Статья "Одарённые дети дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Лищук Оксана Владимировна

Статья содержит методические рекомендации по работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

« Психология дошкольника и младшего школьника »

на тему:

                       «Одаренные дети дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2018 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

                                                     

    Введение                                                                                                         3

1. Теоретические основы детской одаренности                                       6

1.1 Понятие одаренность и одаренный ребенок                                             6

1.2 Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте           10

2. Методические рекомендации, по работе с одаренными детьми       14

2.1. методики выявление детской одаренности                                              14

2.2 принципы, цели и обучения одаренных детей                                           19

Заключение                                                                                                    22

Список источников                                                                                         23

Введение.

    Детство неповторимая пора становления, роста умственного развития. По современным психологическим представлениям, интеллектуальное развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания. Психологи спорят между собой о том, к какому возрасту, какая часть всего пути умственного развития человека бывает пройдена. Согласно получившей распространение точке зрения, к шести годам это развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати годам — на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно — еще большую роль детства в общем, умственном развитии. Но и приведенные величины достаточно указывают на решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

    Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.

Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят, на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития.

        Проблема одаренности в реальное время делается все больше животрепещущей. Это, прежде всего, связано с необходимостью общества в нестандартной творческой личности. Неразбериха прогрессивной находящейся вокруг среды настоятельно просит не лишь только высшую энергичность человека, но и его умения, возможности необычного поведения. Преждевременное выявление, изучение и образование талантливых и профессиональных детей оформляет одну их ключевых задач улучшения системы образования. Существует соображение, что одаренные дети не нуждаются в поддержке взрослых, в определенном интересе и руководстве. Впрочем, в помощь личных индивидуальностей эти дети более чувствительны к оценке их работы, поведения и мышления, они больше восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Увидеть одаренного ребенка не так просто, для этого необходима настоящая педагогическая интуиция (родительский или же учительский талант) или ответственная психическая подготовка. Тем более непросто увидеть творческую одаренность, ещё сложнее ее развивать.

        Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с определением подходов к пониманию сущности таланта, одаренности, гениальности. Между самых заманчивых и таинственных явлений природы детская одаренность, занимает одно из основных пространств. Во всем мире проблема одаренности вызывает все большое внимание впоследствии такого, как в направление множества лет она или замалчивалась, или подверглось гневным нападкам. Отношение в российской психологии было разноплановым. С одной стороны, присутствовали средние учебные заведения для талантливых детей, велись бессчетные состязания (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие обнаружить детей с выдающимися возможностями. С иной стороны, идеи равенства необоснованно распространялись и на сферу возможностей. Элитарность в обучении, исследования для идентификации одаренности нередко подверглись резкой критике. В последние годы внимание к данной задаче видно увеличился. Раскрылись новые средние учебные заведения для детей с высочайшим уровнем развития способностей.

Целью работы: выявить особенности развития у одаренных детей в дошкольном возрасте.

Задачи:

- раскрыть понятие одаренность и одаренный ребенок

- Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.

- изучить методики выявления детской одаренности

- проанализировать принципы, цели и обучения одаренных детей

Объект исследование: одаренные дети  

1 Теоретические основы детской одаренности

1.1 Понятие одаренность и одаренный ребенок

      Остановимся кратко на возрастном развитии умственной активности, этого существеннейшего условия роста интеллекта у всех детей. Начнем с первых этапов. Уже при переходе от периода новорожденности (первый месяц жизни) к младенческому возрасту у ребенка начинает обнаруживаться готовность всматриваться, вслушиваться - потребность во внешних впечатлениях. С этих дней начинает развиваться познавательная активность.

     Со второго полугодия младенец уже овладевает хватательными движениями целенаправленного характера (в отличие от хватательного рефлекса новорожденного); начинается активное и постепенно усложняющееся манипулирование предметами. В раннем детском возрасте (от года до трех лет) ребенок, как известно, научается ходить, а затем и говорить, что чрезвычайно расширяет его деятельные контакты с взрослыми, со средой и возможности проявлять свою активность. В ходе усвоения действий с предметами, в дальнейшем -- и оценочных суждений, понятий, самих способов «думанья», т. е. как бы делая своим опыт, передаваемый ему окружающими, ребенок в то же время приобретает и собственный опыт деятельности. Уже к концу раннего детства у него обнаруживается стремление действовать самостоятельно (даже там, где он еще явно не может обходиться без помощи старших). Сознание собственного желания («я хочу»), попытки справиться своими силами («я сам») приводят к новому уровню отношений к людям, вещам, занятиям. Все это -- формирующийся внутренний мир, влияющий на степень и своеобразие активности ребенка.

