«Развитие креативного мышления у детей средней группы ДОУ через элементы ТРИЗ-технологии»
методическая разработка (средняя группа)
ТРИЗ-педагогика в ДОУ - это адаптированная система методов, развивающих:
- творческое воображение
- диалектическое мышление
- познавательную активность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие креативного мышления у детей средней группы ДОУ через элементы ТРИЗ-технологии"
Целевая группа: дети 4-5 лет (средняя группа)
Срок реализации: 1 учебный год
Форма работы: подгрупповая и индивидуальная
1. Теоретическое обоснование
ТРИЗ-педагогика в ДОУ - это адаптированная система методов, развивающих:
- творческое воображение
- диалектическое мышление
- познавательную активность
Особенности для средней группы:
• Использование конкретных, наглядных материалов
• Акцент на игровые формы
• Простые, понятные противоречия
• Поддержка любых детских идей
2. Диагностический блок
Методы оценки стартового уровня:
Наблюдение за детьми в свободной деятельности
Дидактическая игра "Придумай необычное применение" (для предмета)
Беседа по картинкам с проблемными ситуациями
Критерии оценки:
Количество предлагаемых решений
Оригинальность ответов
Умение видеть противоречия
3. Содержательный блок
Этап 1. Знакомство с основными понятиями (сентябрь-октябрь)
Игра 1. "Волшебный экран"
Цель: познакомить с понятием изменений во времени
Материал:
3 рамочки с кармашками (прошлое-настоящее-будущее)
Набор карточек: семечко-росток-цветок, яйцо-цыпленок-курица
Ход:
Рассматриваем первую карточку ("семечко")
Задаем вопросы:
Что было до семечка?
Что будет потом?
Дети заполняют остальные кармашки
Усложнение: предлагаем необычные цепочки (например: снежинка-вода-пар)
Этап 2. Развитие системного мышления (ноябрь-декабрь)
Игра 2. "Разбери по частям"
Цель: учить анализировать объекты
Материал: картинки с изображением знакомых предметов (машина, дерево, дом)
Ход:
Выбираем объект (например, машина)
Вместе с детьми называем части:
Какие части есть у машины?
Для чего нужна каждая часть?
Рисуем схему на большом листе
Дополнительно: игра "Что будет, если исчезнет..." (предлагаем убрать одну часть и обсудить последствия)
Этап 3. Решение простых изобретательских задач (январь-март)
Ситуация: "Как перенести воду без ведра?"
Методика проведения:
Создаем игровую ситуацию: "Мишка хочет напоить цветы, но ведро сломалось"
Используем приемы:
Перебор вариантов (что может удерживать воду?)
Прием "наоборот" (как сделать, чтобы вода не выливалась?)
Фиксируем все идеи (рисунками или схемами)
Варианты детских ответов:
Использовать пакет
Сделать трубочку из бумаги
Заморозить воду в формочке
4. Оценочный блок
Методы оценки результатов:
Анализ детских ответов в играх
Наблюдение за применением навыков в свободной деятельности
Создание "Копилки детских идей"
Показатели эффективности:
Увеличение количества предлагаемых решений
Появление нестандартных ответов
Активное участие в обсуждениях
5. Работа с родителями
Формы взаимодействия:
Мастер-класс "ТРИЗ дома"
Папка-передвижка с примерами игр
Консультация "Как развивать креативность"
Пример домашнего задания:
"Найдите дома предметы, которые:
Можно использовать необычным способом
Имеют противоречивые свойства"
Приложения
Картотека ТРИЗ-игр для средней группы
Примеры проблемных ситуаций
Шаблоны для "Волшебного экрана"
Список литературы для педагогов
Рекомендации по реализации:
• Проводить 1-2 раза в неделю
• Длительность - 15-20 минут
• Обязательно поощрять любые детские идеи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....

Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Игры на развитие дивергентного мышления для детей средней группы
Картотека игр для воспитателей и родителей, направленных на развитие дивергентного мышления детей средней группы детского сада....

План по развитию инженерного мышления для детей средней группы (4-5 лет)
Годовое планирование занятий по развитию инженерного мышления у детей средней группы....

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».
Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ». 2023 – 2024 г.
Пояснительная запискаСовременный окружающий ребёнка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения ...
