Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"
методическая разработка на тему

Керн Ирина Григорьевна

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  МКОУ «КАБАКОВСКАЯ СОШ» -

 «КАБАКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

C:\Users\Владелец\Pictures\эмблема теремок.jpg

                                          Утверждаю                        

                                                  Директор школы

                                                                       ____________ Н.Н.Глухова

                                                                     «__»____________ 201_ г.  

Рабочая программа патриотического воспитания

детей 5 -7 лет

«Моя малая Родина – с. Кабаково»

РР                                                                 Разработчик: старший воспитатель

                                                       Керн Ирина Григорьевна

с. Кабаково

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3

  1. Направленность дополнительной образовательной программы…3

  1. Цели и задачи программы……………………………………………4

  1. Педагогические принципы…………………………………………...4

  1. Методическое обеспечение программы……………………………..5

  1. Ожидаемый результат при реализации программы………………...6

  1. Содержание программы……………………………………………….7

  1. Мониторинг результативности……………………………………….9

 

  1. Методическое обеспечение программы…………………………….11

  1. Пояснительная записка

Данная программа успешно реализуется в МКДОУ «Кабаковский детский сад» с 2015 года. С 2016 года детский сад является структурным подразделением МКОУ «Кабаковская СОШ»

Разработчик: старший воспитатель Керн Ирина Григорьевна

- возраст воспитанников – 5-7 лет;

- срок реализации данной программы – 1 год, 1 раз в неделю.

Участники программы:

     Воспитанники, их родители, воспитатели.

                    В соответствие с ФГОС – до 40% образовательной деятельности ДОУ отводится на региональный компонент. В связи с этим огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.   Малая Родина - окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как "свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой  частью   своей  малой  родины,  потом – гражданином России.

            Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада,  своего села.

      Любовь к своему дому, детскому саду, к селу, где родился ребёнок, чувство восхищения родным селом – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

       Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад. Это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села. На протяжении трех лет со дня открытия детского сада отсутствовала система работы с воспитанниками по ознакомлению с родным селом, не был подобран и систематизирован материал  по селу Кабаково. Мы столкнулись с тем, что дети очень мало знают о своем селе. Поэтому возникла необходимость в  разработке данной программы.

   2. Направленность дополнительной образовательной программы

             Программа "Моя малая Родина – село Кабаково" - знакомит с жизнью общества на примере своей семьи, детского сада, своего села. Отличительной чертой данной программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного села,  как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния.

Гипотеза:

      Воспитывать у ребенка любовь к родному селу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

3. Цели и задачи  программы:

Цель: воспитание патриотизма, любви к малой родине на основе ознакомления с родным селом.

Задачи программы:

          1. Развивать у воспитанников интерес к родному селу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.  

          2. Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о жителях села.

               3. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством жителей села. Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.

          4. Познакомить детей с красотой родной природы, воспитывать у дошкольников  бережное и созидательное отношение к природе родного села.

     5.  Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному селу.  Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родное село красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родных мест.

      6. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.  

7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у детей любви к родному селу, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

4. Педагогические принципы.

      Рабочая программа: «Моя малая Родин – село Кабаково» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

- научная достоверность используемого материала;

- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития воспитанников;

- комплексность – тематический принцип  (программа реализуется по блокам);

- интеграция образовательных областей;

- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника.

  1. Методическая основа программы.

При подготовке и проведении непосредственно – образовательной деятельности можно использовать иллюстративный материал, фото, видео   материал, художественная литература, средства издания мастных газет и журналов, музыкальные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства, диафильмы, слайды. Главным условие всех отобранных материалов является – доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

Виды работы:

- Знакомство  с семьей. Знание своих родителей и ближайших родственников. Корни своей семьи, сколько поколений живет в родном селе, откуда приехали. Связь поколений, домашние  увлечения и  традиции, гербы  своих семей и их защита.

-  Знакомство с историей детского сада.

- Знакомство с внутренним распорядком д/с, с теми, кто трудиться в д/с. Участие во всех мероприятиях, проводимы в д/с.

- Знакомство с природой села Кабаково.

- Знакомство с  селом, его историей, традициями, известными людьми.

