Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»
консультация (старшая группа) по теме

Болотенкова Ольга Егоровна

Консультация для воспитателей. Тема:  «Как научить ребенка пересказывать текст»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_dlya_ped_pro_mnemotehniku_s_nishchevoy_i_teremkovoy.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет    долго и напрасно мучиться, но свяжите   двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

• недостаточный словарный запас;

• плохая дикция.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников — одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней устной и внутренней, диалогической и монологической.

      Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи.

       В методической литературе принято выделять рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, рассказы по сериям картинок и по картинкам, пересказ текста), рассказывание по памяти (из личного или коллективного опыта детей) и творческое рассказывание (рассказывание по воображению).

        Как уже говорилось ранее, развитие связной речи просто необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Одним из типов монологической речи является пересказ. Обучение ребёнка пересказу очень важная задача развития речи. Пересказу детей начинают обучать уже с младшего дошкольного возраста (с 2,5 – 3 лет). Это очень важно для дальнейшего обучения в школе, т.к. в школе очень большой объём информации, который дети усваивают благодаря пересказыванию. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.

      Пересказ – это связное выразительное воспроизведение, прослушанного рассказа или другого художественного произведения.

      Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что Вы даже не представляете себе, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.

      Обучение ребёнка пересказу очень важно для развития ребёнка, т.к. именно в этой деятельности ребёнок приобщается к подлинной художественной речи, запоминает эмоциональные образные слова и словосочетания. Можно сказать, что ребёнок приобщается к культуре речи, учится владеть родным языком. Высокая ценность художественных произведений учить ребёнка последовательно строить рассказ, т.е. развивает его речевые умения. При пересказе решается ещё одна задача речевого развития – ребёнок учится грамматически правильной и точной речи. Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Во время обучения пересказу происходит эстетическое воспитание ребёнка, т.к. он запоминает образные слова и выражения, а затем использует их в своей речи.

Выделяются виды пересказов:

1.     Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

2.     Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду или школе. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3.     Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»

4.     Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

5.     Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований:

      -  Произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию (ребёнок должен понимать смысл произведения, которое ему предстоит пересказывать — для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы).

      -  Произведение должно быть высокохудожественным (т.е. должно учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности).

      -  Язык произведения должен быть доступен ребёнку (т.е. произведение должно содержать в себе короткие чёткие фразы, обилие образных выражений и прямой речи).

    -    В произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером.

    -     Произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.

Если придерживаться всему этому, то ребёнок без труда справится с пересказом предложенного ему произведения. Но к пересказам ребёнка так же предъявляется ряд требований, которые нельзя игнорировать и которые необходимо учитывать при обучении ребёнка пересказу.

   -     Осмысленность, т.е. ребёнок должен понимать, о чём произведение, а не просто повторять услышанные словосочетания. К этому легко прийти, задавая ребёнку вопросы по содержанию.

    -    Полнота передачи произведения, т.е. ребёнок должен как можно ближе к тексту пересказывать услышанное содержание и постараться не упустить из вида даже малейшие детали.

   -     Последовательность. К сожалению, у современных детей хромает именно этот пункт. Если они пересказывают текст, то «прыгают» от одного к другому, а в результате теряется смысл произведения.

    -    Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена слов синонимами. Говоря просто, ребенок должен придерживаться авторского стиля и не отступать от него.

    -    Правильный ритм, отсутствие длительных пауз, т.е. ребёнок должен говорить в умеренном ритме, не спешить, проглатывая слова, или наоборот, не говорить слишком медленно, останавливаясь и задумываясь.

     -   Придерживаться культуры устного рассказа: правильная, спокойная поза (многие дети начинают крутить на себе одежду, ковырять в носу и т.д., а взрослые при этом делают вид, что этого не замечают – «рассказывает и ладно!» — этого делать нельзя! Нужно делать ребёнку корректные замечания), обращение к слушателям, интонационная выразительность, грамотность, отчётливость произношения.

      Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные педагоги нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что педагоги не всегда знают, как правильно должна строиться работа по обучению пересказу, какими приемами лучше воспользоваться.

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным  навыком построения связного высказывания. Одним из способов планирования  связанного высказывания служит метод наглядного моделирования.           

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В основе Метода лежит принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. 

Мнемотехника – помогает развивать:

 -ассоциативное  мышление

 -зрительную и слуховую память

 -зрительное и слуховое внимание

 -воображение

 -связную речь

 -мелкую моторику рук

 Моделирование при обучении связной речи представляет применение знаковой символики при заучивании стихотворения, пересказе текстов, описании  одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинении сказок,  составление  рассказов по картине (серии картин).  При использовании наглядного моделирования дети знакомятся с графической моделью.

