

Слайд 7

Отношение к сверстникам Умение сотрудничать(становление личности).

Слайд 8

Отношение к себе Самооценка должна быть – относительно адекватной .

Слайд 9

Понять ребенка и помочь ему образовательная среда должна быть психологически комфортной, творческой, интенсивной, эмоциональной, в ней должны быть «точки роста», создающие благоприятные условия для развития личности наших детей.



Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения.    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Младший дошкольный возраст - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Литература

1. Данилова Л. Уроки для самых маленьких – Росмэн – Издат, 2006.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет – М.: Просвещение, 1988

3. Кантор С И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет – Айрис – пресс, 2008

4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста: 1-3 года – Мозаика – Синтез, 2009

Буклет составила: Миягашева Н.А.,

 педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Журавлик»

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 27

телефон: 34-59-40

Игры, направленные на сенсорное развитие детей

Подбери цвет

Вам потребуются: 2 одинаковые пирамидки с двухцветными насадками.

Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые шарики (покажите), а на другую — зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, при этом проговаривая все свои действия

 Игра способствует развитию логического мышления цветового восприятия.

Пирамидки

Вам потребуются: 2—3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.

Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т.д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо —большое, а вот это — поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».

Игра способствует развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности. Помогает изучить цвет и форму предмета.

Матрешки

Вам потребуются: несколько матрешек — одна в другой.

Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка. Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления предметов по величине.

Мешок с подарками

Вам потребуются: тканевый мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.

Возьмите любые крупные предметы: кубик, кольцо от пирамидки, маленькую книжку и т.п. Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии до 1—2 игрушки.

Игра способствует сенсорному развитию, знакомит с величиной и формой предметов.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Вам потребуются: веревка с магнитом на конце (удочка из игры «Рыбак»), мелкие металлические предметы.

Поместите игрушки в таз или коробку, покажите малышу, как магнитик на веревке притягивает металлические предметы. Поиграйте в «рыбалку». Считайте каждую пойманную «рыбку».В конце игры еще раз пересчитайте весь «улов».

Игра способствует развитию моторики, согласованности движений.

Где звенит

Вам потребуются: три картонных коробки, колокольчик.

Возьмите небольшие картонные коробки, можно из-под молока, положите в одну из них колокольчик, в другую — немного крупы, а третью оставьте пустой. Оклейте коробки цветной бумагой. Трясите коробки и слушайте, какие звуки они издают, не забывая называть цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т.д. После того, как малыш будет разбираться в цветах имеющихся коробок, их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.

Игра способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своевременное разрешение конфликтов между воспитателем и родителями как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Слайд 2

Субъективные причины неоправданно позитивные ожидания родителей; воспитатель становится для родителей контролером; страх родителей потерять контроль над своим ребенком; особенности самого ребенка; родители болезненно реагируют на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада.

Слайд 3

Для того чтобы конфликты предупредить необходимо: информировать родителей об особенностях работы детского сада; показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты; научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей; повышать педагогическую культуру родителей.

Слайд 4

Алгоритм разрешения конфликта. 1. Выслушайте собеседника, не перебивая его. 2. Признайте чувства, которые он испытывает. «Я вижу, что вы очень сердиты» 3. Установите границы допустимого: «Я готова вас выслушать, но слушать брань не буду». 4. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка: «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке». 5. Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу произошедшего». 6. Четко сформулируйте предмет обсуждения. Достигнуть его можно с помощью резюмирования: «Таким образом, главное …Если теперь подытожить сказанное вами, то…» 7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким – ваши мнения расходятся. Фраза «Вы согласны с …?» 8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик. «И так мы пришли к выводу, что…» 9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите родителя дать свои предложения по решению проблемы и добавьте к ним свои. 10. Примите совместное «коммюнике», в котором обе стороны признают решение приемлемым и обязуются выполнять.

Слайд 5

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Абакана  «Детский сад комбинированного вида «Журавлик».

Консультация для  родителей

                                            

     

Выполнила педагог-психолог:

Миягашева Н.А.

Абакан

 Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно и складывается самооценка. Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Но зачастую все (родители и педагоги), забывают, что процесс этот начинается в самом раннем возрасте. Всем из нас приходилось слышать, а также и применять подобные реплики: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя. А что опять у тебя получилось?» Или: «Ты уже такой большой, а (есть кашу, читать буквы и т.п.) так и не научился!» Достаточно много подобных высказываний можно услышать от родителей и педагогов, которые не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь мнение ребенка о самом себе. Именно в семье и в детском саду (где ребенок проводит достаточно долгое время) ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия – неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем: «победителем» или «неудачником». Победитель – это человек преуспевающий в любом деле, которое он выполняет, а неудачник – тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, часто свойственны, детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый и т.п.). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у дошкольника.

Для того чтобы помочь детям повысить самооценку нужно оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Если в дошкольном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в будущем его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта».

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:

-Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

 -Можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах: («Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т.д.) награждать ребенка грамотами жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений.

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что этот ребенок может также достичь этого.

 - Поощряйте в ребенке инициативу, каких либо начинаний.

      - Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

- Показывайте своими примерами адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что непосильно ему. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует подгонять и торопить их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.