В дошкольные годы (от 3 до 7 лет) рост активности и неугомонное желание пробовать себя в различных начинаниях, забавах проявляются очень ярко: в непрестанном действовании,  в тяге к впечатлениям, доставляемым органами чувств, в стремлении говорить. Ребенок испытывает настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей. В эти годы активность выступает в расположенности к играм, к фантазированию - характерней черте дошкольного детства. В играх укрепляется и развивается человеческая потребность в активном воздействии на окружающее. В них ребенок проявляет инициативу, испытывает желанную полноту нагрузки, наслаждается открытиями нового. Такова начальная школа ребенка, где познание неразрывно связано с воображением и действием, совершаемым свободно, по внутреннему побуждению.

       Одаренность — это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. Отнюдь не все одаренные и талантливые дети с малого возраста поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. 

Под одарённостью ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одарённость» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность — это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

Анализ проблемы развития одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) — выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Изучая талантливых детей, психологи характеризуют одаренность следующим образом.

     Основываясь на этих наблюдениях, Н.С. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта! Под одаренностью ребенка А. Панфилов понимает более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни.

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей:

1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам;

3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности.

Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей. К таким детям нельзя подходить со стандартными мерками, так как их обучение по традиционным методикам губит креативность. Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).

1.2 Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.

       Умственный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытыми ряд вопросов, которые требуют поиска ответов на них.

Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6-7 лет). Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность. Структура умственной одаренности у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной активности, умственных способностей и специфически дошкольных видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект. В русле данного подхода одаренный дошкольник — это не тот ребенок, который быстрее переходит к обучению по школьным программам, а тот, который в наиболее полной степени проживает свой возраст.

         Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, которыми овладевает ребенок. Хорошо известно, что сам Л.С. Выготский в качестве основного средства выделял знак, и прежде всего, понятие. Однако, в более поздних исследованиях (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н. Н.Поддьяков и др.) было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным является использование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наиболее существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справляться со своими непосредственными побуждениями, произвольно организовывать свое поведение.

Еще в исследованиях А.Н .Леонтьева, А.Р .Лурии, Д.Б .Эльконина и других было показано, что при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному (от 3 до 4 лет) при решении ребенком самых разных задач происходит переход от направленности на предмет к направленности на себя, на поиск нового способа взаимодействия с реальностью. Естественно, что ребенок-дошкольник не осознает все составляющие выполняемого им действия, не осознает применяемого им способа во всей полноте. Но уже появляется осознание самого факта применения нового способа, направленность на произвольное и осознанное его построение и использование.

          При таком подходе одним из основных вопросов при обсуждении проблемы детской одаренности является вопрос о видах способностей ребенка-дошкольника с позиции развития различных способов опосредствования. Специальные исследования показали, что можно выделить две основные группы таких способностей.

Первая группа — это способности к наглядному моделированию, с помощью которых ребенок направляет себя на раскрытие объективных связей и отношений действительности. При решении задач на развитие способностей к наглядному моделированию ребенок должен отвлечься от своего отношения к реальности, от собственных эмоций и выявить объективные характеристики действительности, применяя существующие в культуре средства, в данном случае — наглядные модели. Например, в задачах на составление плана комнаты для игры в прятанье предметов ребенок должен выявить существенные для решения задачи пространственные отношения между предметами, отвлекаясь от своих непосредственных впечатлений (яркая картинка или новый предмет в помещении групповой комнаты).

Вторая группа способностей — это способности к символизации, посредством которых ребенок проявляет и обобщает свое отношение к действительности. Здесь ребенок с помощью существующих в культуре средств (цвет, форма, структура предметов, персонажи сказок и т.п.) выражает свою субъективную позицию по отношению к реальности. Например, в живописи с помощью цвета ребенок проявляет свое собственное осмысление ситуации в символической форме (что для него является злым, добрым, грустным, веселым).

В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:

  • первый этап (2 –3 года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;
  • второй этап (3 – 4 года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности;
  • третий этап (4 - 5 лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;
  • четвертый этап (5 – 6 лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;
  • пятый этап (6 – 7 лет) само проявление одаренности.

Следующий период проявления одарённости (11 – 14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.

Исходя, из выше изложенного мы видим, что, Одаренность, как системное образование личности является координатором, способствующим нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться и ориентироваться в окружающем его мире.

2.Методические рекомендации, по работе с одаренными детьми.

2.1. Методики выявление детской одаренности

       Для выявления особенностей основных компонентов детской одаренности использует следующие методики. Эти методики используют для предварительной  оценки детской одаренность,  что имеет смысл при отборе детей в группу одаренных.

Метод «Учебная деятельность» ориентирована на оценку возможностей ребенка в области образного мышления. Предлагаемое дошкольнику поручение выявляет осознание им смысла модели и умение применить обычнейшую модель для проигрывания вида.