 Элементы модели — условные заместители — символы разнообразного   характера: 

— геометрические фигуры; 

— символические изображения предметов (контуры, силуэты, пиктограммы); 

—планы и условные обозначения.          

Для младших дошкольников в качестве символов-заместителей можно использовать геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (оранжевый треугольник — лиса, белый круг — заяц, серый круг — мышонок, зеленый треугольник — елочка).   Важно, чтобы дети усвоили внешний признак, выделяемый как основной (цвет, размер), служащий отправной точкой для построения логики рассказа (сказки) с помощью заместителей.         

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый, смелый и т.д.

Положительный образ, как правило, замещается светлыми тонами, отрицательный — темными. 

Для успешного закрепления материала можно использовать дидактические игры: «Назови предмет», «На что похоже?», Подбери пару», «домики свойств», «Путаница».         

 Этапы работы при обучении пересказу 

  • Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
  • Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
  • Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Моделирование сказок  Работу целесообразно начать с повторения хорошо знакомых детям сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя».        

   Предварительная работа: 

—вспомнить и назвать героев сказки, уточнить их количество, детали одежды; 

—рассмотреть картинки из сказки; 

—обыграть сказку;

  —нарисовать или вылепить героев сказки.

После проведения предварительной работы можно предложить детям условные заместители персонажей сказки: круги, полоски, квадраты, треугольники.

  В следующий раз можно использовать геометрические фигуры одинакового размера, но разного цвета и предложить детям выбрать нужные из них.  С помощью условных заместителей дети быстро составляют модель сказки и без труда пересказывают ее.(сказки «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т. д.)

 При обучении детей приемам запоминания используются схемы,  мнемотаблицы, которые служат опорой для запоминания словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. 

Работа над составлением описательных рассказов          

Начать составлять описательные рассказы можно с подбора трех-четырех признаков (название предмета, цвет, форма, размер), постепенно увеличивая количество пунктов плана рассказа. Это можно использовать для рассказа по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Времена года», »Игрушки», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Транспорт», «Человек». 

Например, схемы для составления рассказов об овощах (фруктах) сначала состояли из четырех признаков: 

—что это? (лук, горох, баклажан...); 

—цвет (зеленый, красный...); 

—форма (овальный, круглый...); 

— величина.        

По мере овладения детьми навыка составления описательного рассказа количество признаков постепенно увеличивается до 12.        

Использование технологий моделирования при заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем. 

• Беседа о прочитанном.

  • Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей. 

• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке). 

• Рассказывание стихотворения одним ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей. 

 Похожая работа проводится по описательным рассказам.

Необходимое условие работы с использованием технологии моделирования быть последовательным и терпеливым. Главное заинтересовать ребенка!

 

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов - блоками-квадратами, Т. В Большева - коллажем, Л. Н Ефименкова - схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники - использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ), и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему - ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучение составлению пересказа, необходимо учить не только, рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Взрослый на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

    Работая с детьми при обучении пересказу нужно использовать наглядность, яркость изображений основного текста (в младшем возрасте), составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов (в старшем возрасте), отнести двукратное чтение и работу над содержанием текста на занятие по художественной литературе, а занятие по развитию речи использовать как работу по пересказу, увеличивая речевую активность,  то ребенок быстрее научится пересказывать, и на занятии по развитию речи можно спросить пересказ большее количество ребят. Не нужно опасаться, что использование символико – моделирующих средств делает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребенком разных структур языка.

     Задача педагога, родителей состоит в методически грамотной организации детского пересказа как средства развития связной речи ребенка – дошкольника.

Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей служат приёмы мнемотехники.

    Дошкольный возраст  - формирование образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (модели, схемы, таблицы). Как установили психологи, Л.Венгер, А.Запорожец, Ж.Пиаже и другие, ребенок в этом возрасте способен к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Поэтому педагог должен лишь научить ребенка читать графическую аналогию.

Мнемотехника или мнемоника в переводе с греческого  - «искусство запоминания». Мнемотехника  - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.

       Наблюдение за детьми среднего возраста, занятия по развитию речи показали, что дети не могут пересказывать небольшие сказки, у них маленький словарный запас, предложения простые, часто в них выпускаются различные части речи, наблюдается неправильное произношение гласных и согласных звуков, шипящих. Дети только начинают участвовать в беседах и делиться элементарными впечатлениями, основанными на ярких образах. В среднем возрасте память ребенка непроизвольна. Он не ставит перед собой цели запомнить и воспроизвести и не прилагает усилия для запоминания. В его памяти остаются только интересные красочные события и образы. Поэтому необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов, отраженных на бумаге. Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки. Вне занятий детям предлагается кукольный театр по этой сказке, где каждый ребенок может попробовать себя в разных ролях.

