Тематическое планирование в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ технологии.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Тулаева Елена Борисовна

В дошкольном учреждении в работе с детьми подготовительной группы мы реализуем ТРИЗ - технологию, позволяющую развивать творческие способности детей во всех образовательных областях. В связи с этим перед нами встала задача систематизации учебно-воспитательного процесса с учётом данного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование с использованием элементов ТРИЗ технологии в подготовительной группе

Календарь тематических недель подготовительной группы. 2017-2018 учебный год.

Месяц

Тема недели

События, праздники, традиции

Программное содержание

Методы и приемы ТРИЗ, используемые в рамках тематической недели

Сентябрь

День знаний.

1 сентября – день знаний

1.Развитие познавательного интереса, интереса к школе, книгам.

2.Закрепление знаний детей о школе, о школьных принадлежностях, профессии учителя.

3.Формирование дружеских взаимоотношений между детьми.

Метод фокальных объектов (МФО): Совершенствуемый объект-ручка

Присоединяем к ручке признаки ДЕРЕВА: высокая ручка, зеленая ручка, валенок с толстой корой,  ЛАМПЫ: электрическая ручка, волшебная ручка, светящаяся ручка; КОШКИ: полосатая ручка, пушистая ручка,. Развиваем полученные идеи: высокая ручка с зелёными стенками, с волшебным наконечником. Рисунки мифологической ручки.

Здоровей-ка.

9 сентября – Международный день красоты

1.Развитие знаний об особенностях строения и функционирования организма человека.

2.Расширение представлений о роли солнечного света, воздуха, воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

3.Формирование представлений об активном отдыхе.

Метод фантазирования:

-прием фантазирования «Увеличение — уменьшение»

Представим, что Солнце уменьшилось, стало меньше пуговицы. Что произойдёт? Как спастись от опасности?

Урожай

21 сентября - осенины

1.Ознакомление детей с природными сообществами «Сад», «Поле» (причинно-следственные связи внутри природного сообщества).

2.Расширение представлений детей о видах садов, о растениях, их разновидностях, об урожае в лесу.

3. Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.

Метод «Системный оператор» Рассмотрим  систему «дерево» дети рассматривали во временах года. Была представлена кратность – год. Можно рассмотреть объект в кратности жизни системы: «юность - зрелость - старость». Д/И «Хорошо-плохо», «Четвёртый лишний»

Народная культура и традиции.

27 сентября – День дошкольных работников

1.Расширение представлений о профессиях дошкольных работников.

2.Ознакомление детей  с волшебной сказкой, афоризмами, народными приметами, героическим эпосом.

Метод «Придумывание новых сказок» Карточки с рисунками.

Д/И «»Волшебный цветок», «Да – нет – ка»

Октябрь

Животный мир

4 октября – Всемирный день защиты животных.

1.Расширение у детей элементарных экологических представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, о диких животных различных климатических зон: условиях обитания, питания, выведения потомства.

2.Формирование представлений детей об охране животных человеком и государством.

Метод морфологического анализа

Словесные игры "Что было бы, если"

Составление описательного рассказа о животном.

Карточки значки.

Транспорт

9 октября – Всемирный день почты.

1.Закрепление знаний о специальных видах транспорта и его назначении.

2.Расширение знаний о правилах пользования общественным транспортом.

Метод «Системный оператор»

Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода».

Иллюстрации с изображением разных транспортных средств настоящего и прошлого.

Краски осени

14 октября – «Покров: октябрь землю покроет листком, а где снежком».

1.Расширение представлений детей об осени, последовательности осенних месяцев.

2.Закрепление знаний правил безопасного, экологически грамотного поведения в природе.

Метод морфологического анализа

Многофункциональная игра «По морям, по волнам»

Значки – признаки

Я – человек

24 октября – Международный день ООН.

1.Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки;

2.Формировать представление о себе как человеке – представителе живого на Земле.

