«Знакомство дошкольников с природой родного края – как элемент экологического воспитания»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Долгополова Елена Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Сказка»

 

 

 

 

                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

«Знакомство дошкольников с природой родного края – как элемент экологического воспитания»

                                                                               

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Долгополова Елена Васильевна,

воспитатель первой категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Майкоп

2018 г

Актуальность проблемы:     

 «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

                                                                                           В. А. Сухомлинский

     В наш век ускоренного развития, мы все везде и всюду спешим, стараемся никуда не опоздать. И подчас напрочь забываем оглянуться по сторонам. Мне иногда так хочется крикнуть: «Люди остановитесь, оглянитесь вокруг. Вот лопнула первая почка, появился первый клейкий листок, он как новорожденный стыдливо выглядывает из своей колыбельки, тянется к солнышку, вот там среди уже позеленевшей травы вытыкают свои головки первые цветы. А воздух… воздух наполнен ароматами расцветающих деревьев. Это пахнет весна!»

     А люди все бегут мимо, не обращая внимание на эту красоту. Мало того, мы – люди разучились беречь ее. Она – природа для нас уже как данность, поэтому мы можем позволить себе сорвать в лесу цветок, который нам понравился, тут же выбросить мусор, развести костер. Мы как потребители. Но скажите, надолго ли ее хватит?! Не пора ли остановиться и задуматься, что же мы делаем не так.

     Я понимаю, что взрослых уже не переделать, но дети… Они частичка этой природы и кому как не им беречь, охранять и преумножать нашу природу. Именно поэтому я считаю своим долгом научить своих детей, а они для меня все «свои», беречь и охранять природу своего родного края.

 

Цель: Обогащать знания детей о природе родного края.

 

Задачи:

  • Знакомить детей с природой родного края, ее достопримечательностями.
  • Развивать чувство гордости за свою республику.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, растениям.

Краткое описание результатов: Дети познакомились с достопримечательностями нашей республики. Усвоили правила поведения в природе. Запомнили названия обитателей Кавказского биосферного заповедника. И в целом, для себя отметила, дети стали относиться к растениям и животным бережно. 

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В его основе лежит процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром. Отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Именно поэтому очень важно сформировать у дошкольников представления о природе и формы отношения к ней. Это возможно только лишь при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

      Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое находится рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработки на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

     И тут, как мне кажется, нет ничего лучше, как прибегнуть к знакомству с малой Родиной ее природой, животными и растениями. Дать ребенку понятие, что мы тоже часть природы и поэтому должны научиться сосуществовать с ней в мире.

   В прошлом году мы набрали детей 2-х летнего возраста, большая половина которых не разговаривала. Уже сейчас по истечении 1.5 лет наши детки отвечают на проблемные вопросы, с удовольствием участвуют в проведении опытов; различают деревья береза, ель по внешним признакам; находят и называют листья березы (березовые) клена (кленовые). А самое главное, что им теперь и в голову не приходит раздавить муравья. Они с таким трепетом за ним наблюдают, и даже предложили помогать ему, носить соломинки в муравейник.

      В свою работу включала различные методы и приемы. Применяла игры с экологическим содержанием: «С чьей ветки детки»,  «Беги к …(елочке, березе, черемухе)». Наблюдения, рассматривание березы, клена, ели. Очень нравится детям опыты с водой и песком. В повседневной жизни предлагаю детям проблемные вопросы: «Что случилось с цветком?», «Почему цветок опустил листья?», «Что сделать, чтобы не промокнуть под дождем?» «Почему качаются деревья?» Это побуждает детей мыслить рассуждать, делать простейшие умозаключения. В этом году совместно со своей воспитанницей Барабаш Настей приняли участие в акции «Сохраним первоцвет», организованном Кавказским биосферным заповедником в номинации «Цветочная фотография»

     С прошлым набором детей мы прошли до подготовительной группы, внедряя в свою работу знакомство с природой родного края. Мы ходили на экскурсии к кургану на ул. Курганной. Посетили библиотеку, где ознакомились с литературой адыгейских поэтов о природе родного края. Просмотрели видеоролики о природе нашей республики. Изготовили совместно с детьми книгу «Лекарственные растения Адыгеи». Познакомились с представителями нашей флоры и фауны, занесенными в Красную книгу.

