«Роль традиций в развитии системы дошкольного образования»
методическая разработка на тему

Григорьева Ольга Владимировна

У каждого есть в жизни «Берег детства»,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться…

Так хочется вернуться вновь и вновь…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx20.27 КБ
Файл tvorcheskaya_rabota-traditsii_v_dou.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Советского муниципального района Саратовской области

Муниципальное  бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение –

д\с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области

413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17.,

т. 8(845-66)6-41-68, E-mail – alexandrovka.topolek@yandex.ru

Творческая работа

Номинация - «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций»

Тема:

«Роль традиций в развитии системы дошкольного образования»

Выполнила: Григорьева О.В.

Слайд 1

Слайд 2 

У каждого есть в жизни «Берег детства»,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться…

Так хочется вернуться вновь и вновь…

Когда я вспоминаю свое детство, то пред глазами возникает старый, деревянный дом синего цвета, с затейливыми узорами и с резными ставнями, внутри которого стоит огромная русская печь, пахнущая свежим мелом и дымом.  

Слайд 3

Мои воспоминания приводят меня к картине  Марка Шагала «Синий дом».  Его картина сразу привлекает к себе внимание, она необычная, вызывающая чувство тоски и уюта одновременно. Для многих синий цвет, это цвет печали, но я его чувствую по-другому, это цвет мечты, памяти, возрождения и фантазии, это синяя птица счастья.

Слайд 4

- Когда же самое счастливое мгновение испытывает человек, спросите вы?  

- Я вам отвечу, в детстве!

 Детство- это память, которую мы храним всю свою жизнь.

Слайд 5

Если внимательней рассмотреть картину «Синий дом», то можно заметить границы времени: прошлое – это синий дом, настоящее –город, будущее-кирпичная стена. И если бы на картине не было дома, то и смысла, и индивидуальности в картине бы не было. Дом - это история.

-О чем же хотел сказать автор?

Слайд 6

Это дом, в котором художнику когда-то было хорошо и у него с ним связаны самые прекрасные воспоминания, так как М. Шагал покинул родину в 1923 году, поэтому «Синий дом» для него это символ детства и Родины.

Слайд 7

Я очень часто вспоминаю свое детство. Вспоминаю всю семью за огромным деревянным столом. Вспоминаю как бабушка пахтала масло, пряла пряжу, как мы ходили к колодцу за водой, за грибами и ягодами в лес. Мне очень нравилось проводить время с дедушкой, мы с ним по долгу гуляли по лугам и лесам, он рассказывал мне старинные сказки, приметы и традиции народа чувашии.

Плохих традиций не бывает,
Их память просто не хранит.
А  ДОБРЫХ  время укрепляет,
И с каждым годом больше чтит.

Слайд 8

Традиция –  это то, что переходит от одного поколения к другому. Это сила, которая формировалась веками.

Молодое поколение к моему большому сожалению постепенно стала забывать традиции своего народа. А в народном сознании издревле большое место занимала семья и духовные ценности. Об этом можно судить по огромному количеству пословиц, поговорок, и сказок, сохранивших народную мудрость.

Слайд 9

Оглядывая назад я могу сказать, что детство, это главный этап жизни человека, который оставляет неизгладимые впечатления в будущем.  Моя любовь к традициям началась прежде всего с семьи.   Ведь в родном доме все знакомо и близко, а я чувствовала себя легко и не принужденно и семейные традиции я принимала как само собой разумеющиеся.

Поэтому в данное время, на одной из первых ступеней задач детства стоит возрождение семейных и народных ценностей.

Семейные и народные традиции, заложенные в ребенка, дают богатейшую возможности для его дальнейшей социализации, как личности.

Слайд 10

Первое знакомство с социальной жизнью происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Наше дошкольное учреждение выбрало следующий путь социализации, через воспитание духовности, посредством приобщения детей к народным традициям.

Слайд 11

Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств.

В данном направлении мы движемся уже несколько лет и в районе,  это одно из  не многих образовательных учреждений, которое уделяет такое внимание народным, а именно многонациональным традициям.

Слайд 12

Приобщение детей к традициям происходит, через: изучение устного народного фольклора, НОД, игры, беседы, праздники, экскурсии, выставки творческих работ, организация мини-музеев «Сказка», «Народные мастера»,  «Мой родной край».

Слайд 13

Из своего детства я хорошо помню, как мама мне пела колыбельные на родном языке, а бабушка рассказывала сказки. Одну из них, «Девушка и луна» я до сих пор помню наизусть и рассказываю ее своему сыну и воспитанникам детского сада. Поэтому мы начали приобщение детей к духовной жизни своего народа, через произведения устного народного творчества.

