"Формирование чувства любви к родному городу, к России."
консультация (старшая группа) на тему

Шмелева Палина Григорьевна

Консультация из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chuvstva_lyubvi_k_rodnomu_gorodu_k_rossii.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ

К РОДНОМУ ГОРОДУ, К РОССИИ»

(из опыта работы)

Воспитатель,

Шмелева Палина

Григорьевна

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося

 над землёй, заботливый садовник укрепляет

 корень, от мощности которого зависит жизнь

 растения на протяжении нескольких десяти –

 летий, так учитель должен заботиться о вос -

 питании у своих детей чувства безграничной

 любви к Родине”.

 

     «С чего начинается Родина?» - слова известной песни многие десятилетия заставляют задуматься об истоках развития чувства патриотизма. Когда и как надо начинать развивать личность, обладающую качествами гражданина – патриота Родины, способную успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время, обладающую высокой нравственностью. Чувство Родины… С чего оно начинается? Ученые установили, что у человека есть ген патриотизма. Ребенок с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле, воспринимаемыми как естественная и привычная среда обитания.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

     Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

   Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

   “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков). В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

   Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

   Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

   Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

   Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

   К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

   Исходя из этого данная, работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, к родной земле, защитникам Отечества;
  • познакомить с родным городом и его достопримечательностями, историческим прошлым;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, ее столице;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

   Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

   Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

   Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

     Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.

   Гораздо важнее, создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, что нужен.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Именно в семье происходит усвоение ребенком общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам, к Родине, где он родился и вырос. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

   Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

   Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

    Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.

      Особо значимым является место, где ребенок проводит большую часть активного времени в течении недели: его –детский сад – вторая семья. Поэтому воспитываем уважение к труду работников дошкольного учреждения.

   Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать детский сад вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

   Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитывали следующие принципы:

Энциклопедичности;

Краеведческий;

Интегративности  (сочетание всех видов деятельности при знакомстве с родным краем, сотрудничество с другими организациями);

Культурологический (приобщение детей к истокам культуры);

Тематический (деление материала на темы);

Наглядности.

 Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

  В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

  Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

   Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.

   Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест- с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад, с города, которому принадлежит эта улица. Вначале было знакомство с территорией детского сада, затем зона знакомства расширилась до особенностей улицы, а затем и до достопримечательностей города. Экскурсии проводились в разное время года. Тематика экскурсия «Музей боевой славы», к Вечному огню, «Музей железной дороги», «Библиотека», «Школа», «театр «Аистенок»

  Важными методами и приемами в работе по ознакомлению с родным краем являлись: рассматривание карты Иркутска; занятия («Я- Сибирячок»), беседы об известных людях города; чтение стихотворений; просмотр видеоматериалов и др. Представления и впечатления о родной природе в работе осмысливались и углублялись при использовании в работе с детьми художественной литературы. Дети учили стихи местных поэтов. Слушали песни о нашем городе, родном крае, стране.

   Знакомство детей с родным городом, с природой родного края, культурой нашего народа дало детям возможность не только повысить интерес детей к жизни, к окружающим, к обществу, развить чувство патриотизма, но и развили у детей активную речь. Обогатило словарь. Дало возможность осознавать свое собственное я как члена семьи и общества.

   Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

 Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)

Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу

Люди берегут и охраняют природу

Есть общие профессиональные и общественные праздники

  Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской Федерации.

  Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

   При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…)

   Природа родного края помогает воспитывать в детях чувство прекрасного, стремление сохранять и приумножать ее богатства. Учим воспринимать красоту родной природы и испытывать радость общения с ней через экскурсии и прогулки   в лес, парк, где дети учатся бережному отношению к природе. Была организована поездка в «Ботанический сад». Оформлены тематические папки о природе родного края, составили гербарий растений нашего города, альбом «Полезные ископаемые нашего края»,» Лекарственные растения»

   Знакомство с природой родного края происходит также через творчество местных художников. Учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает игровой вид деятельности, использовали подвижные игры народов нашего края, настольные, дидактические.

   Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (Чайковский, Прокофьев), художественные произведения (стихи Блока, Есенина), изобразительное искусство (картины Левитана, Шишкина). Необходимо, чтобы произведения были высокохудожественными.

   Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя). Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с “характером” российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

   Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

    Мы знаем, что дети нашей группы на всю жизнь сохранят те крупицы знаний о городе, стране. Которые им были даны, обязательно будут проявлять любовь к своему городу, к своей стране в своих делах, поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»

1) объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей старшего возраста к познанию своего города Усть-Лабинска и Краснодарского  края; 2) распространение педагогических знаний о ...

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу Тимашевску у детей дошкольного возраста».

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу Тимашевску  в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для воспитателей "Воспитание любви к родному городу"

Данный материал поможет многим воспитателям определиться с чего надо начинать работу по нравственному воспитанию у детей дошкольного возраста. Как воспитать интерес и любовь к городу в котором мы живе...

"Формированиечувства любви к родному краю в прцессе экологического воспитания"

Семинар для воспитателей старших и подготовительных к школе групп...

«Формирование чувств патриотизма, любви к родному городу, к России у дошкольников»

"Формирование чувств патриотизма, любви к родному городжу, к России у дошкольников"...

«Формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, к России» - консультация для педагогов

    В наше время стала очень актуальной проблема  формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России....