     И в этой работе хочу поделиться с вами конспектом занятия, которое мы провели с нашими детьми. Я надеюсь, что оно вам понравиться и кто-нибудь тоже захочет им воспользоваться.

 

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:

«Мой край родной».

    Цель. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Республики Адыгеи. Обогащать знания о родном крае.

 

Задачи:

    Обучающие задачи:

  1. Познакомить детей с Кавказским биосферным заповедником его      растительностью и животным миром; водопадами реки Руфабго.
  2. Учить понимать смысл слова «заповедник».
  3. Закрепить знания символики (флагов) России и Адыгеи; умение их дифференцировать.
  4. Обобщить знания детей о правилах поведения в лесу.
  5. Обогатить знания о Красной книге ее представителях.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение свободно общаться с взрослым, высказывать свои предположения; делиться своими внутренними ощущениями.
  2. Развивать чувство гордости за свою республику и людей ее населяющих.

Воспитывающие задачи:

 Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оздоровительные задачи:

Снятие мышечного и нервного напряжения (физкультминутка, подвижная игра).

    Словарь. Кавказский биосферный заповедник, водопады реки Руфабго, Красная книга.

    Материал и оборудование. Компьютерная презентация «Достопримечательности Адыгеи». Разрезные флаги (России и Адыгеи), шапка для игры. Экран, компьютер, карточки – схемы «Правила поведения в лесу».

Предварительная работа. Беседа: «Что такое заповедник?», просмотр слайдов «Красная книга и ее обитатели». Знакомство с символикой России и Адыгеи. Изготовление карточек – схем «Правила поведения в лесу».

Ход занятия.

    Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да!) Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие.

    Раздается звук падающего предмета и в группе появляется старик одетый в халат и чалму со свернутым ковром подмышкой.

    Воспитатель. Здравствуйте, дедушка!

    Дети тоже здороваются.

    Старик-Хаттабыч. Конечно, все здравствуйте, но я вовсе никакой не старик! (возмущается)

    Воспитатель. А кто же Вы?

    Старик-Хаттабыч. А я, да будет вам всем известно, Гассан Абдуррахман ибн Хаттаб или, по-вашему Гассан Абдуррахман Хаттабович.

    Воспитатель. Ах да! Ребята, как же мы с вами не узнали знаменитого волшебника Хаттабыча. Но постойте, каким ветром вас занесло в наш детский сад?

    Старик-Хаттабыч. Вот насчет ветра я, конечно не знаю попутный он был или нет. Но я отправился в столь опасное и длинное путешествие, чтобы посмотреть на разные страны и континенты. Но вот незадача, по дороге я попал под проливной дождь и моя борода, а также ковер-самолет промокли, и мое путешествие внезапно прервалось, так и не успев начаться. И вот теперь я здесь перед вами весь мокрый и беспомощный, как дитя. (Старик плачет)

    Воспитатель. Постойте уважаемый, Абдуррахман Хаттабыч. Я правильно услышала, что вы хотели посмотреть разные страны?

    Старик-Хаттабыч. Да, да, именно так.

    Воспитатель. А в какую же именно страну вы намеревались попасть сейчас?

    Старик-Хаттабыч. (Задумывается) О горе мне, я забыл, но у меня есть флаг этой страны.

    Старик достает из кармана флаг России.

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, в какую страну собрался наш гость? И объясните, почему вы так решили.

    Дети. Старик-Хаттабыч отправился в Россию, потому что это флаг России.

    Старик чихает: «Апчхи! Простите, я, кажется, уже простыл». Достает из кармана платок, оттуда же высыпаются какие-то разноцветные кусочки бумаги.

    Воспитатель. Ой, что это у вас? Похоже, какая-то картинка, но что с ней случилось? Мне кажется, она размокла и разорвалась на множества маленьких кусочков.

    Старик-Хаттабыч. Ай, голова моя садовая, как же я теперь узнаю, что на ней было?