Метод «Системный оператор»

Иллюстрации с изображением человека в разном времени.

Ноябрь

Дружба

  1. 4 ноября – День народного единства
  1. 1.Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках.

2.Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна.

Метод «Синектика» фантастическая аналогия. Д/И «Хорошо-плохо»

Кто как готовится к зиме

12 ноября – Зиновий синичник – наступление холодов. «Ноябрь зиме дорожку кажет».

1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

2. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы.

3. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

Проектная деятельность «Кто, как готовится к зиме»

-Изготовление лепбука (систематизация материала по теме)

Мой дом, мой город, моя страна, моя планета.

19 ноября – День города

1.Расширение представлений детей о Родине (герб, флаг, гимн России).

2.Формирование представлений о достопримечательностях родного города, страны.

3.Расширение представлений детей о доме, семье.

Метод «Системный оператор» иллюстрации с изображением города Миасс в давние времена, части города, чем является, чем станет.

Наглядное пособие «Мир вокруг нас»,

Д/И «Да-нет-ка», «Чудесный сундучок»

Моя семья

25 ноября – День матери

1. Формирование интереса к семье, членам семьи.

2. Расширение знаний о профессиях членов семьи.

3. Формирование бережного и чуткого отношения к самым близким людям.

Метод контрольных вопросов

Д/И «Хорошо и плохо»

Декабрь

Здравствуй, зимушка-зима!

«Декабрь год заканчивает, зиму начинает».

4 декабря – День заказов подарков Деду Морозу.

1.Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и разных полушариях Земли.

2. Продолжение знакомства с зимними видами спорта.

Метод «Бином фантазии»

придумывание сказок «Зимние фантазии»

Новогодний калейдоскоп

Новый год шагает по планете (традиции встреч Нового года в других странах).

1.Ознакомление с традициями празднования нового года в различных странах.

2.Вызывать стремление поздравлять своих близких с праздником, преподносить подарки, сделанные своими руками.

Метод «Увеличение – уменьшение»

«Волшебная палочка»

Январь

Город мастеров.

Святки - колядки

1.Расширение представлений о традициях и обычаях народов России. 2.Знакомство детей с народными праздниками, песнями, плясками.

Метод  «Синектика» фантастическая аналогия. Наглядное пособие «Мир вокруг нас»

Д/И «Паровоз признаков»

Маленькие исследователи.

«Январь – году начало, зиме – середина».

1. Развитие образного мышления, воображения, умения устанавливать закономерности.

2. Расширение  представлений об окружающем мире.

Метод фокальных объектов (МФО): Д/И «Что лишнее?»

C днём рождения, детский сад!

21 января – день рождения детского сада.

1.Закрепление знаний детей о профессиях дошкольного работника.

2.Формирование внимательного отношения к взрослым людям и дружеских взаимоотношений между детьми.

Лепбук «Детский сад будущего»

 Д/И «Путешествие»

Февраль

Быть здоровыми хотим

9 февраля – Зимние Олимпийские игры в Корее.

1. Обогащение и углубление представлений детей об олимпийском движении и его традициях.

2.Воспитывать интерес к спорту,  желание укреплять и сохранять здоровье.

Лепбук «Олимпийские игры»:

Д/И «Хорошо  плохо»

Мир природы.

«В феврале зима с весной встречаются впервой».

1. Закрепление умений устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

2. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое  и наоборот.

3.Подведение детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Метод «Системный оператор»:

Составление загадок

Значки символы

Наши защитники

23 февраля – День защитника Отечества

1.Закрепление знаний детей об армии – защитнице нашей страны.

2. Развитие интереса и уважения к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения,  уважения к защитникам Отечества.

Метод контрольных вопросов

Д/И  «Хорошо-плохо», «Что-то в чем-то»

«Сенсорный сундучок»

Школа пешеходов

29 января – День изобретения автомобиля

1.Знакомство с эволюцией транспорта и его классификацией по задачам и условиям перевозок.