     Работа по применению метода мнемотаблиц продолжается в старшей группе. В старшем возрасте работа по развитию связной речи связана с дальнейшим развитием всех компонентов устной речи и практически овладением нормами речи. Педагоги должны сформировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Начинает формироваться произвольная память. Однако запоминание и припоминание остаются эпизодическими. Дошкольный возраст  - возраст формирования образных форм сознания. Исходя из этого, становится понятным, что графическое изображение сказки помогает пересказать ее последовательно, связно. Дети к старшему возрасту уже приобрели навык рисования и владения карандашом. А замена образа героя сказки на определенный символ интересно им. Им легче нарисовать в таблице символ (О), чем изобразить медведя. Да и сказки в этом возрасте более сложны по сюжету, длиннее, больше героев. Метод использования готовых таблиц в этом возрасте уже недостаточен. Дети могут больше. Они с удовольствием совмещают зарисовывание сказки с пересказом. Это – своеобразная игра. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами отдельных частей (хвост – у лисы, зубы – у волка, длинные уши – у зайца). В таблице изображают также природные явления: снег, дождь, тучи, солнце. Речь становится более яркой. Дети все более активно играют в театр, диалоги между детьми более насыщенны.

     В подготовительной группе речь совершенствуется как средство общения. Дети не просто легко пересказывают текст сказки, не пропуская сюжетов, так как графически отображают в таблице, но еще и творчески подходят к замене образов на символы. Дети сами выбирают тот символ, который им доступен и понятен. Они также используют буквенное обозначение: осень  - О, зима  - З или используют короткие слова, ветер – наклоненное дерево и т.д. Все это ведет к эффективности сохранения и воспроизведения информации.

     Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, кукольный и настольный театры, драматизации изучаемых сказок. Все это помогает детям развивать связную речь, зрительное восприятие, образное и логическое

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников.

      Действенным средством обучения дошкольников пересказу являются мнемотехнические приемы, к которым можно отнести и использование опорных картинок(пособие Н. В. Нищевой «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»  и рабочая тетрадь Н.Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»)

  Развитие связной речи — одна из главнейших задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, что необходимо для формирования личностных качеств и полноценного обучения ребенка в школе. Наиболее простой формой для восприятия ребенка при формировании умения связно, последовательно излагать свои мысли являются рассказы о событиях из окружающей жизни. Одним из доступных и действенных средств развития связной речи является обучение детей пересказу.

     В рабочей тетради представлены адаптированные для дошкольников рас-

сказы и сказки русских писателей: Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина, Е. А. Пермяка, Н. И. Сладкова. Именно такие тексты покажут детям истинную красоту родной речи, привьют чувство языка, пробудят желание говорить правильно.

    Для организации бесед по рассказам и сказкам в пособии содержатся вопросы и предполагаемые ответы детей, а для организационных моментов — загадки, потешки, стихи. Опорные картинки заменят собой план пересказа и станут для детей хорошими помощниками.

Структура образовательной ситуации по обучению дошкольников пересказу по опорным картинкам следующая.

    1. Организационный момент. Сообщение темы занятия, чтение стихотворения, загадывание загадки, прослушивание фрагмента музыкального

произведения и т. п. (для создания эмоционального фона восприятия

текста).

     2. Выразительное чтение рассказа или сказки педагогом без предупреждения детей о последующем пересказе (для обеспечения целостного восприятия текста).

     3. Беседа по тексту. Работа над языком произведения (образность). Объяснение новых и непонятных слов.

    4. Повторное чтение рассказа педагогом с предупреждением о последующем пересказе. Демонстрация опорных картинок во время чтения.

     5. Пауза для подготовки к пересказу.

     6. Пересказ текста детьми с опорой на картинки.

     7. Оценка работы детей.

В пособии представлены 7 рассказов. Рассказы просты, доступны по содержанию, имеют четко выраженный сюжет, приближены к личному опыту детей.

Цель данного пособия — предоставить учителю-логопеду, воспитателю, родителям дошкольника материал для проведения индивидуальных занятий с ребенком для развития связной речи.

           Как организовать работу с пособием

• Предложите ребенку пролистать книгу и выбрать рассказ для прочтения и последующего пересказа. (Рассказ, выбранный ребенком самостоятельно, будет воспринят им с воодушевлением.)

• Прочитайте ребенку название рассказа. Рассмотрите и обсудите вместе с ним рисунок, размещенный сразу под названием. Предложите ребенку после пересказа обвести рисунок по пунктирным линиям и раскрасить его.