    Воспитатель. Не печалься в этой беде, мы постараемся тебе помочь. Ребята, давайте соберем эту картинку.

Игра «Собери флаг».

    Старик-Хаттабыч. (Когда работа закончена) Что это такое?

    Дети. Это флаг нашей Республики Адыгеи.

    Старик-Хаттабыч. (Сокрушается) Что же мне теперь делать? Ведь я могу посетить только одну страну. Как же мне теперь выбрать?

    Воспитатель. А ничего выбирать и не придется, ведь ты уже попал в страну под названием Россия и в республику Адыгея. Наша республика лишь небольшой кусочек Огромной страны под названием Россия.

    Старик-Хаттабыч. А город как ваш называется?

    Дети. Город Майкоп – это столица Республики Адыгея.

    Старик-Хаттабыч. А что значит сие красивое слово? Сто – ли – ца – а.

    Дети. Столица – это главный город республики.

    Старик-Хаттабыч. Вы себе даже представить не можете, сколько красивейших уголков природы я пролетел на ковре-самолете, но он летел так быстро, что я ничего не смог рассмотреть.

    Воспитатель. А это вовсе не беда, ведь мы с ребятами как раз собирались в путешествие по нашей республике. Если хочешь, то ты можешь отправиться вместе с нами.

    Старик-Хаттабыч. Конечно же, я очень хочу, а что для этого нужно сделать.

    Воспитатель. Чтобы отправиться в путешествие необходимо размяться перед дорогой.

Физкультминутка.

Текст

Движения

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех.

(Потягивания – руки в стороны и вверх).

 

Начинаем приседанья –

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь три раза нужно,

Как лягушка поскакать.

(Приседания – 5 обычных и

3 раза подпрыгнуть в приседе).

 

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех.

(Потягивание – руки в стороны и вверх).

 

   

Воспитатель. Ну что ж вот вы и готовы отправиться в путешествие. Природа нашей республики очень красива и разнообразна. И я предлагаю вам побывать лишь в некоторых ее местах. Хоть я и не волшебница, но современные технологии помогают делать чудеса. Давайте сейчас закроем глаза, и я постараюсь вас перенести в одно очень интересное место.

    Дети закрывают глаза.

    Звучит запись шума водопада, на экране появляется первый из серии водопадов реки Руфабго. (Дети открывают глаза.)

    Воспитатель. Ребята, что вы видите?

    Дети. Водопад

    Воспитатель. Правильно это водопад и находится он на прекрасной горной реке Руфабго. Но на этой реке он не один и у каждого из них есть свое название. К первому водопаду ведет широкая тропа. А дальше тропа поднимается на несколько метров над землей, прерывается скользкими скальными ступеньками. Чередуясь, следуют крутые подъемы и скользкие спуски, естественной лесенкой для движения по которым являются корни деревьев. Первый водопад реки – Шум, обрываясь с высоты более 6 метров, он слышен издалека. Второй водопад Каскад, расположен в небольшом ледовом коридоре, образованном колоннадой сосулек и натечного льда. Под нагромождением из ледяных торосов слышен шум пробивающейся воды. Третий – Сердце, почти всегда мрачен. Огромная каменная глыба, выкованная природой в виде гигантского «сердца» перегородила русло реки. С правой стороны сквозь ледяную шубу, пульсируя, пробивается поток воды и попадает в узкий глубокий коньон это водопад Шнурочек.

    Хрустальные струи падающей грохочущей воды несут энергию солнца и ветра, прохладу горных ледников и свежесть лесов.

    Воспитатель. Ну как, ребята, понравились вам водопады? На какой реке они расположены? Какие названия носят и почему?

    Воспитатель выслушивает ответы детей.

    Воспитатель. Мне кажется, что вы немного замерзли, да это и не мудрено ведь вода здесь течет ледниковая с самых высоких вершин Кавказских гор.

Поэтому я предлагаю вам сыграть в адыгейскую народную игру.

Подвижная игра «Шапка».

