"Формированиечувства любви к родному краю в прцессе экологического воспитания"
консультация (старшая группа) по теме
Семинар для воспитателей старших и подготовительных к школе групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»
ТЕМА:
Семинар-практикум для воспитателей старших
и подготовительных к школе групп
Воспитатель: Нехаева Т.В.
Февраль, 2014 год
Введение
Актуальность. Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка, в котором создаются предпосылки для развития индивидуальности. Одно из главных условий формирования чувства любви к родному краю - это процесс экологического воспитания. Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это начало чувства любви к Родине. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Этого можно достичь только при условии создания целостной и гибкой системы подготовки воспитателя к организации работы по экологии в ДОУ.
Теоретическое исследование формирования чувства любви
к родному краю в процессе экологического воспитания
Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности, становления самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение любви к родному краю, как средству воспитания детей: К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе родного края, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, в том числе затронуто и воспитание любви к родному краю:
-Программа А.Вересова «Мы земляне»;
-Программа Н.А.Авдеевой и Г.Б.Степановой «Жизнь вокруг нас»;
-Программа Ж.Л.Васякиной-Новиковой «Паутинка»;
-Программа Т.А.Копцевой «Природа и художник»
-Программа Н.А.Рюкбейль «Чувство природы»;
-Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа».
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).
Изучение особенностей формирования чувства любви
к родному краю у детей дошкольного возраста
Чувство любви к родному краю начинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности юного эколога.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, столицей и символами.
Задача воспитателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данного края. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Изучение особенностей формирования любви к родному краю должно учитывать следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер.
Задачи, которые лежат в основе формирования чувства любви к родному краю:
1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
2. Ознакомление с традициями, историей, культурой и развитием родного края.
3. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
4. Воспитание уважения к труду.
5. Формирование элементарных знаний о правах человека.
6. Расширение представлений о городах России.
7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Главная цель экологического воспитания - формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому экологическому воспитанию следует уделять большое внимание. Необходимо решать следующие задачи:
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей.
2. Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений.
3. Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
4. Упражнять в определении состояния погоды.
5. Закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц.
6. Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому.
7. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Методические рекомендации
Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и культурными особенностями должна иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой родного края являются: НОД, беседы, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой родного края. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала - песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы включает в себя наблюдения за растениями и животными, дети привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
Методы ознакомления детей с природой родного края:
- Наглядные методы.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В процессе руководства наблюдением используются разнообразные приёмы - вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.
Рассматривание картин - картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран - используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы, презентации. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы - росте и развитии растений и животных, о труде взрослых.
- Практические методы.
Дидактические игры - уточнение и закрепление имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы: игры с природным материалом («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и др.), настольно-печатные игры («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» и др.), словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно»).
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.
Труд в природе - организуется в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Опыты и эксперименты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях, которое предполагает активное воздействие на предмет или явление. Их используют как способ решения познавательной задачи, решение которой требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
- Словесные методы.
Рассказ воспитателя - расширение знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, ознакомление с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10-15 минут.
Беседа - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми.
Чтение художественной литературы - богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
Какой будет Земля ближайшие десятилетия, зависит от наших детей. Поэтому крайне важно с первых лет жизни вложить в их головки и сердца любовь к природе и чувство ответственности за свои поступки.
Все изменения нужно начинать с самих себя. Чаще выбираться на природу. Изучив местность, рассказывать ребенку о парках и лесах, которые находятся поблизости. Во время прогулок акцентировать внимание крохи на свалках с мусором, сломанных деревьях, которые попадаются на пути. Спросить, нравится ли ему такая картина? В тоже время учить видеть и красивое: росток, пробивающийся сквозь трещину в асфальте, деревце, склонившееся над рекой, радугу после дождя. Нет ничего лучшего, чем личный контакт ребенка с животным.
Обучая ребенка азам чтения, необходимо выбирать добрые сказки, стихотворения о животных, рассматривать картинки в специализированных энциклопедиях. Превосходно влияет изобразительное искусство. Вариантами творческих заданий могут быть поделки из природных материалов, рисунки животных и растений, всевозможные гербарии. Зимой вместо покупки живой елки сделайте праздничный букет из хвойных веток.
Если ребенок не может и дня прожить без компьютера, постарайтесь показать, что в глобальной сети кроме игр и социальных сетей есть много действительно полезных ресурсов.