Слайд 14

Знакомство с народным творчеством для детей 2-3 лет начинается с колыбельных. Воспитатели напевают песенки, укладывая малышей спать. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает и убаюкивает.  Для детей постарше мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки, считаки, загадки, пословицы, поговорки и сказки. Устное творчество расширяет кругозор, дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

 Слайд 15

В детстве у меня была кукла и была он не простая, а тряпичная. Мне  ее сделала мама. С тех пор у меня возникла любовь к тряпичным куклам. По мере взросления  появлялись  вопросы, почему она безликая и почему использовалась красная нить? И уже будучи взрослой, учась в педагогическом колледже, я написала дипломную работу «История возникновения кукол», одним из  разделов которой стала часть о безликих куклах. В образовательной программе, которую мы используем, ДПИ уделяется небольшое место, поэтому мы используем проекты «В гостях у сказки», «Куклы из бабушкиного сундука», «Народные игрушки».

Слайд 16

Все дети любят праздники, потому что они проходят ярко и красочно. Самым любимым  и запоминающимся праздником моего детства  была «Троица», она приходится как раз на теплые, летние дни. К этому празднику готовились все, от мала до велика. «Троицу» начинали праздновать в березовом лесу, где ломали первые березовые веники и украшали молодые березки цветными ленточками, загадывая заветные желания, постепенно праздник перемещался к  реке, где девушки плели венки и опускали в воду, женщины пели народные песни, юноши прыгали через костры, дети играли и все вмести водили хороводы, к вечеру все отправлялись в свои бани, чтобы попарится новыми вениками.  Этот праздник, один из самых ярких, чарующих, запоминающихся моментов моего детства, которые я бережно и нежно храню в своем сердце.

Слайд 17

В нашем детском саду часто проводятся традиционные праздники, как «Троицын день», «Яблочный Спас», «Покров», «Масленица», «Рождество», «Наурыз, «Навруз», «Восточный новый год» и т.д., активными участниками которых являются родители. Они помогают в подготовке костюмов, разучивания песен, стихов и принимают непосредственное участие, в конце многих мероприятий у нас проходят семейные посиделки с чаепитием, что еще ближе сплачивает детский сад, детей и родителей, объединяя нас в большую и дружную семью. Все наши мероприятия проходят с целью -развития уважения, любви и интереса к своей национальной культуре и к культуре других народов, населяющих наш регион.

Слайд 18

- Чем больше всего любят заниматься дети? Конечно же играть, ведь игра, это ведущая деятельность дошколят.

В своем детстве я очень любила игру «Казаки- разбойники», детвора собиралась с нескольких улиц, самого разного возраста. Мы знали очень много игр и нам некогда было скучать, одна игра сменяла другую. Сейчас я часто замечаю, что большинство детей на улице не играют, они проводят время пассивно в гаджетах. А народные игры вызывают активность мысли и способствуют расширению кругозора. Во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых, забота о детях и животных, семейные взаимоотношения и уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к самостоятельной жизни.

Слайд 19

В образовательной деятельности с детьми нашими педагогами  используется все выше перечисленное- устное творчество, декоративно прикладное искусство, игры и праздники. Сама образовательная деятельность проводится как в группе, так и на участке, а также  в мини-музеях «Сказка», «Народные мастера»,  «Мой родной край».

Слайд 20

Музеи оснащены экспонатами- деревенской утварью, игрушками и различными пособиями. Музеи используется для плановых занятий, а также для индивидуальной работы с детьми. При этом, организуя образовательную деятельность, мы стараемся создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя.

Слайд 21

Для того чтобы приобщение к традициям шло в полной мере необходима прежде всего работа с воспитателями. Так как наш детский сад выбрал это направление, как одно из приоритетных, в задачу руководителя входит проведение педсоветов и консультирование педагогов по данной теме. Сами же воспитатели занимаются самообразованием, участвуют в различных конкурсах, посещают различные мероприятия, касающиеся традиций.

Слайд 22

Когда мы только приступили к проекту, дети не имели представление о быте и традициях своего народа, сейчас же, по прошествии нескольких лет мы видим, что   у детей не только расширился запас знаний, но и вырос статус семейных ценностей и повысился интерес к познанию народных традиций благодаря заинтересованности их семьи.  Дети стали более открытыми, свободными, раскрепощенными в общении.

Слайд 23

Мой дом, конечно, не дворец роскошный,
Но в нашей жизни сложной, суматошной
Нет места в мире для меня милей,
Теплей, уютней, ближе и светлей!

