«Развитие креативного мышления у детей средней группы ДОУ через элементы ТРИЗ-технологии»
методическая разработка (средняя группа)

Егорова Светлана Павловна

ТРИЗ-педагогика в ДОУ - это адаптированная система методов, развивающих:

  • творческое воображение
  • диалектическое мышление
  • познавательную активность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_srednyaya_gr.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие креативного мышления у детей средней группы ДОУ через элементы ТРИЗ-технологии"

Целевая группа: дети 4-5 лет (средняя группа)

Срок реализации: 1 учебный год

Форма работы: подгрупповая и индивидуальная

1. Теоретическое обоснование

ТРИЗ-педагогика в ДОУ - это адаптированная система методов, развивающих:

  • творческое воображение
  • диалектическое мышление
  • познавательную активность

Особенности для средней группы:

• Использование конкретных, наглядных материалов

• Акцент на игровые формы

• Простые, понятные противоречия

• Поддержка любых детских идей

2. Диагностический блок

Методы оценки стартового уровня:

Наблюдение за детьми в свободной деятельности

Дидактическая игра "Придумай необычное применение" (для предмета)

Беседа по картинкам с проблемными ситуациями

Критерии оценки:

Количество предлагаемых решений

Оригинальность ответов

Умение видеть противоречия

3. Содержательный блок

Этап 1. Знакомство с основными понятиями (сентябрь-октябрь)

Игра 1. "Волшебный экран"

Цель: познакомить с понятием изменений во времени

Материал:

3 рамочки с кармашками (прошлое-настоящее-будущее)

Набор карточек: семечко-росток-цветок, яйцо-цыпленок-курица

Ход:

Рассматриваем первую карточку ("семечко")

Задаем вопросы:

Что было до семечка?

Что будет потом?

Дети заполняют остальные кармашки

Усложнение: предлагаем необычные цепочки (например: снежинка-вода-пар)

Этап 2. Развитие системного мышления (ноябрь-декабрь)

Игра 2. "Разбери по частям"

Цель: учить анализировать объекты

Материал: картинки с изображением знакомых предметов (машина, дерево, дом)

Ход:

Выбираем объект (например, машина)

Вместе с детьми называем части:

Какие части есть у машины?

Для чего нужна каждая часть?

Рисуем схему на большом листе

Дополнительно: игра "Что будет, если исчезнет..." (предлагаем убрать одну часть и обсудить последствия)

Этап 3. Решение простых изобретательских задач (январь-март)

Ситуация: "Как перенести воду без ведра?"

Методика проведения:

Создаем игровую ситуацию: "Мишка хочет напоить цветы, но ведро сломалось"

Используем приемы:

Перебор вариантов (что может удерживать воду?)

Прием "наоборот" (как сделать, чтобы вода не выливалась?)

Фиксируем все идеи (рисунками или схемами)

Варианты детских ответов:

Использовать пакет

Сделать трубочку из бумаги

Заморозить воду в формочке

4. Оценочный блок

Методы оценки результатов:

Анализ детских ответов в играх

Наблюдение за применением навыков в свободной деятельности

Создание "Копилки детских идей"

Показатели эффективности:

Увеличение количества предлагаемых решений

Появление нестандартных ответов

Активное участие в обсуждениях

5. Работа с родителями

Формы взаимодействия:

Мастер-класс "ТРИЗ дома"

Папка-передвижка с примерами игр

Консультация "Как развивать креативность"

Пример домашнего задания:

"Найдите дома предметы, которые:

Можно использовать необычным способом

Имеют противоречивые свойства"

Приложения

Картотека ТРИЗ-игр для средней группы

Примеры проблемных ситуаций

Шаблоны для "Волшебного экрана"

Список литературы для педагогов

Рекомендации по реализации:

• Проводить 1-2 раза в неделю

• Длительность - 15-20 минут

• Обязательно поощрять любые детские идеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии

В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Игры на развитие дивергентного мышления для детей средней группы

Картотека игр для воспитателей и родителей, направленных на развитие дивергентного мышления детей средней группы детского сада....

План по развитию инженерного мышления для детей средней группы (4-5 лет)

Годовое планирование занятий по развитию инженерного мышления у детей средней группы....

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».

Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в  процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ». 2023 – 2024 г.

Пояснительная запискаСовременный окружающий ребёнка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения ...