Тематическое планирование в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ технологии.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
В дошкольном учреждении в работе с детьми подготовительной группы мы реализуем ТРИЗ - технологию, позволяющую развивать творческие способности детей во всех образовательных областях. В связи с этим перед нами встала задача систематизации учебно-воспитательного процесса с учётом данного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование с использованием элементов ТРИЗ технологии в подготовительной группе
Календарь тематических недель подготовительной группы. 2017-2018 учебный год.
Месяц | Тема недели | События, праздники, традиции | Программное содержание | Методы и приемы ТРИЗ, используемые в рамках тематической недели |
Сентябрь | День знаний. | 1 сентября – день знаний | 1.Развитие познавательного интереса, интереса к школе, книгам. 2.Закрепление знаний детей о школе, о школьных принадлежностях, профессии учителя. 3.Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. | Метод фокальных объектов (МФО): Совершенствуемый объект-ручка Присоединяем к ручке признаки ДЕРЕВА: высокая ручка, зеленая ручка, валенок с толстой корой, ЛАМПЫ: электрическая ручка, волшебная ручка, светящаяся ручка; КОШКИ: полосатая ручка, пушистая ручка,. Развиваем полученные идеи: высокая ручка с зелёными стенками, с волшебным наконечником. Рисунки мифологической ручки. |
Здоровей-ка. | 9 сентября – Международный день красоты | 1.Развитие знаний об особенностях строения и функционирования организма человека. 2.Расширение представлений о роли солнечного света, воздуха, воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. 3.Формирование представлений об активном отдыхе. | Метод фантазирования: -прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» Представим, что Солнце уменьшилось, стало меньше пуговицы. Что произойдёт? Как спастись от опасности? | |
Урожай | 21 сентября - осенины | 1.Ознакомление детей с природными сообществами «Сад», «Поле» (причинно-следственные связи внутри природного сообщества). 2.Расширение представлений детей о видах садов, о растениях, их разновидностях, об урожае в лесу. 3. Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде. | Метод «Системный оператор» Рассмотрим систему «дерево» дети рассматривали во временах года. Была представлена кратность – год. Можно рассмотреть объект в кратности жизни системы: «юность - зрелость - старость». Д/И «Хорошо-плохо», «Четвёртый лишний» | |
Народная культура и традиции. | 27 сентября – День дошкольных работников | 1.Расширение представлений о профессиях дошкольных работников. 2.Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными приметами, героическим эпосом. | Метод «Придумывание новых сказок» Карточки с рисунками. Д/И «»Волшебный цветок», «Да – нет – ка» | |
Октябрь | Животный мир | 4 октября – Всемирный день защиты животных. | 1.Расширение у детей элементарных экологических представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, о диких животных различных климатических зон: условиях обитания, питания, выведения потомства. 2.Формирование представлений детей об охране животных человеком и государством. | Метод морфологического анализа Словесные игры "Что было бы, если" Составление описательного рассказа о животном. Карточки значки. |
Транспорт | 9 октября – Всемирный день почты. | 1.Закрепление знаний о специальных видах транспорта и его назначении. 2.Расширение знаний о правилах пользования общественным транспортом. | Метод «Системный оператор» Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода». Иллюстрации с изображением разных транспортных средств настоящего и прошлого. | |
Краски осени | 14 октября – «Покров: октябрь землю покроет листком, а где снежком». | 1.Расширение представлений детей об осени, последовательности осенних месяцев. 2.Закрепление знаний правил безопасного, экологически грамотного поведения в природе. | Метод морфологического анализа Многофункциональная игра «По морям, по волнам» Значки – признаки | |
Я – человек | 24 октября – Международный день ООН. | 1.Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки; 2.Формировать представление о себе как человеке – представителе живого на Земле. | Метод «Системный оператор» Иллюстрации с изображением человека в разном времени. | |
Ноябрь | Дружба |
|
2.Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. | Метод «Синектика» фантастическая аналогия. Д/И «Хорошо-плохо» |
Кто как готовится к зиме | 12 ноября – Зиновий синичник – наступление холодов. «Ноябрь зиме дорожку кажет». | 1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году. 2. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы. 3. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. | Проектная деятельность «Кто, как готовится к зиме» -Изготовление лепбука (систематизация материала по теме) | |
Мой дом, мой город, моя страна, моя планета. | 19 ноября – День города | 1.Расширение представлений детей о Родине (герб, флаг, гимн России). 2.Формирование представлений о достопримечательностях родного города, страны. 3.Расширение представлений детей о доме, семье. | Метод «Системный оператор» иллюстрации с изображением города Миасс в давние времена, части города, чем является, чем станет. Наглядное пособие «Мир вокруг нас», Д/И «Да-нет-ка», «Чудесный сундучок» | |
Моя семья | 25 ноября – День матери | 1. Формирование интереса к семье, членам семьи. 2. Расширение знаний о профессиях членов семьи. 3. Формирование бережного и чуткого отношения к самым близким людям. | Метод контрольных вопросов Д/И «Хорошо и плохо» | |
Декабрь | Здравствуй, зимушка-зима! | «Декабрь год заканчивает, зиму начинает». 4 декабря – День заказов подарков Деду Морозу. | 1.Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и разных полушариях Земли. 2. Продолжение знакомства с зимними видами спорта. | Метод «Бином фантазии» придумывание сказок «Зимние фантазии» |
Новогодний калейдоскоп | Новый год шагает по планете (традиции встреч Нового года в других странах). | 1.Ознакомление с традициями празднования нового года в различных странах. 2.Вызывать стремление поздравлять своих близких с праздником, преподносить подарки, сделанные своими руками. | Метод «Увеличение – уменьшение» «Волшебная палочка» | |
Январь | Город мастеров. | Святки - колядки | 1.Расширение представлений о традициях и обычаях народов России. 2.Знакомство детей с народными праздниками, песнями, плясками. | Метод «Синектика» фантастическая аналогия. Наглядное пособие «Мир вокруг нас» Д/И «Паровоз признаков» |