    Все дети становятся в круг лицом. Один водящий, с шапкой в руках ходит за кругом. Его задача – незаметно положить сзади кого-либо шапку, оббежать вокруг всех детей и встать на место игрока, которому подложил шапку. Игроки, стоящие в кругу должны быть внимательны, как только шапка будет подложена, игрок сзади которого она окажется должен взять шапку и побежать за водящим. Догнав его кинуть в него шапкой. Если шапка коснулась водящего, до того как он встал на место бегущего игрока, он снова остается водящим, если нет, то водящий и игрок меняются местами и игра продолжается.

    Воспитатель. Ну что, согрелись? Теперь можно и снова в путь.

    На экране появляется изображение природы Кавказского биосферного заповедника. (Виды заповедника, его обитатели и растения).

    Воспитатель. А теперь мы с вами переносимся в другое удивительное место, которое называется «Кавказский биосферный заповедник».

    Легкий туман поднимает по руслам рек. Первые лучи солнца едва касаются снежных вершин. Редкая минута удивительной заповедной тишины… ее непостижимого волшебного пробуждения.

    Это самый крупный горнолесной заповедник Европы и один из самых старейших заповедников России. Он находится в верховьях рек Белой и Лабы. Организован для сохранения местной природы с ее представителями животного и растительного царства. В этом заповеднике можно встретить животных и растения, занесенные в Красную книгу.

    Воспитатель. Ребята, а что такое «заповедник» и для чего он нужен?

Ответы детей

    Воспитатель. А что такое Красная книга?

    Дети. Это книга где записаны растения и животные, которых на Земле осталось очень мало и их нужно  сохранить.

    Воспитатель. Правильно вы все сказали. Так вот в этом заповеднике живут зубробизоны, благородные олени, бурые медведи, западно-кавказские туры, серны, косули и кабаны… и еще множество других обитателей, которые прекрасно себя чувствуют на этой территории. 

    Не только животный, но и растительный мир заповедника уникален. Здесь также очень много редких растений. Например, наш любимый подснежник тоже находится на страницах Красной книги, а значит, требует к себе особенного отношения.

    Воспитатель. Ребята, уж коли мы попали в лес, то давайте вспомним правила поведения в лесу.

    Дети.

  1. Нельзя мусорить, нужно забирать мусор с собой.
  2. Нельзя разрушать гнезда птиц и муравейники.
  3. Нельзя ломать ветки и рвать цветы.
  4. Нельзя шуметь и кричать в лесу.
  5. Нельзя ловить стрекоз и бабочек, они приносят пользу.

    Дети называют правило, воспитатель показывает «карточку – схему» этого правила.

Воспитатель. Правильно, ребята! А вы Абдуррахман Хаттабыч все запомнили?

Старик-Хаттабыч. Да большое вам за это спасибо.

Воспитатель. Ну как вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель. Но, увы, нам уже пора возвращаться назад в детский сад. Давайте снова закроем глаза

Раз, два, три

Детсад двери отвори!

Экран выключается, дети открывают глаза.

    Старик-Хаттабыч. Да и мне уже пора домой, ковер-самолет, и моя борода уже высохли. До свидания, ребята! А на прощание я вас попрошу нарисовать всю эту красоту, которую мы сегодня видели, и отправить мне на память о вашей Республике Адыгее. Для этого я вам оставляю свой ковер-самолет. Положите на него свои рисунки, а уж он доставит их мне.

    Старик-Хаттабыч колдует и исчезает.

    Воспитатель. А напоследок, чтобы потом было легче рисовать, давайте с вами вспомним, где же мы сегодня с вами побывали?

    Дети. На водопадах реки Руфабго, в Кавказском биосферном заповеднике.

    Воспитатель. Ребята, вам было интересно? Вы не скучали? Согласны вы на следующее путешествие? Я вам обещаю, что в следующий раз приглашу вас в другие не менее интересные места нашей Республики.

 

 

 

 

Список литературы:

  1.  «Моя Адыгея» Под ред. Щербашиной Л.Д. 2009г;
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, №10 2009г;
  3. Красная книга Адыгеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к занятию2.98 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ ".

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот перио...

«Организация совместной деятельности с семьями воспитанников по знакомству старших дошкольников с природой родного края»

Родители уделяют мало внимания общению с природой.Поэтому родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело со...