Даже время, проведенное перед голубым экраном, может пойти на пользу. Ведь в пакете кабельного телевидения есть масса интересных и познавательных каналов. Пусть малыш увидит, насколько разнообразен мир вокруг него.
Теорию следует подкреплять практикой: делать вместе кормушку для птичек, разбивать цветочную клумбу и др. Изучать экологию можно и нужно в игровой форме.
Необходимо создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Гуманное отношение к природе родного края поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе родного края. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Воспитание любви к родному краю
через экологическую культуру дошкольников
Формирование бережного отношения к природе базируется на чувственно-эмоциональном опыте. В своей работе мы стараемся, чтобы дети усвоили этот опыт.
Для этого в группе созданы все необходимые условия. Имеется хорошая эколого-развивающая среда: небольшая экологическая мини-лаборатория, фонотека. Достаточно большое место в группе занимает природный уголок с комнатными растениями, макетами, которые отображают природу родного края, подобран иллюстративный материал по природе родного края. Всё это позволяет расширить и обогатить предметную среду в группе, поддержать интерес к изучению природы родного края.
Для поддержания познавательного интереса к природе, используются игровые приёмы, экологические проблемные ситуации и вопросы, элементы драматизации.
Элементы ТРИЗа позволяют сделать процесс познания окружающим более интересным, ребенок сам становится активным преобразователем природы, соблюдая принцип «Не навреди!». С помощью элементов ТРИЗа дети спасают воробья от кошки, предлагая разные способы спасения. При этом они рассуждают, у них развивается воображение. Дети сопереживают с любимыми сказочными героями, учатся видеть, когда другому трудно, понимают, что такое жалеть, что надо уметь жалеть, радуются успеху. У детей формируется эмоциональная отзывчивость. Воспитание нравственности, духовности и интеллекта - это три составляющие, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и способствуют воспитанию гражданина своей Родины.
Но мало знать морально-этические нормы и правила, надо уметь их соблюдать. А дети, в силу возраста, неуравновешенности психических процессов, неадекватной моторно-двигательной активности их часто нарушают. Поэтому очень много внимания уделяется закреплению правил поведения в бытовой деятельности, на улице, во время экскурсий. Неоценимое значение в решении вопросов нравственно-патриотического воспитания играют прогулки и экскурсии в лес, на водоём, в парк. Дети получают неоценимую возможность познакомиться с особенностями своего родного края. Это такие темы как «Что растёт в нашем лесу?», «Путешествие в весенний лес» и др. Во время экскурсий обращается внимание на охрану, бережное отношение к растениям, животным, птицам, насекомым - это очень важно для реализации задачи экологического воспитания. Вместе с детьми в лес ходят Незнайка, синичка Зинька, сказочный персонаж Лесовичок, которых дети учат беречь и любить родную природу.
Впечатления от увиденного дети закрепляют в играх, беседах, развлечениях. Интерес детей возрастает, если материал даётся в сравнении с другими природными зонами, используется приём сравнения, например «Почему белый медведь не живёт в наших лесах?», «Чем похожи наши берёзки и берёзки в северной тайге?», «Почему у нас нет пальм?» и так далее. Этот приём побуждает детей к дальнейшему познанию жизни, к самосовершенствованию.
К работе привлекаются родители, через такие формы, как трудовые десанты, изготовление кормушек для птиц «Птичья столовая», обмен опытом семейного воспитания, анкетирование, диагностические наблюдения за детьми в природе, консультации. В группе можно оформить альбом творчества «Рассказываем о природе». Это способствует не только расширению познавательной деятельности, но и отражению своего отношения к окружающим. Воспитательное значение всех этих форм состоит в том, что у детей происходит накопление эмоций, которые постепенно превращаются в сложные нравственные чувства, побуждающие ребенка к дальнейшему познанию жизни. А это формирует у ребенка гражданскую позицию. Полученные знания закрепляются в трудовой деятельности, так как именно через труд в природе у детей формируются поступки, поведение, отношение к природе, к человеку.
Чем разнообразнее проходит экологическая деятельность по ознакомлению детей с природой родного края, тем большее значение она имеет для формирования экологически грамотного поведения в природе, в быту. А эти впечатления, знания, отношение к окружающему перерастают в чувство любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания
Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...
«Знакомство дошкольников с природой родного края – как элемент экологического воспитания»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 34 «Сказка» ...
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста» организован в целях повышени професс...
- Мне нравится (1)