Консультация для воспитателей "Игровая деятельность детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа) на тему

Крутовская Наталья Александровна

В материале представлены особенномти игровой деятельности детей 4-5 лет и перечислена примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр-ситуаций

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей  «Игра в жизни дошкольника»

  Развитие игровой деятельности детей 4-5 лет.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, «чтобы был при деле».
 Игра, для ребёнка дошкольного возраста,  является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает центральное место в жизни детей 4–5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Взрослый должен направлять свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Взрослый побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Вызывая речевую активность ребенка, взрослый направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком взрослый помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. п.), а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и других деталей).

Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н. Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-взрослым).

Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.

В средней группе при условии грамотного руководства игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками. Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, взрослый заботится о более высоком уровне развития его игровых умений. Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Для того чтобы у ребенка проявлялось соответствующее роли поведение, его действия должны отражать характер данной роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.). Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому взрослый должен заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).

Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Взрослый, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Игры в детский сад, появившиеся как эпизодические в рамках игр в семью во второй младшей группе, теперь становятся традиционными, в них отражаются события повседневной жизни дошкольного учреждения (воспитатель водит малышей на прогулку, проводит занятия, устраивает праздники). Организуя подобные игры, взрослый обращает внимание ребенка на особенности взаимоотношений воспитателей и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок; воспитатель учит детей рисовать).

Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Взрослому крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность.

Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и  прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

  С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно, каждый   навязывает партнеру свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно, выполнять главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к  близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Примерная тематика и ролевое сопровождение

сюжетно-ролевых игр-ситуаций

Игры в семью

• Совместный отдых.

• Встреча (проводы).

• Уборка.

• Ремонт квартиры.

• Приготовление подарков.

• Подготовка к празднику.

• Забота (о людях, о животных).

Роли.

Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка, сестры, братья, соседи, друзья.

Игровые действия и поведение.

Приезжать из командировки, приходить с работы; встречать и провожать гостей; готовиться к празднику (подарки, сюрпризы, программа концерта); убирать квартиру (мыть пол и окна, протирать мебель, мыть игрушки, вешать занавески, стирать вещи, пылесосить, чистить и выбивать ковры); ремонтировать квартиру (штукатурить стены, красить пол, стены и потолки, стелить пол, клеить обои, стеклить окна);

готовить еду, вызывать врача для членов семьи, лечить домашних животных.

Игры с машинами и другими транспортными средствами

• Автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили; специальная техника: комбайны, трактора, уборочные машины, поливочные машины, подъемные краны, экскаваторы, бетономешалки, самосвалы; пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси).

• Водный транспорт (речные и морские корабли, теплоходы, катера, лодки, парусники).

• Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты, ракеты).

• Железнодорожный транспорт (поезда: грузовые и пассажирские).

• Вокзалы (речной, морской, железнодорожный, авто– и аэровокзалы).

Роли.

Шофер, комбайнер, тракторист, экскаваторщик, грузчик, заправщик, летчик, механик, техник, начальник поезда, билетный кассир, пассажир, кок, капитан, штурман, боцман, матрос, моторист, судовой врач, командир экипажа, летчик, стюардесса, проводник, начальник вокзала, начальник поезда, билетный контролер, кассир, кондуктор, контролер.

Игровые действия и поведение.

Грузить и выгружать грузы; подготавливать технику

к работе, к поездке (ремонтировать, мыть, заправлять горючим); сеять и убирать урожай; замешивать раствор; убирать улицы; доставлять пассажиров; входить и выходить на остановках; проверять и выдавать проездные документы (билеты); сообщать о правилах поездки;

узнавать расписание; отдавать и выполнять приказы и распоряжения; заботиться о пассажирах.

Игры в магазин

• Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин).

• Овощной магазин (отдел, палатка), «Овощи-фрукты».

• Мясной, колбасный магазин (отдел, палатка).

• Рыбный магазин (отдел, палатка).

• Молочный магазин (отдел, палатка)

• Гастроном (продовольственный магазин).

• Супермаркет.

• Магазин одежды.

• Обувной магазин.

• Мебельный магазин.

• Магазин посуды.

• Магазин бытовой техники.

• Спортивный магазин.

• Магазин «Турист».

• Книжный магазин.

• Магазин музыкальных инструментов.

• Газетный киоск.

• В магазине (торговый зал; у кассы; оформление витрины).

