Методические рекомендации "Как научить ребенка пересказывать текст"
методическая разработка по развитию речи

Умение пересказывать любой текст напрямую зависит от уровня развития речи у ребенка. Чем лучше, грамотнее оформлены фразовые речевые отрезки, тем точнее, эмоциональнее происходит воспроизведение прослушанного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Как научить ребенка пересказывать текст

(Методические рекомендации педагогам и родителям)

Подготовила:

учитель-логопед

Олейник О.Г.

Умение пересказывать любой текст напрямую зависит от уровня развития речи у ребенка. Чем лучше, грамотнее оформлены фразовые  речевые отрезки, тем точнее, эмоциональнее происходит воспроизведение прослушанного текста. Нам, педагогам дошкольного учреждения, необходимо постараться развить этот навык у ребенка ещё до поступления в школу, ведь в школе, как известно,  всё основано на пересказе. Если мы хотим развить   связную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, мы  сами должна говорить правильно, используя все многообразие русского языка. Основной принцип – обогатить собственную  речь сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Что же должен знать и уметь дошкольник?

Прежде всего, ребёнок должен уметь составлять  рассказ по одной или нескольким сюжетным картинкам, уметь разбирать текст, выделять главную сюжетную линию, действующих лиц, устанавливать  последовательность событий (отвечать на вопросы взрослого относительно содержания текста, и только после этого сам пересказывать его).Для пересказа очень хорош способ, при котором ребенок использует нарисованные им самим картинки-подсказки.

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно начать со  сказок, историй, которые хорошо он  знает. Начинаем рассказывать, затем замолкаем, предлагая ребенку, закончить фразу. Закрепив этот  навык, ребёнок  сам начинает рассказывать, а мы продолжаем. Постепенно даём возможность   самому пересказать произведение полностью.

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Можно проиграть перед малышом сказку, а потом  попросить его побыть актером  и разыграть ту же сказку, озвучив всех персонажей. 

Огромную роль в формировании словарного запаса ребенка играет чтение. Необходимо  для начала перейти с книг с  активным  развитием сюжета, диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Следует  обратиться  к книгам классиков детской  литературы, дать  прочувствовать детям  красоту и богатство русского языка, его мелодику. Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия,  нужно объяснить их малышу, привести примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Книга – повод к диалогу. Обсуждение прочитанного  очень важно для нас и ребёнка. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Сначала малыш пересказывает текст  своими словами, затем задание усложняется, мы просим  описать  персонажа, обстановку, время года, используя те же слова и образы, который употреблял автор. При чтении мы интонационно их выделяли из текста: «Длинная хворостина, лапы красные растопырили, домик напоминал грибок, был маленький приземистый с коричневой черепичной крышей».

Взрослому  необходимо заинтересовать  ребёнка, суметь не только направить  беседу в заданное русло, задавая вопросы, а добиваться  умения  строить диалог. По ходу чтения обращать  внимание на то, что понравилось или впечатлило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. « Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

В беседе, помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминания последовательности развития событий, используют различные приемы привлечение внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию времени, действия героев, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Пересказ содержания своими словами - это следующий этап в обучении пересказу текста.

Зачастую ребенок теряется, если его просят рассказать о том, что он услышал, своими словами. Он  все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно слушать текст, а затем как бы окунуться в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом нужно  разбирать текст, это и окажется залогом грамотного пересказа. 

Рассказ о событии даётся дошкольникам немного легче, чем пересказ.
Работа с литературными текстами и навык пересказа приведут к тому, что ребенок научится пересказывать. Постепенно он будет все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившиеся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, он легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства. Отчасти в этом ему поможет.

На определенном этапе формирования грамотной и образной речи ребенка, от взрослых потребуется тактичность и терпение, чтобы в нужный момент помочь малышу подобрать нужное слово, сравнительный оборот, чтобы точно передать свой эмоциональный настрой. Многие дети начинают нервничать, обижаться, а то и вовсе закрываются, отказываясь рассказывать дальше, если во время их повествования кто-то вставил слово. Нужно тонко чувствовать ребенка и понимать, нуждается ли он в нашей помощи. Если малыш отвергает    попытки ему «подсказать», не нужно этого делать. Через некоторое время, если речь шла о событии, на котором и вы присутствовали, то расскажите свою версию, в ключе, что вам больше всего «запомнилось-понравилось», чтобы у ребенка был образец, того, как можно было рассказать. 

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда», и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не стоит  ждать. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на просьбу: «Расскажи мне, пожалуйста, о дне рождения Славы так, чтобы я могла представить, как там все было», получите достаточно внятный рассказ.

Одним из главных акцентов в рассказе может быть смешной эпизод, но для того, чтобы ребёнок смог его выделить, мы должны ему в этом помочь. Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала озвучивайте все роли сами, а потом лишь одну, остальные проигрывает малыш.

Радостная обстановка с налетом легкой иронии и готовностью в любую минуту посмеяться, сделает ребенка веселым, открытым, умеющим ценить шутку и рассказать о ней.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

1. На прогулке дети закрывают глаза и описывают, что их окружает. 
2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. 

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Взрослый начинает рассказывать историю, когда он делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

5. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

6. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
7. Найти повтор. Взрослый  произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала  одежду на куклу».
8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

10. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

11. Чудесная папка. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал, помогающий вашим занятиям – играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры.

12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"

оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...

Как научить ребенка пересказывать текст

Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи....

Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»

Консультация для воспитателей. Тема:  «Как научить ребенка пересказывать текст»...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ

        Для детей пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой....

«Как научить ребенка пересказывать тексты»

laquo;Как научить ребенка пересказывать тексты»...

Как научить ребенка пересказывать текст

Предлагаем вам  эффективный метод, который представляет собой модернизированный способ с использованием картинок-подсказок в помощь пересказывать текст....

Консультация для родителей подготовительной к школе группы. Как научить ребенка пересказывать текст?

Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно школьное обучение по многим предметам. Программа по большинству из них основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и переска...