Презентация на тему "Влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника"
презентация на тему

Борисова Надежда Андреевна

Презентация  "Влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника » Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №36» Выполнила: инструктор по физической культуре Борисова Н.А.

Слайд 2

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Слайд 3

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через много лет. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Слайд 4

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал

Слайд 5

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Слайд 6

Объект изучения: психологическое здоровье дошкольников. Предмет изучения: влияние семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника. Цель выпускной квалификационной работы : изучение влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольников

Слайд 7

Психологическое здоровье – это… Анализ литературы по теме изучения позволяет сделать вывод о том, что в современной психологии нет однозначного определения понятия «психологическое здоровье». Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований – гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Слайд 8

«Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. В свою очередь, альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь; альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи» ( И.В.Дубровина )

Слайд 9

Анализ научной литературы и психологической практики показывает, что на сегодня есть несколько подходов к пониманию феномена психологического здоровья в период развития личности в дошкольном и школьном детстве. В частности, Р. Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С. Фрайберг – между потребностями индивида и общества; Н. Гаранян , А. Холмогорова – как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты

Слайд 10

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье – это многогранный феномен, на становление которого влияют различные факторы. Их условно можно разделить условно разделяют на объективные (факторы среды) и субъективные (индивидуальные особенности).

Слайд 11

Основными особенностями психологического здоровья детей в дошкольном возрасте являются его зависимость от «зоны ближайшего развития», доминирующая роль семьи в его формировании, тесная взаимосвязь психологического здоровья с физическим здоровьем.

Слайд 12

Семья и её роль в развитии ребенка Семья формирует нормы и традиции. В свою очередь, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их, что положительно влияет на психологическое здоровье ребенка.

Слайд 13

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Исходя из этого, особого значения в воспитании детей и сохранении их психологического здоровья приобретают семейные ценности .

Слайд 14

Каждый из ведущих институтов социализации личности – семья и образовательные учреждения – по-своему участвуют в воспитании, у каждого из них есть свои особенности видения ребенка и способы воздействия на него. Но в то же время, как отмечает О. И. Дмитриева, основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными "фигурами", влияющими на решение задач воспитания и социализации по-прежнему остаются родители.

Слайд 15

Семейные ценности, как фактор, влияющий на психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры. Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношении, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.

Слайд 16

Из опыта работы по изучению влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника Целью изучения стало выявление уровня психологического здоровья воспитанников, особенностей внутрисемейного климата и системы семейных ценностей, влияющих на формирование психологического здоровья дошкольников

Слайд 17

Работа по изучению влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольника проходила на базе МБДОУ №36 г.Солнечногорска . В изучении принимали участие воспитатели старшей группы, 29 детей: 16 девочек и 13 мальчиков, родители .

Слайд 18

На первом этапе работы во время родительского собрания родителям предлагалось заполнить карты психологического здоровья ребенка

Слайд 19

Затем, в комплексе мероприятий по выявление уровня психологического здоровья воспитанников для того, чтобы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье, определить круг значимого общения ребенка воспитанникам были предложены тесты « Н арисуй свою семью», «Я в детском саду», «Лесенка», «Два дома»

Слайд 20

В исследовании О.В. Хухлаевой описаны три уровня психологического здоровья детей дошкольного возраста: креативный, адаптивный, дезадаптивный . Обобщенные результаты первичного обследования позволили условно разделить детей на 3 группы, согласно уровням психологического здоровья,описанным ниже.

Слайд 21

Уровни психологического здоровья дошкольников К креативному уровню психологического здоровья автор относит детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. К адаптивному уровню относятся дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. К дезадаптивному , или ассимилятивно- аккомодативному , уровню психологического здоровья относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства

Слайд 22

Как видно из результатов исследования, большую часть выборки составили дети с адаптивным уровнем психологического здоровья; в то же время достаточно большое количество детей, которые, в той или иной мере находятся под влиянием комплекса факторов риска психологического здоровья. Эти дети требуют оказания психологической помощи разного характера и объема и нуждаются в создание особых условий для сохранения и укрепления психологического здоровья в ДОУ и семье.

