«Организация совместной деятельности с семьями воспитанников по знакомству старших дошкольников с природой родного края»
статья (старшая группа) на тему

Теселкина Елена Ивановна

Родители уделяют мало внимания общению с природой.Поэтому родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация  совместной  деятельности с семьями воспитанников по знакомству старших дошкольников с природой родного края»

             Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?

Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы.

Многие дети не знают названия цветов, растений, насекомых, животных, которых могут встретить. Да и само понятие «островок природы» вытесняется машинами и домами и заводами. Родители уделяют мало внимания общению с природой.Поэтому родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы.В дошкольном возрасте экологическое воспитание, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.

Именно поэтому нужно  заниматься экологическим воспитанием дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

    Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания. Окружающий мир многообразен, это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.

     В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений на окне – «Огород на окне», который находится в каждой группе нашего детского сада. Здесь дети могут получать первые навыки выращивания растений своими руками, уход за ними, узнают об условиях произрастания различных растений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.   

       Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе родного края. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с  детьми  собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. В результате таких экскурсий дети получают знания о природе родного края, закрепляют правила безопасного поведения в природе.

     Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

     В детском саду проводятся  различные конкурсы, выставки , такие как : детские рисунки » Времена года», «Лучшая поделка из природного материала», «Осенняя фантазия» и т.д. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовлении поделок, где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

     Очень тесно ведется  работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Эффективной формой работы с родителями является, родительский клуб «Цветик- семицветик», который существует  в нашем детском саду, его могут посетить все желающие. Такая форма работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

      Так же в нашем детском саду постоянно ведется работа, направленная на привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. В том числе и по экологическому воспитанию, например природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка цветов, кустарников, деревьев, оформление кормушек). Совместное участие взрослых и детей в уборке территории, воспитывает бережное отношение к природе, обращает внимание на недопустимость мусорить на территории детского сада и на улицах города. Изготовление кормушек  и размещение их на территории детского сада воспитанниками привлекло внимание детей и взрослых к жизни окружающих нас птиц.

      Для закрепления знаний у детей  о природе родного края,  совместно педагогами, родителями и детьми, в нашем детском саду создан музей природы  .В нем представлена  экспозиция “Природа нашего края”  различными коллекциями: Семена дикорастущих и культурных растений, гербарии травянистых растений и древесных пород, спилы различных деревьев , Разнообразные камни, природные ископаемые,  насекомые, коллекция засушенных букетов, злаков и тд. Дети с огромным интересом посещают наш музей и приглашают своих родителей.