• Выразительно прочитайте ребенку рассказ без установки на запоминание и пересказ. Создайте хороший эмоциональный фон для общения с малышом.

• Побеседуйте с ребенком. Попросите ребенка ответить полными ответами на вопросы по тексту рассказа. (Это поможет осмыслить сюжет, вспомнить последовательность происходящих событий, установить логические связи.)

• Обратите внимание на то, что содержание рассказа передают картинки. Рассмотрите план - схему.

• Прочитайте ребенку рассказ повторно, но теперь уже с установкой на запоминание и пересказ.

• Попросите ребенка пересказать рассказ, опираясь на картинки наглядного плана.

• После выполнения обучающего задания разрешите ребенку выполнить игровое задание. (Это поможет снять напряжение.)

• Попросите ребенка пересказать понравившийся рассказ друзьям и домочадцам. Это предложение найдет большой эмоциональный отклик в душе ребенка и закрепит ситуацию успеха.

Пройдет совсем немного времени и скоро вы, уважаемые взрослые, заметите, что некогда унылое занятие пересказом превратиться для вашего ребенка в увлекательное занятие.

Опыт работы

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Главной целью моего опыта является овладение детьми связной речью и создание для этого необходимых условий с помощью использования мнемотехники.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи – мнемотехнику.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Один из факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. -наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемосхем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работать с детьми по мнемотаблицам я начала в средней группе. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Поэтому работу я начала с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком/символом), последовательно перешла к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже - к мнемотаблицам (это схема, в которую заложена определенная информация).

Работу по использованию мнемотаблиц разделяю на несколько этапов:

1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап – Пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы и образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь я выступаю как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень", предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т.А. и др. Здесь нарисованы признаки времени года, дети смотрят на таблицу и составляют предложения.

Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых - также помогают схемы. Дети определяют главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, устанавливают последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас.

Часто использую схемы для пересказа текстов.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Также карточки схемы-опоры очень эффективно используются для автоматизации звуков.

Чистоговорки, стишки, потешки с помощью мнемотаблиц дети повторяют с первого раза.

Схемы и символьные таблицы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

В своей работе я использую мнемотаблицы и другие схемы, для:

1) пересказа рассказов и сказок

2) заучивания стихотворений

3) составления описательных рассказов:

-овощи, фрукты, одежда и т. д.

-времена года

4) заучивания пословиц и поговорок

5) автоматизации звуков

-чистоговорки

-потешки

-загадки

5) знакомства с этикетом (культурой поведения в общественных местах)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Модельные схемы при заучивании стихотворений облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Дети старшего возраста должны точно, последовательно передавать содержание текста. Занятия при заучивании стихотворения, по пересказу состоят из следующих частей:

- вводная часть,

- чтение литературного произведения,

- беседа с наводящими вопросами,

- повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,

- пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице (коллажу).

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ - ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы широко используем мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумываются разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности.

Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод моделирования охватывает все образовательные области:

• развитие культурно–гигиенических навыков;

• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;

• уход за комнатными растениями;

• рассказывание о времени года;

• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;

• заучивание стихотворений;

• математика;

• физическое развитие;

• художественно-эстетическое развитие.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

• Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

• Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

• Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы.

• появился интерес к заучиванию стихов;

Хорошая речь детей, грамматически правильно оформленная – залог успешного обучения в школе.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц, расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

У детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появились умения пересказывать тексты; появился интерес к заучиванию стихов.

Использование мнемосхем показало хорошую динамику по обучению детей пересказу и перспективность данного вида работы.

Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Тем более учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Список литературы

  1. ФГОС (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования)
  2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
  3. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.
  4. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.
  5. Дидактическое пособие Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
  6. Методическое пособие Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  7. Методическое пособие Л.Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»
  8. Журнал «Логопед», 2008, №4, Л.В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
  9. Журнал «Логопед», 2016, №8, Горячкина Е.В. «Составление описательных рассказов по опорным схемам для старших дошкольников» с. 108
  10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи// Логопед. 2008. № 4. С. 102 -105. 
  11. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам». М., 2006. С. 24.
  12. Рабочая тетрадь Н.Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"

оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...

Как научить ребенка пересказывать текст

Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи....

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ

        Для детей пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой....

«Как научить ребенка пересказывать тексты»

laquo;Как научить ребенка пересказывать тексты»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы. Как научить ребенка пересказывать текст?

Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно школьное обучение по многим предметам. Программа по большинству из них основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и переска...

Консультация для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст".

Именно пернссказ вызывает наибольшие трудности детей....

Консультация для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст".

Именно перессказ вызывает наибольшие трудности детей....