 - Я очень надеюсь, что когда наши дети подрастут и станут самостоятельными, они с теплотой, трепетом и нежностью буду вспоминать наш детский сад, как сейчас я вспоминаю свой старый, деревянный, синий домик с русской печью.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Советского муниципального района Саратовской области

Муниципальное  бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение –

д\с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области

413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17.,

т. 8(845-66)6-41-68, E-mail – alexandrovka.topolek@yandex.ru

Творческая работа

Номинация - «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций»

Тема:

«Роль традиций в развитии системы дошкольного образования»

Выполнила: Григорьева О.В.

У каждого есть в жизни «Берег детства»,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться…

Так хочется вернуться вновь и вновь…

Когда я вспоминаю свое детство, то пред глазами возникает старый, деревянный дом синего цвета, с затейливыми узорами и с резными ставнями, внутри которого стоит огромная русская печь, пахнущая свежим мелом и дымом.  Мои воспоминания приводят меня к картине  Марка Шагала «Синий дом».  Его картина сразу привлекает к себе внимание, она необычная, вызывающая чувство тоски и уюта одновременно. Для многих синий цвет, это цвет печали, но я его чувствую по-другому, это цвет мечты, памяти, возрождения и фантазии, это синяя птица счастья.

- Когда же самое счастливое мгновение испытывает человек, спросите вы?  

- Я вам отвечу, в детстве!

 Детство- это память, которую мы храним всю свою жизнь.

Если внимательней рассмотреть картину «Синий дом», то можно заметить границы времени: прошлое – это синий дом, настоящее –город, будущее-кирпичная стена. И если бы на картине не было дома, то и смысла, и индивидуальности в картине бы не было. Дом - это история.

-О чем же хотел сказать автор?

Это дом, в котором художнику когда-то было хорошо и у него с ним связаны самые прекрасные воспоминания, так как М. Шагал покинул родину в 1923 году, поэтому «Синий дом» для него это символ детства и Родины.

Я очень часто вспоминаю свое детство. Вспоминаю всю семью за огромным деревянным столом. Вспоминаю как бабушка пахтала масло, пряла пряжу, как мы ходили к колодцу за водой, за грибами и ягодами в лес. Мне очень нравилось проводить время с дедушкой, мы с ним по долгу гуляли по лугам и лесам, он рассказывал мне старинные сказки, приметы и традиции народа чувашии.

Плохих традиций не бывает,
Их память просто не хранит.
А  ДОБРЫХ  время укрепляет,
И с каждым годом больше чтит.

Традиция –  это то, что переходит от одного поколения к другому. Это сила, которая формировалась веками.

Молодое поколение к моему большому сожалению постепенно стала забывать традиции своего народа. А в народном сознании издревле большое место занимала семья и духовные ценности. Об этом можно судить по огромному количеству пословиц, поговорок, и сказок, сохранивших народную мудрость.

Оглядывая назад я могу сказать, что детство, это главный этап жизни человека, который оставляет неизгладимые впечатления в будущем.  Моя любовь к традициям началась прежде всего с семьи.   Ведь в родном доме все знакомо и близко, а я чувствовала себя легко и не принужденно и семейные традиции я принимала как само собой разумеющиеся.

Поэтому в данное время, на одной из первых ступеней задач детства стоит возрождение семейных и народных ценностей.

Семейные и народные традиции, заложенные в ребенка, дают богатейшую возможности для его дальнейшей социализации, как личности.

Первое знакомство с социальной жизнью происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Наше дошкольное учреждение выбрало следующий путь социализации, через воспитание духовности, посредством приобщения детей к народным традициям. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств.

В данном направлении мы движемся уже несколько лет и в районе,  это одно из  не многих образовательных учреждений, которое уделяет такое внимание народным, а именно многонациональным традициям.

Приобщение детей к традициям происходит, через: изучение устного народного фольклора, НОД, игры, беседы, праздники, экскурсии, выставки творческих работ, организация мини-музеев «Сказка», «Народные мастера»,  «Мой родной край».

Из своего детства я хорошо помню, как мама мне пела колыбельные на родном языке, а бабушка рассказывала сказки. Одну из них, «Девушка и луна» я до сих пор помню наизусть и рассказываю ее своему сыну и воспитанникам детского сада. Поэтому мы начали приобщение детей к духовной жизни своего народа, через произведения устного народного творчества.

Знакомство с народным творчеством для детей 2-3 лет начинается с колыбельных. Воспитатели напевают песенки, укладывая малышей спать. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает и убаюкивает.  Для детей постарше мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки, считаки, загадки, пословицы, поговорки и сказки. Устное творчество расширяет кругозор, дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

  В детстве у меня была кукла и была он не простая, а тряпичная. Мне  ее сделала мама. С тех пор у меня возникла любовь к тряпичным куклам. По мере взросления  появлялись  вопросы, почему она безликая и почему использовалась красная нить? И уже будучи взрослой, учась в педагогическом колледже, я написала дипломную работу «История возникновения кукол», одним из  разделов которой стала часть о безликих куклах. В образовательной программе, которую мы используем, ДПИ уделяется небольшое место, поэтому мы используем проекты «В гостях у сказки», «Куклы из бабушкиного сундука», «Народные игрушки».