2.Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи ситуации транспорт - природные условия.

Метод «Системный оператор»

 Д/И «Весёлые стишки», «Что было бы, если»

Карточки - признаки

Март

Женский день.

8 марта – Международный женский день

1.Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях.

2. Расширение представлений о женском труде.

3. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям.

Метод «Контрольных вопросов»

Д/И «Хорошо-плохо», «Весёлый паровоз»

карточки-признаки

Народные традиции

Масленица

1.Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Проектная деятельность

«Народные традиции»:

Весна шагает по планете

Сороки – встреча весны

1.Формирование обобщённых представлений о весне.

2.Расширение знаний о характерных признаках весны: связи между явлениями живой и неживой природы.

3. Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Метод фокальных объектов (МФО) – весна музыкальные инструменты

Приём фантазирования «Эвроритм»

Книжкины именины

24-30 марта – неделя детской книги в России

1.Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями.  

2.Выявление знаний детьми детских сказок через различные виды игр.

3.Воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережного отношения к ней.        

Метод фокальных объектов «Небывалая книга»

Д/И «Хорошо - плохо»

Сочинение сказок

Апрель

Миром правит доброта

1 апреля – День смеха

1. Воспитание  дружеских  взаимоотношений между детьми.

2. Расширение представлений детей об их обязанностях в будущем (учиться в школе, заботиться о младших, помогать пожилым и инвалидам).

Метод «Морфологический анализ»

Проблемные ситуации.

Д/И «Чудесный сундучок»

О космосе

12 апреля – День авиации и космонавтики

1.Уточнение представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы.

2.Развитие интереса к деятельности человека по освоению Космоса.

Метод фокальных объектов (МФО)

«Небывалый космический корабль»

Волшебница - вода

22 апреля  - Международный день Земли

1.Систематизирование знаний детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком.

2.Развитие познавательного интереса детей, желание активно познавать и действовать с природными объектами.

Лепбук «Вода водичка»

Схемы признаки

Составление описательных рассказов о Капитошке.

Транспорт

30 апреля – День пожарной охраны России

1.Закрепление знаний о видах транспорта и его назначении.

2.Знакомство с эволюцией транспорта и его классификацией по задачам и условиям перевозок.

3.Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи ситуации транспорт - природные условия.

Метод «Системный оператор»:  

Д/И «Хорошо плохо», «Наоборот»

Май

День победы

9 мая – День победы

1.Воспитание у детей интереса к прошлому своей семьи.

2.Формирование представлений о подвиге родственников, участвовавших в защите своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Проектно исследовательская  деятельность

«Подвиг»:

Д/И «Хорошо – плохо», «Цепочка слов», «Чудесный ящик»

Моя семья

15 мая – Международный день семьи

1.Систематизация и расширение знаний о семье.

2.Расширение гендерных представлений.

Д/И «Наоборот»

Метод «Системный оператор»

Составление рассказа  «Мы с папой и с мамой»

Мир природы

«Май леса снаряжает, лето в гости поджидает».

1.Закрепление умений обобщать и систематизировать представления о временах года.

2.Закрепление умений устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Д/И «Съедобное несъедобное»

Приём фантазирования

«Путешествие по эвроритму»

До свиданья, детский сад. Здравствуй школа.

24 мая – День славянской письменности и культуры

1.Познакомить детей с азбукой, с историей появления русского алфавита.

2.Закрепить представления о библиотеках, их роли и значении в жизни человека.

3. Воспитывать интерес к книгам.

Метод «Мозговой штурм»

Решение  проблемных ситуаций, выдвижение альтернативных гипотез их решение.

Д/И «Весёлый паровоз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗа.

Занятие по развитию речи  в подготовительной группес использованием элементов ТРИЗа....

Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки» "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - сл...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».

Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1.     Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...

Занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Картинка без запинки»

Цель работы по картине: Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину....

Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии

В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».

Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в  процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....