Консультация для воспитателей «Освоение правил и норм культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
консультация на тему

Чистохвалова Татьяна Васильевна

В современном обществе очень остро стоит вопрос о правильном воспитании подрастающего поколения. А если быть более точным, то о воспитании культуры у детей как школьного, так и дошкольного возраста. Начинать необходимо с самого раннего дошкольного возраста, когда ребёнок начинает становиться существом социальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_star.doshk_.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА  ДЕТСКИЙ  САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»

Консультация для воспитателей

«Освоение правил и норм культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель Чистохвалова Т.В.

Март 2018год

Консультация для воспитателей

Тема: «Освоение правил и норм культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

 Цель: -повысить компетентность педагогов в вопросах воспитания и формирования культуры поведения дошкольников.

 Культура поведения – это одно из направлений в нравственном развитии ребенка. Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культруно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, книгам, вещам. Дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда.

Особенно следует выделить воспитание навыков культуры поведения на занятиях. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей, приучает уважительно относиться к учебному труду. Поведение детей на занятиях во многом зависит от того, как

предстоящей деятельности. Воспитатель заботится о создании максимально благоприятных условий, положительно влияющих на организованность и дисциплинированность детей. И здесь все имеет значение: удобно ли сидят дети, как подготовлены пособия  и т.п.

. Особое внимание воспитатель обращает на формирование у детей стремления беречь материалы, пособия, вещи, инструменты. При этом педагог связывает свои требования с воспитанием у ребенка привычки беречь имущество детского сада, свои личные вещи, уважительно относиться к труду взрослых. Раскрывая нравственные мотивы требований, воспитатель добивается от детей более осмысленного их выполнения. Воспитатель советует и родителям создать дома условия для занятий детей: выделить полку или шкафчик, где ребенок мог бы хранить учебные материалы, книги, карандаши, краски и т.д.

Воспитатель в беседе с родителями раскрывает значение этих правил в формировании у них нравственно-волевых качеств, выдержки, усидчивости, организованности, ответственного отношения к учебе.

Одним из компонентов культурного поведения является культура общения, которая предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со свзрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Ребенка надо научить замечать состояние других людей, он должен понимать, когда можно побегать, а когда нельзя, потому что в определенный момент и в определенной обстановке такое поведение недопустимо. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, так как культура речи – важное орудие борьбы за общую культуру человека. Поэтому важно культуру общения воспитывать в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности, в играх.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и норамами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.

Неряшливый человек, как правило, небрежен и в работе.

Культура еды – тоже относится к гигиеническим навыкам. Дети с дошкольного возраста должны усвоить определенные правила: не ложить локти на стол во время еды; есть с закрытым ртом; не спеша, тщательно пережевывать пищу; правильно пользоваться столовыми приборами.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний вид, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим и прежде всего к детям – важный пример для подражания.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка.

Важный залог успеха в воспитании культурного поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещения детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.

В групповых и других помещениях должны быть созданы все условия для трудовой деятельности детей: веники для чистки обуви, щетки для читски одежды, зеркала, индивидуальные расчески  и т.п.

Важно, чтобы посуда, веники, совки, лопатки и другие вещи были красивыми и удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения.

Воспитание правил культурного поведения необходимо и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста

рассказывается о методики воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. этот материал поможет правильно организовать воспитательную работу ....

Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...

Консультация "Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, ком...

Воспитание основ культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций

В настоящее время необычайно возрос интереск проблемам форирования культуры поведения подрастающего поколения. Воспитание этических норм поведения у ребенка - нравственная проблема, имеющая социальную...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...