КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ
консультация на тему
Для детей пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой.
Чем полезен пересказ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_pereskazyvat_tekst.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи ребенка. Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества.
Для детей, пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой.
Чем полезен пересказ?
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому умению пересказывать ребенка надо научить. Для этого необходимо:
1. Выбор текста для пересказа
Главный объект пересказа – это текст. По жанру это должно быть прозаическое произведение: сказка или рассказ. От правильности выбора текста во многом зависит успех обучения. Он должен обладать такими характеристиками:
- соответствие возрасту ребенка;
- небольшой объем;
- простота языка;
- занимательность сюжета;
- четкая структура;
- хронологическая последовательность событий;
- яркие характеры персонажей;
- наличие иллюстраций.
На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7 предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка. Например, для начала подойдут «Рассказы для маленьких» Л. Толстого («Хотела галка пить», «Лев и мышь» и др.). Затем можно пересказывать рассказы о животных Чарушина («Волчишко», «Томка») и переходить к небольшим новеллам Носова («Живая шляпа» и др.).
2. Акцентированное прочтение текста
Перед прочтением текста нужно обязательно дать ребенку установку на то, что этот рассказ он должен будет пересказать, поэтому слушать нужно внимательно. Затем медленно и выразительно начинайте читать текст от начала и до конца, делая нужные акценты там, где содержатся существенные для пересказа слова и фразы. Обсудите текст с ребенком, все ли ему понятно, объясняете непонятные слова. Спросите: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так? Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе.
3. Беседа по содержанию
Спросите, понравился ли ребенку рассказ, все ли он понял. Затем последовательно, по тексту, задавайте конкретные вопросы, на которые ему будет легко отвечать. Таким образом, мы выстраиваем вместе с малышом алгоритм анализа текста. Ему становится очевидной последовательность событий, которую самостоятельно, без предварительной работы он уловить и воспроизвести не может из-за несовершенства функций анализа и синтеза.
Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжит. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.
На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.
Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки. Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа.
На более поздних этапах могут применяться разнообразные методические приемы: работа с деформированным текстом, преднамеренно допущенные взрослым неточности смыслового характера, опора на серию предметных картинок. Эти приемы способствуют осмысленно-эмоциональному восприятию детьми литературного материала и обеспечивают анализ и оценку речевой деятельности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"
оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...
Как научить ребенка пересказывать текст
Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи....
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»...
«Как научить ребенка пересказывать тексты»
laquo;Как научить ребенка пересказывать тексты»...
Как научить ребенка пересказывать текст
Предлагаем вам эффективный метод, который представляет собой модернизированный способ с использованием картинок-подсказок в помощь пересказывать текст....
Консультация для родителей подготовительной к школе группы. Как научить ребенка пересказывать текст?
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно школьное обучение по многим предметам. Программа по большинству из них основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и переска...
Методические рекомендации "Как научить ребенка пересказывать текст"
Умение пересказывать любой текст напрямую зависит от уровня развития речи у ребенка. Чем лучше, грамотнее оформлены фразовые речевые отрезки, тем точнее, эмоциональнее происходит воспроизведение прос...