Состояние и развитие системы дошкольного образования Российской Федерации
статья на тему

Строганова Ирина Сергеевна

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможности - значит, достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyanie_i_razvitie_sistemy_doshkolnogo_obrazovaniya.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние и развитие системы дошкольного образования

Российской Федерации

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможности - значит, достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных стартовых возможностей - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая обеспечивает конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования, которую хорошо понимают представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, обусловлена следующим. Только дошкольное образование дает ребенку дошкольного возраста возможность самоопределиться в обществе сверстников, тем самым достигнуть необходимого уровня социально-личностного развития, получить навыки социальной адаптации. Далее, дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности - игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Основной особенностью системы дошкольного образования Российской Федерации является то, что она представлена сетью образовательных учреждений разных типов и видов.

При формировании сети дошкольных учреждений государство в лице органов власти всех уровней старается максимально учесть особенности детей, запросы их родителей.

Основной структурной единицей, в которой дети получают дошкольное образование, является группа детей дошкольного возраста. Группы имеют разную направленность с целью учета различных особенностей детей: общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную, оздоровительную.

Деятельность групп общеразвивающей направленности направлена на гармоничное и всестороннее развитие каждого ребенка.

Группы компенсирующей направленности создаются для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Основной целью деятельности таких групп является квалифицированная коррекция их недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В этих группах осуществляются дошкольное образование детей, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

В течение времени пребывания в детском саду дети получают 3-5 разовое питание (в зависимости от длительности пребывания), организуется сон, обязательны прогулки. Следуя программе, реализуемой в учреждении, воспитатели и другие специалисты проводят занятия, играют с детьми, гуляют, проводят экскурсии.

Занятия проводятся по разным направлениям, по освоению различных образовательных областей и направлены на физическое, художественно- эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное развитие детей.

Прогулка в детском саду организуется так, что в ее процессе развиваются различные виды активности детей - познавательная, физическая, художественная. Во время прогулки воспитатели организуют наблюдение за явлениями живой и неживой природы, труд детей в природе (например, на огороде и в цветнике), различные игры. Дети конструируют из песка, деталей конструкторов, кубиков; они могут рисовать, используя цветные мелки; лепить из глины, мастерить различные поделки из природного материала. На любой прогулке уделяется особое внимание физическому развитию детей, организации различных подвижных игр.

Важную роль в развитии детей играет воспитательная составляющая; она направлена на воспитание культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к труду, толерантного отношения к окружающим людям, патриотическое воспитание.

В зависимости от направленности групп и возраста детей различаются 8 видов дошкольных образовательных учреждений: детский сад, детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), детский сад комбинированного вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка - детский сад.

Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных): в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учреждениях дополнительного образования детей. При необходимости дошкольные группы могут создаваться в учреждениях культуры, учреждениях социального назначения.

В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации осуществляют около 57 тысяч дошкольных учреждений разных типов и видов, из них 43,3 тыс. - детские сады разных видов. В дошкольных учреждениях в настоящее время воспитывается более 5,3 млн. детей.

Во всех групповых комнатах, музыкальных и спортивных залах, кабинетах специалистов - психологов, логопедов, дефектологов и других - создается соответствующая среда. Мебель (столы, стулья, кроватки) подбирается по росту воспитанников, игрушки подобраны так, чтобы удовлетворить интересы и мальчиков, и девочек, чтобы развивать конструктивную и художественную деятельность, организовывать дидактические и сюжетные игры.

Существуют государственные механизмы определения соответствия созданных в дошкольных учреждениях условий установленным требованиям, а также определения государственного статуса дошкольного учреждения, его типа и вида. Это механизмы лицензирования и государственной аккредитации образования. Они позволяют контролировать качество предоставляемых услуг - как образовательных, так и медицинских.