Если взрослый обращается к ребенку с заниженной самооценкой, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Для того чтобы ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их, собственными.

Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, а особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

«Установление личного контакта с детьми»

  • Обращение к детям по имени в любой ситуации;
  • Занимаемая позиция на уровне глаз ребенка (он на
    стуле, педагог на стуле...);
  • Использование тактильных прикосновений (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это может вызвать у некоторых детей отрицательную реакцию).
  • Демонстрация «расположенности» — улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание, кивок головой;
  • Исключение оценочное в общении; "высказывания «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»;
  • Исключение угроз и приказов, работа с интонацией;
  • Похвала, комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, сравнение с самим собой, эмоциональное присоединение, поощрение, отражение чувств ребенка, временный язык.

Памятка для педагогов

«Правильная тактика поведения в решении

конфликтных ситуаций»

  • Избежание требований, нотаций, наказаний, иронических оценок, возмущения;
  • Использование предвосхищающих оценок (Я уверена,
    что ты так больше не поступишь);
  • Ориентация на детей (Я думаю, что вы сами попробуйте понять, кто прав, а кто нет);
  • Дать понять ребенку, что независимо от поступка вы относитесь к нему хорошо;
  • Использование принципа «оба правы», то есть умение
    договариваться так, чтобы результатами были довольны оба;
  • Использование различных стратегий в разрешении конфликтов: стратегия на реагирование, стратегия на переключение, стратегия на положительное подкрепление, стратегия на стимуляцию чувства юмора.

Рекомендации

«Развитие навыков общения у детей со сверстниками»

Развитие навыков общения у детей со сверстниками включает:

  • Разработку системы поощрений и наград за успехи детей (альбом успехов, медали, аплодисменты);
  • Организацию   межгруппового взаимодействия и общения: совместные  праздники   на  тематических  неделях: «Театральная неделя» — чтение стихов, показ мини-спектаклей, инсценировок, представление различных номеров;
  • Рассматривание с детьми иллюстраций, чтение сказок и рассказов и беседа по ним: Какое настроение у героев? Как вы думаете, почему у них такое настроение? Кого из друзей напоминает тебе персонаж? Как бы вы сделали? Давай придумаем, как ее можно развеселить? Какие бы чувства испытали бы вы в похожей ситуации?
  • Участие детей в кукольных спектаклях, драматизации сказок как в роли актеров, так в роли и зрителей;
  • Сюжетные, творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую;
  • Разговор детей по телефону со сказочным персонажем, выражая свое отношение к нему;
  • Сочинение с детьми сказок: «Сказка по-новому» (наделение героев необычными качествами: заяц — хитрый), «Салат из сказок» (соединение нескольких сказок в одну), «Сказка-калька» (герои остаются, но попадают в нереальные обстоятельства), «Продолжи сказку» (придумывание конца сказки) и др.



Предварительный просмотр:

ПРАВО И ЛЕВО

Стоял yченик

Hа pазвилке доpог.

Где пpаво, где лево,

Понять он не мог.

Hо вдpyг yченик

В голове почесал

Той самой pyкою,

Котоpой писал,

И мячик кидал,

И стpаницы листал,

И ложкy деpжал,

И полы подметал.

«Победа!» — pаздался

Ликyющий кpик.

Где пpаво,

Где лево,

Узнал yченик.

Валентин Берестов

Литература

1. Боровская И.К., КОвалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития – Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. – М.: Институт психологии РАН, 2006.

Буклет составила: Миягашева Н.А.,

педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Журавлик»

Картинка 39 из 190

 Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 27

телефон: 34-59-40

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом усваивают такие понятия как слева, справа, вверху, внизу и другие, необходимые для правильной ориентировки в пространстве. Эти проблемы становятся очевидны с началом обучения письму, рисованию и т.д. Такие трудности присущи как нормально развивающимся детям, так и детям с задержкой речевого развития, с особенностями психофизического развития, а также леворуким детям. Вы сможете помочь ребёнку избежать подобных ошибок, занимаясь с ним.       Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

1)  ориентировку «на   себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов:  передней, задней, верхней, нижней, боковых;

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6)определение пространственной размещённости предметов относительно друг друга;

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: впереди - там, где лицо, позади (сзади) - там, где спина, справа (направо) - там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют), слева (налево) - там, где левая рука. Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела.

На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади - шкаф, справа - дверь, а слева - окно, вверху - потолок, а внизу - пол). Например, взрослый предлагает флажком указывать направления: вверх - вниз, вперед - назад, направо – налево и т.д. Проводятся упражнения в игровой форме типа «Скажи, где что находится». 

    Упражнения по различению основных пространственных направлений должны сочетаться с определением местоположения предметов. Детей учат выделять различные стороны у предметов: верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю, боковые (правую и левую). С этой целью проводятся различные игры, упражнения, рассматривание картинок и иллюстраций, в которых внимание малышей привлекают к различным вариантам пространственных отношений между предметами, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия. Например, в поисках мяча, который куда-то закатился, мишка заглядывает под стул, за шкаф, в угол и т. д. Взрослый при этом показывает, объясняет, задаёт вопросы, которые помогают детям осмыслить пространственные отношения. Например: куклы встретились и разговаривают - поставить напротив друг друга; они поссорились и отвернулись друг от друга и т.д.



Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Абакана «Детский сад комбинированного вида «Журавлик».

Консультация для родителей

«Рекомендации по развитию

познавательной активности у дошкольников»

Выполнила педагог-психолог:

Миягашева Н.А.

Абакан

Рекомендации по развитию познавательной активности

у дошкольников.

     Важное условие благополучного начала обучения в школе – это готовность ребенка к обучению, т.е. сознательное стремление к школе, наличие интереса к школьно – учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации.

Она включает в себя:

- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий).

- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.

- минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности.

- эмоционально-благополучное отношение к школе.

Но бывает так, что у ребенка школьная мотивация отсутствует?

Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!»?

Но в этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным  занятиям и еще до школы эти, занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научится получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой и для ребенка и для родителей.

Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Как заинтересовать?

- предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

- старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

- связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

- задание не должно быть ни слишком, трудным, ни слишком легким. Задание должно быть посильным.

- проявляйте сами интерес к занятиями, создавайте положительный эмоциональны фон.

- пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение и старание.

- оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, у вас появилась прекрасная возможность подружиться с вашим ребенком.



Предварительный просмотр:

Загадки

Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход!

Он наземный, Похож на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасёт.

(Знак «Пешеходный переход»)

Ожидаешь ты посадки

На отведенной площадке.

Не нужна тебе сноровка,

Это место – остановка.

(Знак «Остановка автобуса»)

Красной чёрточкой зачёркнут.

И дорога вроде, но

Здесь ходить запрещено.

(Знак «Движение запрещено»)

Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

                 (Знак «Дети»)

Литература

1. Брылева Г., Минкевич Л. Правила дорожного движения и безопасного поведения // Ребенок в детском саду. №4, 2008.

2. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения – «Корифей» издательство – торговый дом Волгоград, 2005.

3. Репин Я.С. Дорожная азбука -  М: ДОСААФ, 1987.

4. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

Буклет составила: Миягашева Н.А.,

педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Журавлик»

Картинка 69 из 25493

Безопасность детей

на улицах города

Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 27

телефон: 34-59-40

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила.

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

                    Я. Пишумов

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

1.Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребёнка, что это опасно, лучше подождать следующего троллейбуса (автобуса).

3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком. Он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.

4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.

6. При высадке из автобуса (троллейбуса, такси) выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть.

7. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах

8. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большой скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет.

9. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясните ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

10. Помните, что ребёнок обучается движению по улице, прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт.



Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Абакана  «Детский сад комбинированного вида «Журавлик». 

                                                                                                           

Консультация для родителей

«О кризисе ребенка трех лет»

Выполнила педагог-психолог:

Миягашева Н.А.

             

Абакан

Я самее тебя (О кризисе ребенка трех лет).

Вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь Вам. И вдруг… вдруг…

С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин человечка подсунули Вам вредного, своенравного, упрямого, капризного малыша.

- Дай, малыш, я тебе помогу, как всегда, предлагает мама.

- Нет, я сам, - упрямо возражает сын.

- Пойдем, погуляем.

- Не пойду. И т.д. И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно. Все делает всем «назло», во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости. «Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?» - думает малыш, утверждая свое «Я». «Неужели они не видят, какой я умный, какой красивый! Я самый лучший!»

Он выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей, противопоставил себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них. – «Я сам!», «Я сам!», «Я сам!»…

И это утверждение «Я - системы» - основа личности к концу раннего детства. В три года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в будущем. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Малыш в три года переживает один из кризисов. Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка. В три года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подрожать им.

КАК НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет:

По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мама. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что Ваш любимец очень резко изменился, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у Вас – действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», ребенок добивается своего. Не сердитесь на него за это. А лучше правильно сбалансируйте поощрения и наказания. Ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять.

И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому, когда желания малыша, намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая становится ведущей деятельностью ребенка.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет:

  • Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.
  • Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
  • Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
  • Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и  превосходство над ним, противодействуя ему во всем, это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
  • Запомните: все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое, не понимая при этом.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка и будьте терпеливее к нему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь коллегам: сочетание слова и движения.

Стихотворные тексты для разучивания музыкально-ритмических движений....

В помощь коллегам и родителям

материалы по обучению плаванию, по сохранению здоровья и т.п....

В помощь коллегам

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что в представленном материалле каждый из Вас найдет что-то полезное для своей работы....

В помощь коллегам

Занимательные материалы для разных видов деятельности...

В помощь коллегам: КРОССВОРДЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

В помощь коллегам: КРОССВОРДЫ ПО ПСИХОЛОГИИ...

Взаимодействие с коллегами (член кадрового состава специалистов Центра ППМС помощи воспитанникам)

Взаимодействие с коллегами (член кадрового состава специалистов Центра ППМС помощи воспитанникам)...

в помощь коллегам

стихи детям о здоровом образе жизнии , С.Я. Маршака,С. Михолкова, Ю.Мориц, Э. Успенского и др....