Работа в этом направлении дает расширение знаний о родном селе, его устройстве, истории, достопримечательностях, культурным наследием села и его известных людей.

     

  1. Ожидаемый результат при реализации программы:

- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному селу, его достопримечательностям.

- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, природе.

- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.

- Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине.

Воспитанники знают

-  корни своей семьи, ближайших родственников, увлечения и традиции своей семьи;

- историю создания своего села;

- историю детского сада;

- героев гражданской войны своего села;

- село в годы великой отечественной войны;

- известных людей села;

- животный и растительный мир своего села;

- название водоёмов своей местности;

- название редких и исчезающих животных своей местности;

 - название редких и исчезающих растений с. Кабаково;

 название лекарственных растений и культурных растений .

Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки;

- создание видеофильмов о селе  Кабаково;

- выпуск газет – плакатов;

- компьютерные презентации о селе Кабаково.

- праздники;

- театрализованные представления;

- создание мини – музея;

- конкурсы;

- создание фотоальбомов;

- презентации проектов.

  1. Содержание программы.

Блок 1. Моя семья (4 недели).

         Знакомство семьей. Знание своих родителей и ближайших родственников. Корни своей семьи, сколько поколений живет в родном селе, откуда приехали в село. Связь поколений, домашние увлечения и традиции, гербы,  генеалогическое древо своих семей и их защита.

Практическая деятельность: Оформление родословной, генеалогического древа своих семей и их защита. Конкурс рисунков: «Моя семья». Выставка работ. Презентация творческих  проектов: «Увлечения и традиции моей семьи».

Блок 2. Детский сад – мой дом родной  (4 недели).

Знакомство с детским садом.

Знакомство с историей детского сада, с его внутренним распорядком, с теми, кто трудиться в д/с.

Практическая деятельность: Экскурсия по детскому саду. Конкурс рисунков и поделок: «Мой любимый детский сад». Выставка детских работ. Изготовление макетов игровой площадки.

блок 3.   Истории создания моего села  (4 недели).

Познакомить воспитанников с историей родного села – с первыми поселенцами. Отметить, какая роль отводилась первым поселенцам, укреплению. Первый храм на селе. Первая школа. Первый детский сад.

Практическая деятельность: Экскурсия в краеведческий музей МКОУ «Кабаковская сош». Выставка детских рисунков: «История села глазами детей».

блок 4. Моё село в годы войны  (3 недели).

Поставка на фронт хлеба, овощей. Сбор средств в фонд Победы. Посылки для красной Армии. Комсомольско-молодёжное  звено А. Герман.

Практическая деятельность: экскурсия в школьный музей. Встреча с ветеранами ВОВ.

блок 5. Село мое неброское.  (4 недели).

Моё село на карте Алейского района, Алтайского края, России.  Знакомство с  двором, улицей, на которой проживаешь. Знакомство с главными объектами села: (больница, школа, почта, стадион, сельская библиотека, администрация сельсовета, парикмахерская, дом культуры, мастерская, животноводческий комплекс, магазины, фермерские хозяйства).  Дать представление о предназначении каждого объекта. Где расположен определенный объект? Кто работает в данном учреждении? Какую пользу приносят данные организации для села.

Практическая деятельность: игры с детьми на закрепление материала: «Путешествие по селу», «Знаешь ли ты своё село», «Узнай, где находишься?».

блок 6. Те, кто прославили родное село ( 3 недели).

Знакомство с земляками, их жизнью и творчеством, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.

Практическая деятельность: Посещение сельской библиотеки. Экскурсия в школьный музей. Встреча с земляками.

блок 7. Исторические памятники и мемориальные доски села  (3 недели).

Познакомить детей с историческими памятниками села Кабаково (мемориальная доска Муравьеву В.И., памятник партизанам гражданской войны, мемориал Славы ).

Практическая деятельность: экскурсии к памятникам, мемориальным доскам, на мемориал Славы.

блок 8. Родные просторы (4 недели).

Растения под охраной (мать и – мачеха, кандык сибирский, сон – трава или прострел сибирский). Путешествие по страницам Красной Книги. Редкие и исчезающие животные (аисты,  бобры).