Маленькие исследователи. | «Январь – году начало, зиме – середина». | 1. Развитие образного мышления, воображения, умения устанавливать закономерности. 2. Расширение представлений об окружающем мире. | Метод фокальных объектов (МФО): Д/И «Что лишнее?» | |
C днём рождения, детский сад! | 21 января – день рождения детского сада. | 1.Закрепление знаний детей о профессиях дошкольного работника. 2.Формирование внимательного отношения к взрослым людям и дружеских взаимоотношений между детьми. | Лепбук «Детский сад будущего» Д/И «Путешествие» | |
Февраль | Быть здоровыми хотим | 9 февраля – Зимние Олимпийские игры в Корее. | 1. Обогащение и углубление представлений детей об олимпийском движении и его традициях. 2.Воспитывать интерес к спорту, желание укреплять и сохранять здоровье. | Лепбук «Олимпийские игры»: Д/И «Хорошо плохо» |
Мир природы. | «В феврале зима с весной встречаются впервой». | 1. Закрепление умений устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. 2. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. 3.Подведение детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. | Метод «Системный оператор»: Составление загадок Значки символы | |
Наши защитники | 23 февраля – День защитника Отечества | 1.Закрепление знаний детей об армии – защитнице нашей страны. 2. Развитие интереса и уважения к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей. 3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважения к защитникам Отечества. | Метод контрольных вопросов Д/И «Хорошо-плохо», «Что-то в чем-то» «Сенсорный сундучок» | |
Школа пешеходов | 29 января – День изобретения автомобиля | 1.Знакомство с эволюцией транспорта и его классификацией по задачам и условиям перевозок. 2.Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи ситуации транспорт - природные условия. | Метод «Системный оператор» Д/И «Весёлые стишки», «Что было бы, если» Карточки - признаки | |
Март | Женский день. | 8 марта – Международный женский день | 1.Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях. 2. Расширение представлений о женском труде. 3. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям. | Метод «Контрольных вопросов» Д/И «Хорошо-плохо», «Весёлый паровоз» карточки-признаки |
Народные традиции | Масленица | 1.Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. | Проектная деятельность «Народные традиции»: … | |
Весна шагает по планете | Сороки – встреча весны | 1.Формирование обобщённых представлений о весне. 2.Расширение знаний о характерных признаках весны: связи между явлениями живой и неживой природы. 3. Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. | Метод фокальных объектов (МФО) – весна музыкальные инструменты Приём фантазирования «Эвроритм» | |
Книжкины именины | 24-30 марта – неделя детской книги в России | 1.Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями. 2.Выявление знаний детьми детских сказок через различные виды игр. 3.Воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережного отношения к ней. | Метод фокальных объектов «Небывалая книга» Д/И «Хорошо - плохо» Сочинение сказок | |
Апрель | Миром правит доброта | 1 апреля – День смеха | 1. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. 2. Расширение представлений детей об их обязанностях в будущем (учиться в школе, заботиться о младших, помогать пожилым и инвалидам). | Метод «Морфологический анализ» Проблемные ситуации. Д/И «Чудесный сундучок» |
О космосе | 12 апреля – День авиации и космонавтики | 1.Уточнение представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы. 2.Развитие интереса к деятельности человека по освоению Космоса. | Метод фокальных объектов (МФО) «Небывалый космический корабль» | |
Волшебница - вода | 22 апреля - Международный день Земли | 1.Систематизирование знаний детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком. 2.Развитие познавательного интереса детей, желание активно познавать и действовать с природными объектами. | Лепбук «Вода водичка» Схемы признаки Составление описательных рассказов о Капитошке. | |
Транспорт | 30 апреля – День пожарной охраны России | 1.Закрепление знаний о видах транспорта и его назначении. 2.Знакомство с эволюцией транспорта и его классификацией по задачам и условиям перевозок. 3.Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи ситуации транспорт - природные условия. | Метод «Системный оператор»: … Д/И «Хорошо плохо», «Наоборот» | |
Май | День победы | 9 мая – День победы | 1.Воспитание у детей интереса к прошлому своей семьи. 2.Формирование представлений о подвиге родственников, участвовавших в защите своей Родины в годы Великой Отечественной войны. | Проектно исследовательская деятельность «Подвиг»: Д/И «Хорошо – плохо», «Цепочка слов», «Чудесный ящик» |
Моя семья | 15 мая – Международный день семьи | 1.Систематизация и расширение знаний о семье. 2.Расширение гендерных представлений. | Д/И «Наоборот» Метод «Системный оператор» Составление рассказа «Мы с папой и с мамой» | |
Мир природы | «Май леса снаряжает, лето в гости поджидает». | 1.Закрепление умений обобщать и систематизировать представления о временах года. 2.Закрепление умений устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | Д/И «Съедобное несъедобное» Приём фантазирования «Путешествие по эвроритму» | |
До свиданья, детский сад. Здравствуй школа. | 24 мая – День славянской письменности и культуры | 1.Познакомить детей с азбукой, с историей появления русского алфавита. 2.Закрепить представления о библиотеках, их роли и значении в жизни человека. 3. Воспитывать интерес к книгам. | Метод «Мозговой штурм» Решение проблемных ситуаций, выдвижение альтернативных гипотез их решение. Д/И «Весёлый паровоз» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗа.
Занятие по развитию речи в подготовительной группес использованием элементов ТРИЗа....
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки» "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»
Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - сл...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».
Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1. Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...
Занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Картинка без запинки»
Цель работы по картине: Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину....
Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».
Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....