• Склад.

• Рынок.

Роли.

Продавец, покупатель, грузчик, шофер, кладовщик, администратор, директор, контролер, охранник.

Игровые действия и поведение.

Охранять, грузить, привозить, выгружать, проверять, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать и взвешивать товар; выписывать чек, квитанцию; оформлять витрину; покупать товар; узнавать цену, вешать ярлык; отсчитывать деньги; предлагать, рекламировать, показывать товар; вступать в диалог с продавцом (покупателем); договариваться о покупке.

Игры в больницу

• Больница (работа больничных отделений).

• Поликлиника (кабинет врача; процедурный кабинет; физиотерапевтический кабинет; регистратура; вызов на дом).

• Травмопункт.

• Аптека.

• Ветеринарная клиника.

Роли.

Врач (доктор); ветеринар; больной (пациент), медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец), регистратор.

Игровые действия и поведение.

Осматривать больного (слушать, ставить градусник, осматривать больное место); лечить; назначать лечение и отпускать процедуры, лекарства, делать уколы, прививки.

Игры в мастерскую

• Ателье по пошиву и ремонту одежды.

• Ателье по пошиву и ремонту обуви.

• Дом моделей.

• Фотоателье.

• Ателье «Мебель на заказ».

• Мастерская по мелкому ремонту (замков, ключей, зонтов, сумок и др.).

• Мастерская по изготовлению инструментов и приспособлений (ключей, замков).

• Мастерская по ремонту машин, бытовой техники и механизмов (телевизоров, холодильников, электроплит, утюгов).

Роли.

Мастер, клиент, приемщик, швея, столяр, плотник, инженер, модельер, модель.

Игровые действия и поведение.

Привозить в ремонт, ремонтировать товар; шить, изготавливать на заказ; измерять, кроить, сметывать, примерять, подгонять изделие по размеру; выдавать гарантийный талон, чек, квитанцию; фотографировать клиента; демонстрировать одежду и обувь; предъявлять готовую вещь.

Игры в парикмахерскую

• Парикмахерская (мытье, окрашивание, завивка, укладка волос; стрижка; прическа; маникюр).

• Салон красоты (макияж, фитобар, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр).

• Салон косметики (магазин).

Роли.

Мастер (парикмахер, мастер по маникюру, массажист, косметолог), продавец, бармен, клиент, покупатель, администратор.

Игровые действия и поведение.

Оформлять заказ; отпускать услуги (стрижка, маникюр, массаж и пр.): мыть голову шампунем, стричь, завивать, красить волосы, делать прическу, покрывать волосы лаком, красить ногти лаком, делать массаж, выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица, рук), составлять фитококтейли.

Игры в почту

• Почтовые услуги.

• Услуги сберкассы.

Роли.

Почтальон, кассир, телеграфист, грузчик, шофер, рабочий.

Игровые действия и поведение.

Писать, относить на почту и получать письма; готовить и отправлять посылки и бандероли; покупать или выписывать газеты, журналы; загружать, разгружать, привозить, отвозить, сортировать, раскладывать почту; пробивать, выписывать и оплачивать чеки, квитанции, заполнять бланки в сберкассе и на почте, звонить и сообщать о срочной доставке.

Игры в детский сад

• Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями, педагогами по ИЗО и др.).

• Труд в детском саду и на участке.

• Прогулки (игры, наблюдения, экскурсии).

• На стадионе.

• В спортивном зале

•На выставке в детском саду.

• В музыкальном зале.

Роли.

Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель, артист, зритель,  спортсмен, экскурсовод.

Игровые действия и поведение.

Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению в музее и в театре; проводить экскурсии; организовывать игры; выступать перед зрителями; готовить сцену к выступлению; мастерить поделки для праздника.

                                               

                                                                                                  Крутовская Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Оценка характера деятельности детей"

Данный материал поможет воспитателям и дефектологам описать характер деятельности детей раннего возраста, а также в некоторой степени определить, как развивается ребенок....

консультация "Особенности игровой деятельности детей раннего возраста"

игра  - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.........

Консультация «Особенности конструктивной деятельности детей и её значение для их умственного развития»

Конструктивная деятельность   необходима для умственного развития дошкольника....

Консультация « Музыкально-игровая деятельность детей

Консультация для родителей « Музыкально-игровая деятельность детей»Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ му...