Проблемы развития игровой деятельности
статья на тему

Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_razvitiya_igrovoy_deyatelnosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы развития игровой деятельности

        Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения  она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.

        Как  передаётся игра ребёнку? Он постепенно овладевает ею, втягиваясь в мир играющих людей. Это происходит естественным образом, когда ребёнок находится в разновозрастной группе , включающей в себя несколько поколений  - от младших, которые только овладевают “азами” игры, до детей предподросткового возраста, умеющих играть “хорошо” (вспомните так называемые дворовые сообщества , существовавшие до 80-х годов). Постепенно дети накапливают игровой опыт и сами становятся “носителями” игры.

        Но в настоящее время существует мало шансов приобрести игровые умения таким образом.        Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы выделили следующие особенности:

  • в семьях чаще всего растёт 1 ребёнок;
  • в детских садах дети подбираются в группу по возрастному признаку;
  • дворовое общение также становится редким (большую роль играет чрезмерная опека взрослых; с другой стороны, можно отметить большую занятость школьников учебными занятиями, дополнительным образованием и подготовкой к ним; много времени занимает просмотр телепередач, занятия на компьютере).

        Учитывая все вышесказанное, воспитатель призван заменить ребёнку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями.

        Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра  не достигает должного уровня и постепенно уходит из их жизни.

        В последнее время закономерной становится тенденция увеличения времени, отведённого для обучающих занятий. В режиме дня нередко могут происходить сбои, т.к. очень часто время, отведённое для игры, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п.

        Как следствие, сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники  не всегда успевают полноценно поиграть.

        Особенно трудно приходится медлительным детям, а также тем, кого поздно приводят и рано забирают. Их жизнь организована так, что им просто некогда играть.

        Игра в силу сложившейся ситуации перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, отходит на второй план. В итоге “перечеркивается самоценность дошкольного возраста, и создаются определённые трудности для будущего освоения ребёнком учебной деятельности в начальных классах” (В.В.Давыдов).

        Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно. Лишившись игры, дошкольник не приобретает таких важных качеств, как: осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. В результате его поведение остаётся на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых.

        Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом - он слоняется, перебирает и разбрасывает игрушки, толкается. Вряд ли воображение, творческая инициативность, самостоятельность возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте.

        Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, что в свою очередь порождает агрессию, отчуждённость, враждебность.

        Почему же воспитатели, строго сохраняя время, отведённое в режиме дня для организованных занятий, спокойно жертвуют им, когда речь идет об игре?

        Во-первых, выполняя заказ родителей при подготовке ребёнка к школе, современный воспитатель в своей деятельности делает акцент на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо).

        Во-вторых, это становится возможным потому, видимо, что у педагогов ДОУ нет внутренней убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника.

        Необходимо также проверить, на каком уровне находится методическая помощь по вопросам игры. Умеют ли играть сами воспитатели?

        Но даже при  акцентировании внимания воспитателей на развитие детской игровой деятельности усилия педагогов по повышению её уровня могут не достичь своей цели, если в воспитательно-образовательном процессе учреждения не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами занятий. Поэтому педагогам, изучающим проблемы игровой деятельности, необходимо обратить внимание на то, как игра используется не только в повседневной жизни детей (особенно в вечернее, более свободное от организованных форм обучения время), но и на занятии, на прогулке.

        Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий для развития игры детей, а также использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и установления баланса между разными их видами  (спортивные, подвижные, развивающие, дидактические, игры-фантазии, игры-экспериментирования, строительно-конструктивные, режиссёрские,  театрализованные, сюжетно-ролевые).

        Подводя итог, выделим основные проблемы становления игровой деятельности дошкольника в современных условиях:

  • отсутствие разновозрастного общения;
  • нехватка времени в режиме дня;
  • отсутствие внутренней убеждённости воспитателей в важности игры;
  • обеднение содержания игры.

        Прежде всего, необходимо, анализируя психолого-педагогические условия развития игры дошкольников, особое внимание уделить построению развивающего пространства.

        Но, как отмечалось ранее, роль воспитателя не ограничивается изменением (созданием) игровой среды. Большое значение имеет непосредственное участие взрослого в свободной игровой деятельности детей.

        Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем - как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником ребят в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

        Итак, с возрастом дошкольника должна изменяться сама форма игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках режимного времени, отведённого для нее.  Для того чтобы игра служила общему развитию дошкольника, она должна быть своевременно освоена ими, чтобы потом могла перейти из ранга деятельности, организованной педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

        

        Рассмотрим методические приёмы, позволяющие создать реальные условия для развития свободной игровой деятельности в детском саду:

  • Расширение территории для детских игр, использование помещений спален, приёмных, залов - музыкального, физкультурного, помещения изостудии. Организация сюжетно-ролевых и других видов игр на прогулке, включение их в занятия.
  • Обновление игровой обстановки, перестановка игрового материала, “сюрпризные” игровые ситуации (утром или после дневного сна дети обнаруживают интересную постройку), обыгрывание, “рекламирование” новой игрушки воспитателем, исчезновение из группы игрушек, которыми ребята долго не пользуются.
  • Пополнение групп игровым материалом. Большие дорогостоящие игровые комплекты (Центры песка и воды, “Водные пути”, “Детское кафе”, сухой бассейн, мягкий крупный модуль, спортивный мягкий модуль, мини-горка, качели, палатки...) передаются из группы в группу на некоторое время (2-3 недели) с тем, чтобы за год игровой комплект обыгрывался в каждой группе по нескольку раз в разных вариантах. Ежегодная к новому учебному году передача игрушек с учётом возраста из группы в группу. Вручение игр и игрушек в качестве поощрительных призов для группы во время конкурсов, праздников. Домашние “ремонтные мастерские” игрушек с передачей их в группу.
  • Формирование оснований для развития детской игры за счет проведение бесед с детьми, обсуждения событий, чтения художественной литературы, наблюдения, целевых прогулок и экскурсии, посещения музеев и театров, встречи с интересными людьми, использования ТСО (просмотр видеофильмов, диафильмов, слайдов, прослушивание аудио- и грамзаписей), составления тематических альбомов, рассматривания иллюстраций, фотографий, наблюдения за играми других детей, самостоятельного изготовления атрибутов к ней.  Широко используется для этих целей время, когда одна из подгрупп детей занимается, а вторая находится с младшим воспитателем.
  • Содействие становлению у детей игрового опыта. Знакомство с атрибутами, предметами-заместителями и способами их использования. Организация игрового пространства, отражение типичных черт роли. Подключение к играм родителей - представителей разных специальностей (парикмахер, врач, милиционер, военный и т.д.), а также бывших воспитанников д/с (в НШДС - учеников начальных классов) с целью создания разновозрастного сообщества детей. Взаимные походы в гости “поиграть” - малышей к старшим и наоборот (новизна обстановки, желание показать свои умения).
  • Планирование игры. Составление схемы-проекта развития сюжетно-ролевой игры, создание банка схем-проектов развития игры для разного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растём играя". Проблемы развития игровой деятельности детей.

Развитие игровой деятельности детей. Проблемы современного воспитателя. Проблемы современного родителя....

«Современные дети – современные игры»: проблемы организации игровой деятельности в ДОУ и семье

Раздумья о том, каков же современный ребенок, как его воспитывать, как достигать с ним взаимопонимания, привели к тому, что у современного ребенка должен быть современный педагог. Мы начали прорисовыв...

Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.     Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста2.     Презентация к педагогическому совету по проблеме развития...

Проблема развития игровой деятельности

Проблема    развития игровой деятельности в исследованиях                      отечественных и зарубежных психологов и педагогов И...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Проблема развития игровой деятельности в дошкольном возрасте»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Проблема развития игровой деятельности в дошкольном возрасте» воспитателя первой категории ГБДОУ №41 Пушкинского районаг. Санкт- Петербурга....

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития игровой деятельности детей»

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития игровой деятельности детей»...

Проблема развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игра -основной вид деятельности ребёнка-дошкольника.Посредством игры дети получают новые знания,совершенствуют разнообразные навыки,учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми,формируют пред...