Мастер – класс тема: «Опыты с детьми»
консультация (средняя группа) на тему

Якымива Мария Николаевна

В работе представлены некоторые виды экспериментирования, которые педагоги могут использовать в свое работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс тема: «Опыты с детьми»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса, продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Целевая аудитория: воспитатели.

Оборудование: бумага, вода, соль, зубочистки.

Дата проведения: 9.11.2017г.

Автор: Якымива Мария Николаевна.

Место работы: МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка».

Должность: воспитатель.

План проведения

1. Организационный момент

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

2. Актуализация

Данный мастер - класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Младенец ещё не умеет ходить, но он уже настоящий исследователь. Он постоянно осматривает, ощупывает, пробует на вкус окружающие предметы. Исследовать их малышу помогают органы чувств. Постепенно ребёнок начинает понимать назначение окружающих предметов.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

• Видеть и выделять проблему

• Принимать и ставить цель

• Решать проблему

• Сопоставлять различные факты

• Выделять гипотезы и предложения

• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

• Осуществлять экспериментирование

• Делать выводы

Только в экспериментальной деятельности ребёнок познаёт окружающий мир и интеллектуально развивается.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание нужно уделить созданию проблемной ситуации. Важно, чтобы ребенку был понятен смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. Создать мотивацию помогают сказочные герои.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».

3. Предложение способа

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка, а также все атрибуты для его проведения.

4. Освоение способа

Каждый участник мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.

Дети очень любят играть  и слушать сказки. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется «Путешествие  Алисы в мир чудес». 

Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И  Алиса  отправилась   в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшое соленое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. На берегу озера она заметила, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Она очень хотела добраться до цветов, но боялась, не утонет ли лодочка.

Опыт №1

Перед вами две емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в соленой воде легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, Алиса  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 2

Возьмите, вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Загните лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 3

Возьмите стакан с газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Алиса, качаясь на лодочке, добралась до берега. Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи   и  пошел дождь.  Алиса  увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 4

Вам понадобится 5 зубочисток.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

Алиса от дождя  спряталась под  навесом из листьев. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.  Алиса решила идти дальше. Шла, шла девочка и увидела перед собой  огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт № 5

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

 

Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются  цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему  ветки распрямляются?

4. Почему  лодка не тонет?

 5. Почему вода не выливается?

5. Обсуждение

Обсуждение  экспериментов с  воспитателями.

Вывод: главное достоинство экспериментов, которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

6. Рефлексия

Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат веселые и грустные смайлики.

Если было все понятно и интересно – покажите веселый смайлик.

Если не понятно и не интересно – поднимите грустный смайлик.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»

МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Мастер класс интересные опыты с детьми Золушка

В данном мастер - классе представлены несколько опытов проводимых с воспитаниками детского сада....

Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»            ...

Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».

Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....

Из опыта работы с элементами мастер-класса. Тема: Социализация дошкольников: экономическое воспитание и финансовая грамота.

В нашем детском саду проводится работа по экономическому воспитанию и финансовой грамотности в ходе реализации проекта «Тропинка в экономику», созданного    в рамках пр...