Водоёмы нашего села. Озёра: «Круглое», «Пахарь», река «Алей», родники. Обитатели водоемов. Животный и растительный мир своей местности. Что растёт на полях моего села? Грибы и ягоды.

Практическая деятельность: Экскурсии к водоёмам села, на луг; оформление альбома: «Природа села Кабаково», фотовыставка «Родные просторы», презентация проекта: «Водоёмы нашего села».

блок 9. Многонациональное Кабаково  (3 недели).

Национальный состав села (русские, немцы, украинцы), праздники и обычаи народов, национальные костюмы.

Практическая деятельность: Экскурсия в краеведческий музей МКОУ «Кабаковская сош», встречи с жителями села.

блок 10. А я люблю свои места родные – (3 недели).

Разработка презентаций, создание творческих альбомов: «Моё село Кабаково», «Моя семья», «Детский сад - Теремок».

Практическая деятельность: Экскурсия в сельскую библиотеку.

Формы работы:

Занимательное дело, наблюдения, беседы, целевые прогулки, экскурсии, народные праздники, игры, проектная и практическая  работа, презентации, индивидуальная работа.

Мониторинг результативности в конце года проводит воспитатель, для анализа своей деятельности в виде:

  1. Беседы с детьми на тему: «Моя малая Родина - село Кабаково».

2. Анализа детских рисунков на тему: «Моя  малая Родина».

3. Наблюдения за деятельностью детей в развивающем центре: «Здесь Родины моей начало».

6. Диагностики определения уровня сформированности  знаний о  родном селе.

                                                                                                             Приложение 1

Диагностика  «Определения уровня сформированности  представлений о  родном селе,  у детей 6-7 лет».

          Задание 1. «Родное село»

Цель: Определить уровень сформированности представлений о родном селе, (Ребенок знает домашний  адрес,  название   своего села,  называет достопримечательности  села Кабаково)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?»  Карта-схема села, фотографии с достопримечательностями села Кабаково, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название села, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности села Кабаково, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей с.Кабаково, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности села Кабаково. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2. «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре, обычаях и традициях народов, проживающих в с.Кабаково.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий музей в МКОУ «Кабаковская сош».

 Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « Русская изба».

 Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

         Задание 3.  «Родные просторы»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о флоре и фауне села Кабаково.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Алей»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о растительности, животном мире родного села. Спрашивает: какая река протекает в нашем селе? Какие озера есть в селе?  Предлагает назвать. Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность и животный мир села,. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4. «Личностное отношение к родному селу»

Цель: Определить   отношения к родному селу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в селе?

- Что интересного о родном селе ты запомнил? Что нового узнал в краеведческом музее МКОУ «Кабаковская сош».

 Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Список литературы.

  1. Срыбный А.Н. Кабаково и кабаковцы. Алейск, 2009.
  2. Булыгин Ю.С. Первые поселенцы на Алтае. Барнаул, 1969 .
  3. Рябцев В.А. . История Алейского района. Алейск ,1996
  4. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения программы. Волгоград: Учитель, 2011
  5. Материалы краеведческого музея МОУ «Кабаковская сош».
  6. Материалы архива ООО «Кабаково».

Программа «Моя малая Родина – село Кабаково» - Керн И.Г.                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Моя малая Родина- село Кунашак".

Патриотическое воспитание к своей малой Родине- селе Кунашак....

Презентация к образовательной деятельности "Моя "малая Родина" - село Кочки"

Презентация предназначена для использования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. Помогает формированию понятия "малая Родина". Использовани...

презентация "Моя малая родина - село Петропавловка"

формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;- активизировать словарь детей на основе углуб...

Моя малая Родина - село Красноармейское

КОНСПЕКТ НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АППЛИКАЦИИ  ТЕМА: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – СЕЛО КРАСНОАРМЕЙСКОЕ»....

Конспект открытого мероприятия по патриотическому воспитанию в разновозрастной группе детского сада "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – СЕЛО ПИЧУГА"

Цель мероприятия – продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – селе Пичуга.Задачи:Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина ...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина- село Канашево» в средней группе №1

Целью данного конспекта является формирование  патриотических чувств и представлений о своей малой Родине.Воспитание  любви к родному селу, чувство гордости и уважения к нему, бережное отнош...