Дикие животные (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Распопова Татьяна Владимировна

Конспект занятия на тему "Дикие животные" в рамках технологии деятельностного метода "Образовательная технология "Ситуация""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «О диких животных весной и не только…»

Цель:         

1) обогащать представления об изменениях в природе и в жизни диких животных весной;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

3) активизировать словарь по лексической теме;

4) развивать общую моторику и координацию речи с движением;

5) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение;

6) развивать внимание, зрительное восприятие,  речь, вариативное и логическое мышление.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: мягкие игрушки: ежик, ежиха,  белка, заяц, медведь, лиса, лесовичок. Картинки с изображением животных с детенышами, их домиков, картинки с признаками времен года,  колокольчик. Большой круг, вырезанный из ватмана и разделенный на 4 части (зеленый, желтый, синий, розовый).

Раздаточный материал: листы бумаги, трафареты лесных детенышей, цветные карандаши.

Предварительна работа: наблюдение за погодой, работа по теме «Дикие животные наших лесов», дидактические игры «Назови детенышей», «Большой-маленький», отгадывание загадок, рассматривание картинок с изображением диких животных зимой.

                Ход занятия:        

1.        Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей  на включение в  деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на ежика.

-Дети, посмотрите, кто к нам пришел!

- Здравствуйте, дети. (Ответ детей).

- Меня зовут ежик Егорка. Мои друзья  посоветовали обратиться к вам, ведь вы часто им помогаете. Вот и у меня к вам просьба. Я совсем еще маленький. Всю зиму проспал в теплой норке. Проснулся, вылез из домика и ничего не узнаю! Что происходит вокруг с природой? С моими друзьями – моими лесными жителями? Ничего не понимаю!

Воспитатель обращается к детям:

- Хотите помочь ежику – рассказать о том, что происходит с, с лесными жителями? Сможете?

2.        Актуализация знаний.

2.1. Игра «Весна»

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о  том, какое сейчас время года.

Воспитатель: А какое сейчас время года? А как Вы догадались, что наступила весна?

Дети: солнце стало с каждым днем все сильнее пригревать, тает снег, появилась первая зеленая травка. Птички громко поют, прилетают первые весенние птички-грачи. Зацветают деревья: появляются пушистые комочки (верба, осина, тополь), сережки (береза, орешник). Вокруг веселье, шум, переполох (Дети прикрепляют картинки с признаками весны на розовый круг ватмана). Какие еще времена года знаете?

2.2. Игра «Лесные животные»

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о  том, каких лесных животных знают.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, каких лесных животных вы знаете, как и они зимовали зиму (воспитатель выставляет картинки животных по мере называния их детьми – белый заяц на снегу, белочка в дупле, ежики медведь в норках, лиса и волк на снегу).

Дети: Зайчик был пушистым, белым, чтобы его не заметили на снегу, и его не смогла съесть лиса. И у белочки –  шубка была  зимняя, серая, теплая. Во время снегопада белочка оставалась в дупле, укрывалась своим пушистым хвостиком, закрывала пучком травы вход в свой домик, чтобы было тепло. Ежик и медведь спали в своих норках. Лиса и волк всю зиму искали себе добычу. Им не было холодно. У них шубки были теплые, зимние с подшерстком.         

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: 

1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Ежик Егорка: Ребята, а что сейчас весной происходит с моими друзьями,  вы знаете?

Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: Смогли  ответить Ежику? Почему не смогли? Как же нам узнать? Кто может нам помочь? (Ответы детей).

Если никто не вспомнит о Лесовичке, воспитатель сам говорит об этом.

Воспитатель: Я, кажется, знаю, кто нам поможет. Сейчас я позвоню в волшебный колокольчик, и появится наш друг Старичок-Лесовичок. Появляется Лесовичок. Здоровается. Спрашивает, что случилось.

Дети: мы не можем ежику Егорке рассказать, что делают весной лесные жители.

Лесовичок приглашает детей в свой волшебный лес, ежика Егорку оставляют (он как бы заснул, воспитатель говорит, что пока он спит, мы сможем все узнать).

4. Открытие нового знания.        

Дидактические задачи: 

1) формировать представление о происходящих изменениях в жизни диких животных весной;

2) формировать опыт открытия нового знания  способом «спросить у того, кто знает» и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.

Лесовичок: отгадайте, кого сейчас увидим:

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На дереве живет

Орешки грызет.

Подходят к дуплу белочки.

Лесовичок: Белочка весной меняет свою зимнюю, теплую, серую шубку на легкую рыжую. Живет она по-прежнему в своем дупле. Поздней весной белка выводит свое потомство. А как называются детки белочки? А вот с едой весной плоховато. Все свои запасы за зиму белочка съела, а про некоторые и вовсе забыла. Ищет она на оттаивающей земле свои запасы. Какие-то найдет и съест, а некоторые прорастут и станут орешниками. Поэтому белочек нужно подкармливать и весной. А хотите с белочкой поиграть?

Пальчиковая игра

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (круговые движения кисти, сжатые  в кулак).

Лисичке-сестричке (выпрямить большой палец),

Воробью (выпрямить указательный палец),

Синичке (выпрямить средний палец),

Мишке-толстопятому (выпрямить безымянный палец),

Заиньке усатому (выпрямить мизинец).        

Лесовичок и дети прощаются с белкой и обращает внимание на зайца под кустом: кто у нас летом серый, зимой белый?

Зайчик: Здравствуйте, ребята. Я тоже, как и белочка, меняю цвет своей шубки. Сейчас она у меня серо-коричневая, легкая, летняя и не заметная среди деревьев.

Весной у мамы-зайчихи появляется потомство. Как называются детки у зайчихи? Мама-зайчиха покормит своих деток и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.

 Лесовичок просит отгадать следующую загадку:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса,

Это рыжая …. (лиса).

Лиса: Здравствуйте! Зиму мы с моим другом Волком пережили. Она была снежная, но не холодная. Цвет шубки мы не меняем, но она весной становится тоньше, прохладнее. Мы сейчас линяем, теплый подшерсток вылезает, он нам летом ни к чему. Весной рождаются детеныши и у меня. Я рою или нахожу себе готовую нору и вывожу свое потомство. А как называются детки у меня?

Дети прощаются с лисой и лесовичок загадывает новую загадку:

Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой (медведь)

Лесовичок: Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.  Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений. Из животной пищи ест насекомых, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. Очень любит рыбу. В конце зимы, в самую лютую стужу, у медведиц в берлоге рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило (примерно как половина буханки хлеба). Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм. А хотите поиграть с медвежонком?

Без нужды и без тревоги,

Спал медведь в соей берлоге (дети стоят закрыв глаза «спят»).

Спал всю зиму до весны,

И наверно, видел сны (шагают на месте с закрытыми глазами).

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит, каплет – вот беда! (повороты головы вправо-влево).

В темноте пошарил лапой

И вскочил (повороты туловища вправо, хлопок левой ладонью по правой руке, тоже влево).

Кругом вода (высоко  поднимают ноги).

Заспешил медведь наружу,

Заливает! Не до сна! (наклоны вперед, касаюсь руками вперед).

Вылез он и видит:

Лужи, тает снег.

Пришла весна (кружат головой вправо-влево).

Лесовик: Дети, посмотрите – под соснами, под елками лежит мешок с иголками? Кто же это?

Лесовик: Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, дождевыми червями, птичьими яйцами, мышами.

Весной ежиха выводит потомство. Готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей – ежат, кормит молоком.

Лесовичок прощается с детьми, дети возвращаются в детский сад. Дети, теперь мы сможем рассказать ежику Егорке что делают весной лесные жители? Дети рассказывают по опорным картинкам.

5.        Включение нового знания в систему знаний.

5.1.        Игра «Найди свою маму».

Дидактические задачи: 

1) закреплять знания о диких животных и их детенышах;

2)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, творческие способности.

Ежик Егорка приглашает детей поиграть в игру «Найди свою маму» - дети берут картинки с изображением детенышей белки, зайца, лисы, медведя, называют их и соотносят с картинкой – изображением мамы.

Ежик прощается с детьми, уходит.

6.        Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя на ковре.

        Кому вы помогли? Как помогли?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь ежику Егорке узнать, что происходит с его лесными друзьями весной, потому что сами узнали много нового и интересного о жизни животных весной у Лесовичка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по речевому развитию «Дикие животные» средняя группа

План-конспект НОД по речевому развитию в средней группе.Тема «Дикие животные» Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; ф...

План-конспект НОД по речевому развитию «Дикие животные» средняя группа

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие.Задачи:1. Речевое развитие:–   Обогатить словарь...

Проект на тему "Дикие животные" (средняя группа)

Предоставляю ващему вниманию проект на одну неделю по теме "Дикие животные"....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние и дикие животные» Средняя группа

Конспект интегрированного занятияпо ознакомлению с окружающим миром «Домашние и дикие животные»Средняя группа Программное содержание:  1. Закрепить знание названий животных и их детёныш...

План тематической недели "Дикие животные" (средняя группа)

В данной разработке представлен перспективный план тематической недели "Дикие животные" в средней группе...

Конспект занятия "Дикие животные"средняя группа

Конспект занятия по окружающему миру...