Занятия по духовно-нравственному развитию "Правда и Ложь" и "Трудолюбие и Лень"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Занятия по духовно-нравственному развитию детей подготовительной группы.

Занятие 1 «Правда и ложь»

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от  зла.

Содержание темы: Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Как вести себя, чтобы быть правдивым. Как избежать лжи. Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».

Занятие 2 «Трудолюбие и лень»

Основная идея:

Человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Содержание темы:

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы «Делу – время, потехе – час».

Практический материал для работы в детском саду:

Игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей.

Цели:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
  • Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи:

  • Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
  • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании.
  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

Занятие 1 «Правда и ложь»

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от  зла.

Содержание темы: Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Как вести себя, чтобы быть правдивым. Как избежать лжи. Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».

Занятие 2 «Трудолюбие и лень»

Основная идея:

Человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Содержание темы:

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы «Делу – время, потехе – час».

Практический материал для работы в детском саду:

Игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей.

Цели:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
  • Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи:

  • Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
  • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании.
  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы:

  • Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
  • Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
  • Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
  • Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Основное содержание:

  1. Давайте познакомимся.
  • диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях.
  • изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
  • тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы.

  1. Как прекрасен этот мир, раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия.
  • воспитания чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы.
  • формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.
  • чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме.
  • этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, выставки, семейные чтения, семейные посиделки.

  1. Берегите людей. Формирование ценностного отношения к семье, её традициям.
  • воспитание почтения и любви к родителям и окружающим.
  • расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества.
  • повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям.
  • организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся.
  • беседы, семейные праздники, посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.

  1. Здоровый образ жизни. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек.
  • на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, доброту, красоте внутренней и внешней.
  • совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

  1. Учеба и труд рядом идут. Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества.
  • воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде.
  • формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.
  • беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы  и т.д.

  1. Я – россиянин. Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма.
  • развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям.
  • поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
  • посещение храма, музея, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями, просмотр и обсуждение фильмов и т.д.

Цели

1.Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

2.Отношение к святыням, почтения и любви к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.

3.Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.

4.Снижение уровня агрессивности, заболеваемости.

5.Повышение значения семейных ценностей.

6.Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

Участники

1.Дети

2.Педагоги

3.Родители

4.Социум

Планируемые результаты

Обучающиеся имеют представления:

1.О семейных традициях, об особенностях семейных отношений.

2.О духовных и нравственных ценностях.

3.О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру.

4.Знакомы с историей и культурой своей страны.

5.Умеют беречь и поддерживать красоту.

6.Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость.

7.Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины.

8.Стремятся к добру и неприятию зла.

Родители: сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням.

  • воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
  • являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
  • понимают, что только семья, как первый наставник ребенка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Литература

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997;

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/  -  М.: Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;

4. Деведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http:www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;

8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение, 1979;

9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

10. Орехов Д. Святые места России. – С – Пб.: Издательский дом  «Новый проспект», 1999;

11. Православная культура в школе: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ /январь – декабрь/ М.: Издательский дом «Покров», 2004;

12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1 – 4 классы. – М.: Глобус, 2007;

13. Сурова Л.В. – Православная педагогика как общественное и духовное явление.

http://pedagog.eparhia.ru/for_ pedagog/;

14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях.

http:www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;

15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоирей А.И. Маляревский.

http://pedagog.eparhia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: “Мы дружные ребята” I младшая группа

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в I младшей группе....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...