Мониторинг "Сформированность представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кирилюк Елена Валентиновна

Материал содержит подробный инструментарий  и критерии уровней знаний детей о природе родного края   и ее особенностях,.показатели мониторинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг «Сформированновть представлений старших дошкольников о природе родного края  и ее особенностях»

для детей 5-7 лет

Знания

              Критерии

Инструментарий

        Наглядный материал

Оценка знаний детей

знает

отвечает с

помощью

 взрослого

затрудняется отвечать

о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их   существования;

Определяет экосистемы по характерным признакам. В полном объёме классифицирует, обобщает. Классификация носит содержательный характер.

Что изображено на картинках.

Назови характерные признаки каждой.

Какая экосистема характерна для нашего округа?

Картинки с изображением озера, болото, луга, степь, пещеры,  лес, пустыня, тундра, тайга, море, река, океан

Характерные признаки

 Озеро- водоем, окруженный сушей, бывают пресные и соленые

Покажи какие животные и растения можно найти у озера.

Болота…

Река….

Луг-…

И т.д.

Река, озеро, болото, лес, тайга.

Знает что такое Красная книга

Беседа по вопросам:

-Что такое Красная книга?

-Зачем нужна  Красная книга Югры?

Иллюстрации с изображением Красной книги России и Югры

деятельность общения с природой, основанная на знаниях:

Знает заповедные места округа

Что такое заповедник?

Какие заповедники есть в нашем округе?

Для чего нужны заповедник?

Кто следит за заповедниками?

Если ты в заповеднике , то как ты будешь там себя вести?

Почему?

Картинки  и иллюстрации  заповедников и парков  округа:

*Государственный природный

заповедник "Юганский"

*Васпухольский заказник

* Елизаровский заказник

*Государственный природный заказник "Верхне-Кондинский"

*Природный парк "Нумто"

*Природный парк "Самаровский чугас"

Природный парк «Сибирские Увалы»

*Природный парк «Кондинские озера»

о жизни животного и его закономерностях;

Знает, как стать другом для природы?

У тебя есть друг? Как его зовут? Почему ты его считаешь другом?

 А тебе плохо без друга? Почему?

Серия картинок:

Кто из ребят друг природы а кто- нет? Почему?

Посмотри на картинки и скажи как помочь природе в этой

о тождестве человека с другими живыми существами проявляющихся в природоохранных поступках, уходе за объектами природы.

Подумай и скажи : можно ли стать другом для природы?

Кто такой друг природы?

Можешь ли ты себя считать другом природы? