Сценарий совместной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мелешко Наталья Васильевна

Сценарий совместной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий совместной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Тема: «Знакомство с Хозяйкой русской избы»

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

 Программное содержание:

  – пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;

 – развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;

 - воспитывать  эстетическое чувство  на основах народного творчества и ремесел

Словарная работа:

 Обогащение словаря: пригожие, колышут, ухват, чугунок, расписной, ухват

Активизация словаря:  печь, сундук, изба.

 Оборудование:  

Демонстрационный материал:  “ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, старинная посуда, ухват).

ХОД  СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитатель:    - Ребята, сегодня мы побываем в гостях  у Хозяюшки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе.  Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом.

       У входа в избу встречает хозяюшка.

       Хозяюшка: - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

                           Домом жить – не лукошко шить,

                           Домом жить – не развеся уши ходить,

                           Домом жить – обо всем тужить.

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

       Хозяюшка: А почему Русь называют деревянной?

       Дети отвечают.

       Хозяюшка:  Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.

Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и

потолок, и стены, и мебель, и посуда.  

Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь.  Горница у меня небольшая да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам  вещей. А еще за печкой живет домовенок Кузя. Ну-ка Кузьма иди к нам, знакомься с детками. Мы  вам будем  загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить.  

Кузя : Вот и первая загадка.

 Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут …

       Хозяюшка:   - Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он?

- Смотрите, сколько добра в сундуке,   как  много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

-  С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи?

 Кузя :  -  Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.

 Мы в лесок шагаем с мамой,

Я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок

Яркий ситцевый ….  

- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках.

Звучит мяуканье  кошки.

       Хозяюшка:   - Ой, а кто это к нам пришел?  

- Это мой котя-коток,  котя  беленький лобок.  Этот котик очень любит спать там, где тепло.

Кузя :  - Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?

- Правильно, печь.

       Хозяюшка:   Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток

Дремлет котик на печи,

Ждет румяны калачи.

- Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь.

Кузя :  - Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней А ещё пекли пирожки.

       Хозяюшка:   - Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …   (чугунок)

- Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить?

Кузя :  - Какие вы  умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?   А почему?

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....  (ухват)

       Хозяюшка:       Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой.  А  какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке.

Кузя                   Эх, возьму я в руки балалайку,

                        Да потешу я свою хозяйку!

                        Сядем, братцы, все рядком

                        Да частушки пропоем! (Исполнение частушек.)

       Хозяюшка:   Ах! В тереме расписном я живу,

                           К себе в избу всех гостей приглашу!

                           Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

                           Самовар в руках несу, прибауточки пою.

                           Эх, чай, чай, чай…

                           Уж ты, кумушка, встречай,

                           Прибауткой привечай. (Вынимает из печи блины,)

       Как для вас, мои друзья, наварила, напекла

       Девяносто два блина, два корыта киселя,

       Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

       Хозяйку потешьте – пирогов моих поешьте!

       Не красна изба углами, а красна пирогами!

Хозяюшка разливает чай, угощает детей блинами.

           Хозяюшка:      Чай пить – не дрова рубить!

-Развеселили вас частушки, согрел мой чаек? А помогли мне

в этом мои помощники: печка-барыня, самоварище – дружище, у которого сверху

– дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода.

       Да вот эти четыре братца:

       Одним кушаком подпоясаны,

       Под одной шляпой стоят.                 (Показывает на стол.)

       А это мои голубки,

       которым место – у прорубки.           (Раскладывает ложки.)

Кузя         -В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

             Хозяюшка:           Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

       Воспитатель. Наша хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Она

прибирает, она подает, одним одна за всех отвечает.

             Хозяюшка:           Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали,  познакомились с новыми вещами в моей избе.  С чем мы познакомились?

- А кто из вас был в деревенской избе?

- Из чего вы ели кашу в деревне?

- Сундук видели у бабушки?

- Что ваша бабушка в нём хранит?

       Воспитатель:     Красны девицы да добры молодцы,

                               Собирайтесь, наряжайтесь,

                               На гулянье отправляйтесь.

                               Спасибо вам, хозяюшка!

                               Наделил бы вас Господь

                               И житьем, и бытьем,

                               И здоровьицем.

           Хозяюшка:      - Я  очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста "Мы гордимся Вами, ветераны"

Проект посвящается формированию у детей чувства патриотической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, формированию патриотических чувств, основанных на ознак...

Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля».

Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля»....

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В ГОСТИ К НАМ РЕЧКА ПРИШЛА» (с использованием игровых технологий, развивающих игр и ИКТ)

Актуальность: Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогом встает задача формирования у дошкольников основ культуры рациональ...

Сценарий "Изобретатели с элементами ТРИЗ - технологии: непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Непосредственно образовательная деятельность с элементами ТРИЗ - технологии с воспитанниками старшего дошкольного возраста "Изобретатели"...

Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"

Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"...