Все дети любят праздники, потому что они проходят ярко и красочно. Самым любимым  и запоминающимся праздником моего детства  была «Троица», она приходится как раз на теплые, летние дни. К этому празднику готовились все, от мала до велика. «Троицу» начинали праздновать в березовом лесу, где ломали первые березовые веники и украшали молодые березки цветными ленточками, загадывая заветные желания, постепенно праздник перемещался к  реке, где девушки плели венки и опускали в воду, женщины пели народные песни, юноши прыгали через костры, дети играли и все вмести водили хороводы, к вечеру все отправлялись в свои бани, чтобы попарится новыми вениками.  Этот праздник, один из самых ярких, чарующих, запоминающихся моментов моего детства, которые я бережно и нежно храню в своем сердце.

В нашем детском саду часто проводятся традиционные праздники, как «Троицын день», «Яблочный Спас», «Покров», «Масленица», «Рождество», «Наурыз, «Навруз», «Восточный новый год» и т.д., активными участниками которых являются родители. Они помогают в подготовке костюмов, разучивания песен, стихов и принимают непосредственное участие, в конце многих мероприятий у нас проходят семейные посиделки с чаепитием, что еще ближе сплачивает детский сад, детей и родителей, объединяя нас в большую и дружную семью. Все наши мероприятия проходят с целью -развития уважения, любви и интереса к своей национальной культуре и к культуре других народов, населяющих наш регион.

 - Чем больше всего любят заниматься дети? Конечно же играть, ведь игра, это ведущая деятельность дошколят.

В своем детстве я очень любила игру «Казаки- разбойники», детвора собиралась с нескольких улиц, самого разного возраста. Мы знали очень много игр и нам некогда было скучать, одна игра сменяла другую. Сейчас я часто замечаю, что большинство детей на улице не играют, они проводят время пассивно в гаджетах. А народные игры вызывают активность мысли и способствуют расширению кругозора. Во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых, забота о детях и животных, семейные взаимоотношения и уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к самостоятельной жизни.

В образовательной деятельности с детьми нашими педагогами  используется все выше перечисленное- устное творчество, декоративно прикладное искусство, игры и праздники. Сама образовательная деятельность проводится как группе, так и на участке, а также  в мини-музеях «Сказка», «Народные мастера»,  «Мой родной край».

Музеи оснащены экспонатами- деревенской утварью, игрушками и различными пособиями. Музеи используется для плановых занятий, а также для индивидуальной работы с детьми. При этом, организуя образовательную деятельность, мы стараемся создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя.

Для того чтобы приобщение к традициям шло в полной мере необходима прежде всего работа с воспитателями. Так как наш детский сад выбрал это направление, как одно из приоритетных, в задачу руководителя входит проведение педсоветов и консультирование педагогов по данной теме. Сами же воспитатели занимаются самообразованием, участвуют в различных конкурсах, посещают различные мероприятия, касающиеся традиций.

Когда мы только приступили к проекту, дети не имели представление о быте и традициях своего народа, сейчас же, по прошествии нескольких лет мы видим, что   у детей не только расширился запас знаний, но и вырос статус семейных ценностей и повысился интерес к познанию народных традиций благодаря заинтересованности их семьи.  Дети стали более открытыми, свободными, раскрепощенными в общении.

Мой дом, конечно, не дворец роскошный,
Но в нашей жизни сложной, суматошной
Нет места в мире для меня милей,
Теплей, уютней, ближе и светлей!

 - Я очень надеюсь, что когда наши дети подрастут и станут самостоятельными, они с теплотой, трепетом и нежностью буду вспоминать наш детский сад, как сейчас я вспоминаю свой старый, деревянный, синий домик с русской печью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований   Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. 23 ноября...

Презентация "ФГОС - ориентир развития системы дошкольного образования в РФ"

О нормативном документе, разработчиках стандартов, структуре и содержании...

Состояние и развитие системы дошкольного образования Российской Федерации

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможност...

ФГОС - ориентир развития системы дошкольного образования

В данной презентации отражены методологические и теоретические основы ФГОС ДО, цели, задачи, основные функции, назначение ФГОС, требования к структуре ООП ДО....

Мастер класс Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»

Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализациимуниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»...

Роль социального партнерства в системе дошкольного образования

Роль социального партнерства в системе дошкольного образования...

«Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в современных условиях развития системы дошкольного образования »

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...