Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников.
консультация (средняя группа) на тему

Рацева Марина Николаевна
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx26.56 КБ
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

по развитию мелкой моторики рук у детей.

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Слайд 1

Ход мастер-класса
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей

Слайд 3

Источники способностей и дарований  детей -  на кончиках их пальцев (В.А. Сухомлинский)

Слайд 2

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”(Н. Кант)

Слайд 4

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Слайд 5

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Слайд 6

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Через пальцы ребёнок познаёт  окружающую действительность: он исследует ими  предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Слайд 7

 Трудности при недостатках развития мелкой моторики

 (читать на слайде)

 

Слайд 8

Влияние мелкой моторики на развитие всего организма:

Большой палец – работа головного мозга;

Указательный палец – состояние желудка;

Средний палец – состояние кишечника;

Безымянный палец – работа печени и почек;

Мизинец – работа сердца;

Слайд 9  (читать на слайде)
             

Слайд 10, 11,12  читать на слайде.

 Для развития мелкой моторики руки я использую много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях.

-  раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам. 

Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление. Наша пропись построена на этих видах упражнений, поэтому вам ничего не нужно придумывать и искать. Но я замечаю, что вы, родители, не отличаете штриховку от раскраски. Штриховка и закрашивание - это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга. При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.
Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.

- Лепка. Лепим мы в основном из пластилина. Сначала дети готовят пластилин к работе (мнут его пальчиками), потом раскатывают из него шарики, колбаски. Здесь бывает задействована вся ладонь, но основная нагрузка падает на пальчики. Эту работу вы можете проводить с детьми и в домашних условиях.

- Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этого упражнения - чем мельче детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.

 Слайд 13

Поиграем?

Практическая часть мастер-класса

Предлагаю Вам поиграть, запомнить и принести эти игры в свой дом.

- Пальчикова гимнастика. («Цветочки» , «Здравствуй пальчик», «Солнышко»


Цветочки
Руки сжаты в кулачок
Наши алые цветочки

Раскрывают лепесточки (дети разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышит
(шевелят пальчиками )
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки
(сжимают пальчики в кулачок)
Тихо засыпают,
Головой качают
 («кивают» кулачками во все стороны)

Здравствуй пальчик

Здравствуй пальчик где ты был,

За грибами в лес ходил,

Будем вместе мы дружить,

За грибами в лес ходить.

(каждый пальчик здоровается с большим пальцем правой руки потом левой)

Солнышко

Как у солнышка лучи

Наши пальчики взошли

Солнце просыпается

Пальцы улыбаются.

(руки в замок и пальчики поднимаются)


-Самомассаж
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

 

 

Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В группе педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Завязывать шарф, бант.

- Игра с прищепками «День и ночь»
Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко.
Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом
будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма.
Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

по развитию мелкой моторики рук у детей.

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Слайд 1

Ход мастер-класса
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей

Слайд 3

Источники способностей и дарований  детей -  на кончиках их пальцев (В.А. Сухомлинский)

Слайд 2

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”(Н. Кант)

Слайд 4

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Слайд 5

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Слайд 6

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Через пальцы ребёнок познаёт  окружающую действительность: он исследует ими  предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Слайд 7

 Трудности при недостатках развития мелкой моторики

 (читать на слайде)

 

Слайд 8

Влияние мелкой моторики на развитие всего организма:

Большой палец – работа головного мозга;

Указательный палец – состояние желудка;

Средний палец – состояние кишечника;

Безымянный палец – работа печени и почек;

Мизинец – работа сердца;

Слайд 9  (читать на слайде)
             

Слайд 10, 11,12  читать на слайде.

 Для развития мелкой моторики руки я использую много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях.

-  раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам. 

Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление. Наша пропись построена на этих видах упражнений, поэтому вам ничего не нужно придумывать и искать. Но я замечаю, что вы, родители, не отличаете штриховку от раскраски. Штриховка и закрашивание - это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга. При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.
Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.

- Лепка. Лепим мы в основном из пластилина. Сначала дети готовят пластилин к работе (мнут его пальчиками), потом раскатывают из него шарики, колбаски. Здесь бывает задействована вся ладонь, но основная нагрузка падает на пальчики. Эту работу вы можете проводить с детьми и в домашних условиях.

- Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этого упражнения - чем мельче детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.

 Слайд 13

Поиграем?

Практическая часть мастер-класса

Предлагаю Вам поиграть, запомнить и принести эти игры в свой дом.

- Пальчикова гимнастика. («Цветочки» , «Здравствуй пальчик», «Солнышко»


Цветочки
Руки сжаты в кулачок
Наши алые цветочки

Раскрывают лепесточки (дети разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышит
(шевелят пальчиками )
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки
(сжимают пальчики в кулачок)
Тихо засыпают,
Головой качают
 («кивают» кулачками во все стороны)

Здравствуй пальчик

Здравствуй пальчик где ты был,

За грибами в лес ходил,

Будем вместе мы дружить,

За грибами в лес ходить.

(каждый пальчик здоровается с большим пальцем правой руки потом левой)

Солнышко

Как у солнышка лучи

Наши пальчики взошли

Солнце просыпается

Пальцы улыбаются.

(руки в замок и пальчики поднимаются)


-Самомассаж
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

 

 

Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В группе педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Завязывать шарф, бант.

- Игра с прищепками «День и ночь»
Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко.
Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом
будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма.
Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Мастер – класс для родителей по развитию мелкой моторики детей.

Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития....

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук «Веселая прогулка»

Цель: развивать мелкую моторику; учить согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию вн...

Мастер класс для родителей по развитию мелкой моторики

"Развитие мелкой моторики в домашних условиях."...

Мастер-класс с родителями по развитию мелкой моторики во 2 коррекционной группе "Ёжик и шишка"

На данном занятии учимся рисовать ёжика нетрадиционным методом(одноразовой пластмассовой вилкой)....

Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития....

Методическая разработка "Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников"

В разработке представлено родительское собрание, на котором родители знакомятся с понятием "мелкая моторика", ее способами развития...