Метод «Последовательность картинок» обычно используется для оценки возможностей ребенка в области закономерного мышления. Ребенку для заключения предлагаются 3 задачки (первая – вводная), в коих потребуется выложить очередность из 5 иллюстраций с соблюдением причинно-следственных связей эпизодов, изображенных на данных иллюстрациях.

Метод «Дорисуйте фигуру» (модификация способа Е.Торренса, созданная О.М.Дьяченко) ориентирована на оценку возможностей дошкольника в области продуктивного фантазии.

При проведении способа ребенку предлагается поочередно 10 карточек, на всякой из коих изображена фигура неопределенной формы. Ребенок обязан дорисовать любую фигурку так, чтобы вышла какая-нибудь иллюстрация.

Метод «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант способа Е.Торренса) ориентирована на выявление познавательной энергичности. Ребятам поочередно демонстрируют сюжетные рисунки и требуют их выдумать вопросы, которые возможно задать о том, что нарисовано на данных иллюстрациях. Метод разрешает обнаружить творческую инициативу, которая отображается в содержании вопросов.

После того как группа умственно одаренных детей сформирована, умственно одаренным дошкольникам предлагается несколько другой набор методик. Это связано с тем, что выполнение заданий, предлагаемых обычным детям, является слишком легким для детей с высоким уровнем умственного развития, что не позволяет дифференцированно проанализировать уровни развития способностей умственно одаренных дошкольников. При этом задания охватывают те же области познавательного развития, что и задания, предлагаемые обычным детям.

Методика «Учебная деятельность», направленная на определение уровня развития способностей в области образного мышления, проводится так же, как с детьми обычной группы детского сада.

Методика «Куб Линка» направлена на выявление уровня развития способностей в области образного мышления у дошкольников, способности строить внутреннюю пространственную схему размещения элементов в трехмерной фигуре.

Ребенку даются кубики, стороны которых окрашены в три разных цвета (красный, желтый, зеленый). Каждый кубик имеет три грани одного цвета, две грани – другого и одну – третьего цвета. Из этих кубиков ребенок должен построить четыре фигуры, вся видимая поверхность которых имеет одинаковый цвет. Общая форма и количество элементов каждой из таких фигур задаются ему в виде плоскостных образцов, вычерченных на листе бумаги.

Методика «Самое непохожее» (разработана Л.А.Венгером) направлена на выявление уровня развития способностей в области логического мышления и определяет способность ребенка выделять признаки объектов и сравнивать по этим признакам их между собой.

Методика «Выбор стратегии поиска» – упрощенный вариант методики, разработанной Дж. Брунером. Направлена на определение уровня развития способностей в области логического мышления, выявляет способность ребенка решать логическую задачу наиболее целесообразным путем, используя понятийные обобщения как средства решения. Ребенку предлагается угадать с помощью вопросов одну из нескольких картинок, задуманную взрослым.

Методика «Сочинение сказки» направлена на определение уровня развития творческих способностей (на словесном материале).

Ребенку предлагается сочинить свою собственную сказку, «какую раньше никто не читал и не слышал». Тема сказки задается взрослым (например, про зайчика).

Методика «Вопросы к картинкам», направленная на выявление познавательной активности, проводится так же, как с детьми обычной группы детского сада.

Методика «Перцептивное моделирование» направлена на определение степени овладения моделирующими перцептивными действиями. Для выполнения задания дети должны зрительно расчленить фигуру (круг или квадрат) на заданные элементы. Для этого необходимо объединить в плане представления эти элементы, изменив их пространственное положение, соотношение и ракурс.

Методика «Схематизации» направлена на определение степени овладения действиями образного мышления. Задания этой методики выявляют умение детей ориентироваться в пространстве, используя разные формы схематического изображения пути (включающие ориентиры и направления движения).

Методика «Систематизация» выявляет уровень развития способностей в области логического мышления, уровень овладения сложными формами систематизации: классификацией, сериацией и их сочетанием. Для решения задач ребенок должен при размещении фигур в таблице учитывать принцип построения такой таблицы: сочетание классификации фигур по форме и сериации по величине.

«Мультипликативная классификация» – методика Ж.Пиаже, направленная на определение возможности проведения ребенком классификации материала с учетом одновременно двух оснований классификации.

Для обычных детей характерно наиболее высокое развитие способностей в области воображения и образного мышления при некотором «западании» уровней развития способностей в области логического мышления и познавательной активности.

Для одаренных детей характерно иное соотношение основных умственных способностей и познавательной активности. Это выражается в опережающем развитии способностей в области логического мышления и высокой познавательной активности на фоне достаточно высокого уровня развития способностей в области образного мышления и воображения.При этом выявляются качественные различия в выполнении обычными и одаренными детьми заданий методики «Вопросы к картинкам». У одаренных детей, по сравнению с обычными, преобладают вопросы, направленные на выявление отношений действительности и позволяющие расширить собственные познавательные возможности.

     Умственно одаренные дети могут показать высокие результаты по всем методикам после специального обучения. Изменения в соотношении основных видов умственных способностей и познавательной активности одаренного ребенка носят индивидуальный характер.

    Соотношение основных компонентов познавательной сферы одаренных дошкольников характеризуется высоким уровнем умственного развития, особенно логического мышления, и высокой познавательной активностью. Однако анализ этого соотношения у каждого ребенка и изменений в структуре одаренности в результате образовательной работы позволяет говорить об их индивидуальном характере и о разных формах умственной одаренности, что важно учитывать при построении образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками.

      Возрастание уровня развития образного мышления в ряде случаев ведет к изменению соотношения видов умственных способностей и познавательной активности. Например, до обучения характерным в соотношении основных компонентов было преимущественное развитие логического мышления и познавательной активности при относительно сниженном уровне образного мышления и воображения. То после образовательной работы различия в уровнях развития образного и логического мышления могут стать минимальными, а уровень развития воображения вырасти.

       Если образовательная работа педагога строится правильно, то будет наблюдаться выравнивание уровней развития за счет «подтягивания» более слабых звеньев.

   

   

2.2. Принципы, цели и обучения одаренных детей

        Общие принципы обучения. К основным общим принципам обучения одаренных, детей дошкольного возраста, относятся:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения, который заключается в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме;

- принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровня трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям3.

Цели образования. Психологические особенности одаренных детей, наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся, обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

     Одаренные дети должны усвоить знания по всем предметным областям, составляющим общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и формирование компетенций в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей.  

     Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей, дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на них общество в первую очередь возлагает надежды, связанные с решением актуальных проблем современной цивилизации.

     Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – важная задача обучения одаренных детей. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

     Конкретные цели обучения одаренных детей определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, как оно будет применяться);

- создание условий для развития творческой личности;

- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

Заключение

        Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество точек  зрения и подходов к определению  одаренности. Возникает острая необходимость  в особых, научно обоснованных методах  работы с детьми с различными видами одаренности. Нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

 Одаренность представляет собой комплексную  проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных  детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования  для работы с одаренными детьми. Особенности, присущие одаренным, обогащают  нашу жизнь во всех ее проявлениях  и делают их вклад в нее чрезвычайно  значимым.

Важен постоянный рост мастерства и педагогической гибкости. Необходимо умение отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

        Работа  с одаренными детьми выступает одним  из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Дошкольное образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование  по самой своей природе обязано  заботиться, в первую очередь, о большинстве  детей.

Список источников

1.        Внатер, В. Помощь в развитии одаренных детей / В. Внатер // Одаренный ребенок. – 2010. - № 2.

2.        Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. – М., Знание, 1991

3.        Зеленина, Е.Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? / Е.Б. Зеленина // Народное образование. – 2010. - № 8.

4.        Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. – М., Просвещение, 1991.

5.        Лейтес, Н.С. Бывают выдающиеся дети / Н.С. Лейтес // Семья и школа, № 3. – 1990.

6.        Работа с одаренными детьми: теория и практика: учеб- но-методическое пособие / Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова, З. В. Крецан, Н. И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 110 с.

7.        Рабочая концепция одаренности / Ю. Д. Бабаева и др.; Д. Б. Богоявленская (ответственный редактор); В. Д. Шадриков (научный редактор). – 2-е изд., доп., перераб. –– М., 2003. – 90 с.

8.        Савенко, А.И. Одаренные дети в саду и школе / А.И. Савенко – М., Академия, 2000.

9.        Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: материалы 79 ВНПК: в 3 ч. Ч. 1. Педагогика одаренности: осмысление теоретических аспектов / под ред. И. Н. Тоболкиной, Т. Б. Черепановой, г. Томск, 25–26 марта 2010 г. – Томск: Изд-воТомского ЦНТИ, 2010. – 267 с.

10.        Терасье, Ж.К. Сверходаренные дети / Ж.К. Терасье. – М., 1999

11.        Ушаков, Д. Откуда берутся и куда деваются вундеркинды? / Д. Ушаков // Школьный психолог. – 2008. – № 18.

12.        Хеллер, К.А. диагностика и развитие одаренных детей и подростков. Психология развития / под ред. А.К Болотовой и О.Н. Молчановой, – М., ЧеРО, 2005

13.        Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность / В.С. Юркевич // Учебная литература. – М., Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...