Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznanie_posuda.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательного занятия по теме "Посуда"
в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
Цели:
- систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана, правила ухода за посудой;
- уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксами -иц-, -ик- и прилагательные от существительных;
- развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, оречевлять выводы по экспериментам;
- воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Пройдет тот, кто ласково назовет (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Чашка – чашечка
Блюдце –
Тарелка –
Бокал –
Стакан –
Чайник –
Кружка –
Сковорода –
Кастрюля -
Ложка -
Вилка -
Нож -
2. Основная часть.
1) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)
Посуда служит человеку многие годы. А как вы думаете для чего нам нужна посуда? (Готовить пищу, употреблять её, сохранять). Но ведь сама посуда ничего не варит, не жарит и даже не подогревает… Что же делает посуда? Она сохраняет тот объем пищи, который мы туда помещаем. Давайте это проверим. Нальем стакан воды в кастрюлю, затем перельем всю эту воду в графин, затем в салатник, а затем опять в стакан. Сохранился ли объем воды? (Да). Вместо воды может быть любая пища, да и посуда может быть разная, но ее функция - основное назначение - останется прежним - сохранение объема помещенного в нее объекта, т.е. пищи.
- У нас на столе есть много разной посуды. Её нужно расставить на три стола. Поможете мне? Нужно её разобрать по назначению.
Мы расставим посуду на столы следующим образом:
На 1-й стол поставим посуду, с помощью которой мы готовим еду.
На 2-й стол поставим посуду, которая нам нужна для еды.
На 3-й стол – посуду, которая нам нужна для чаепития.
Дети расставляют посуду. После выполнения встаём вокруг стола и рассматриваем:
- Какая посуда стоит на 1-м столе? Перечислите её. Для чего нужна вся эта посуда?
Правильно эта посуда нужна для приготовления пищи на кухне и поэтому она так и называется - КУХОННАЯ.
- Какая посуда стоит на втором столе? Перечислите её. Для чего нужна эта посуда? Правильно эта посуда ставится на стол во время обеда, ужина. И называется – СТОЛОВАЯ.
- Какая посуда стоит на 3-м столе? Для чего нужна эта посуда? Перечислите её. Для чего нужна эта посуда? Эта посуда так и называется – ЧАЙНАЯ, потому что нужна во время чаепития.
- Если мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная). А какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)
- Правильно, молодцы.
- А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На столе разложены картинки, посмотрите на них, найдите пару, и объясните, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)
хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница и т.д.
(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.)
– Молодцы.
- Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Какие действия можно совершать с посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой, и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой? (Сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, или вытирают и убирают в шкаф). А какие действия может совершать сама посуда? (Педагог выставляет карточку-символ с признаком "действие"). Посуда может стоять, лежать, катиться, разбиваться, стучать, громыхать и т.д. (все действия сопровождаются показом).
- Правильно, молодцы.
- У посуды есть один секрет. Когда вокруг никого нет – посуда разговаривает и у каждого предмета посуды свой голос. Как вы думаете, почему? Потому, что она сделана из разного материала (Педагог выставляет карточку-символ с признаком "Материал"). Из какого материала может быть сделана посуда? (Из дерева, стекла, железа, фарфора). Вот послушайте, как звучит посуда. (Ударить палочкой по посуде из разного материала, дети слушают и запоминают «голос» - звук). А сейчас вы закроете глаза, я ударю палочкой по посуде, а вы определите, какая посуда звучит, из какого материала.
Давайте поиграем в игру «Из чего может быть сделана посуда».
- Если посуда сделана из стекла – значит, она какая (стеклянная).
- Если она сделана из фарфора – значит она…( фарфоровая).
- Если сделана из камня – значит она…(каменная).
- Если сделана из железа – значит она…(железная).
- Если сделана из бумаги – значит она…(бумажная).
- Если сделана из пластика – значит она…(пластиковая).
- Молодцы, правильно все голоса узнали.
Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!
- Я вам сегодня приготовила чайные чашечки (раскраски). Хотите украсить их? Вы можете украсить свою чашечку разными узорами, и она будет радовать вас. (Дети садятся за столы и украшают чашки).
- Вам понравилось наша беседа? О чем мы сегодня говорили? Для чего нужна чайная посуда? Для чего нужна столовая посуда? Для чего нужна кухонная посуда? Из какого материала делают посуду? Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
Задачи1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Тематическое планирование в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ технологии.
В дошкольном учреждении в работе с детьми подготовительной группы мы реализуем ТРИЗ - технологию, позволяющую развивать творческие способности детей во всех образовательных областях. В связи с этим пе...
Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологий и экспериментальной деятельности детей средней группы «Путешествие в Страну Здоровья»
Формировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья....
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».
Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».
Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....