Слайд 23

В процессе работы мы также проводили параллель между наличием семейных ценностей в воспитании детей и уровнем психологического здоровья детей. Для выявления стиля воспитания в семье и наличия семейных ценностей были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование родителей, беседы и т. д.

Слайд 24

Анализ полученных результатов показал, что в семьях, которые воспитание детей строят на основе семейных ценностей, дети, как правило, имеют креативный и адаптивный уровень психологического здоровья.

Слайд 25

Говоря о формировании семейных ценностей, как уже было сказано выше, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг за друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.

Слайд 26

Работа по обогащению знаний родителей об особенностях психологического развития дошкольников Мини-лекторий «Ребенок в современном мире» Выставка литературы «Вопросы воспитания современного дошкольника» Родительское собрание «Семейные ценности в воспитании дошкольника» Выставка литературы «О здоровье детей» Выставка литературы «Проблемы сохранения здоровья детей в семье» «Семейный клуб» Индивидуальная работа

Слайд 27

Решению поставленных задач по созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника в детском саду способствовало обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья - стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада; - экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; - персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.

Слайд 28

Наряду с детьми и родителями проводились различные консультации и тренинги для педагогов. Работа с педагогами проводилась с целью формирования умений: - выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей; - проведения занятий с учетом индивидуальных особенностей детей; - создания благоприятного психологического климата в ДОУ и семье; - применять здоровьесберегающие технологии в режиме дня и на занятиях .

Слайд 29

С целью уточнения особенностей формирования и сохранения психологического дошкольников психологом детского сада был проведен мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника »

Слайд 30

Для совместной работы детей и родителей были разработаны домашние задания. Цель изучения тематики «Мир эмоций» – развитие способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, снятие психомышечного напряжения . Для детей и родителей были проведены различные досуги и развлечения - развлечения «Мы с мамой друзья», «Самый лучший папа на свете», «Супермама », «Наши бабушки» и др.; - спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»; - празднование дней рождений; - выставки семейных коллекций, реликвий «Из сундучка».

Слайд 31

После проведения цикла различных форм работы по формированию и сохранению психологического здоровья детей мы провели контрольный срез, который был основан на методиках, использованных на констатирующем этапе исследования . Анализ полученных результатов приведен в диаграмме

Слайд 32

Проанализировав данные контрольного обследования и сделав сравнительный анализ результатов, мы проанализировали динамику уровня психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 33

П осле осуществления сравнительного анализа данных полученных в процессе констатирующего и контрольного эксперимента, результаты показали эффективность проведенных мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности психологического здоровья у детей дошкольного возраста. Таким образом, в ходе работы были выявлены следующие показатели эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по изучению влияния семейных ценностей на психологическое здоровье дошкольников: в группе удалось добиться преобладания позитивных изменений, соответствующих психологическому здоровью (адаптивность, принятие себя и других, позиция кооперации в отношениях с ребёнком, оптимальный эмоциональный контакт), и снижения показателей психологического нездоровья (давление на ребёнка, пренебрежение им, дезадаптации , непринятие себя и других, нарушения контакта с ребёнком).

Слайд 34

Заключение Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности, возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего создаются все необходимые условия по сохранению психологического здоровья дошкольников .

Слайд 35

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семья и семейные ценности"

К празднику Дня семьи, любви и верности. Можно использовать для показа и бесед с детьми от 4 лет...

Презентация " Семья и семейные ценности"

Материал к занятию по развитию речи....

презентация "Психологическое здоровье дошкольников"

Презентация для родителей на тему "Психологическое здоровье дошкольников"...

Презентация "Семья и семейные ценности"

Презентация "Семья и семейные ценности"...

Проект_ презентация "Родство и семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников".

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка, его нравственном воспитании....

Презентация "Семья и семейные ценности"

Цель: Формировать у детей понятие «Семья и семейные ценности».Задачи: «Социально-коммуникативное развитие» - Формировать положительные взаимоотношения между детьми  и роди...