Главные вкладки

    «Можно, нельзя, надо».
    консультация на тему

    Уварова Надежда Анатольевна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mozhno_nelzya_nado.docx18.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Можно, нельзя, надо».

    Подготовила: Уварова Н.А

    Понятия «Можно, нельзя, надо».

            Привитие понятий «Можно, нельзя, надо» начинается с рождения ребенка.

    Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет безынициативным».

           Обратимся к истории, используя труды великих педагогов В. А.  Сухомлинского и А.С. Макаренко.

           В. А. Сухомлинский пишет, что "дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени". Чтобы не оказаться в глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя, видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т.д.

            Напомним, что говорил по этому поводу А. С. Макаренко: «Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 - 8 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремления к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах – в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках. И ещё одна мысль, высказанная в этой же связи А.С. Макаренко: у детей необходимо воспитывать привычку выполнять поручения и распоряжения взрослых. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на капризы, упрямство, своеволие и пр.». Высказанные замечательным русским педагогом советы устремлены в будущее ребёнка, ведь послушание – первая ступень дисциплинированности.

    И чтобы подготовить растущего человека к жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его подчинять своё «я» родительскому требованию. «Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка, настоять, мы уступаем, - сокрушаются мамы и папы. Тут же утешают себя - упрямый, значит волевой.» Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются воля и настойчивость,- глубокое заблуждение. А. С. Макаренко писал: «Воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего–то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его считаться с родительским словом.

            В этой связи Е. А. Аркин, известный врач и педагог, указывал: «Корень упрямства лежит очень часто не в ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых». Упрямство – проявление отрицательной черты характера, и её надо искоренять, иначе она может перерасти в негативизм – крайнюю степень упрямства, когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен на того, кто балует ребёнка. Именно те родители, которые чрезмерно уступчивы и щедры в своём потворстве  (поощрять, содействовать, не препятствовать чему- либо  предосудительному, непозволительному)  ребёнку, увы, не имеют авторитета в его глазах.   

            Воспитание не может быть нетребовательным, ибо отсутствие требовательности к растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное.

          «Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, - именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.

           В.А. Сухомлинский говорил: "Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребёнок делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш ребёнок". 

           ...Вы и ваш ребёнок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним основаны на разумной требовательности, такой требовательности, которая не подавляет, а направляет, не отстаёт от развития ребёнка, а зовет вверх? Присмотритесь, каким растёт ваш сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идёте на уступки ребёнку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие "можно" или и другие, требующие от него волевого напряжения - "нельзя" и "надо"? 

            Следует помнить, что все дети независимо от их индивидуально-

    психологических особенностей развития нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. В дошкольном возрасте у детей воспитываются устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом их нежелательные проявления.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Можно, нельзя, надо».

    «Можно, нельзя, надо»....

    Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо».

    Консультация для родителей«Можно, нельзя, надо»....

    Консультация для родителей По теме: «Можно. Нельзя. Надо…»

    laquo;Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано....

    «Можно, нельзя, надо».

    Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия»,...

    «Можно, нельзя, надо»

    У каждого родителя свои методы и правила воспитания. И ни странно, каждого из нас воспитывали по-разному, у кого-то «родители-друзья», у других «родители-диктаторы» и т.д. Теор...

    консультация "Можно,нельзя,надо"

    Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности....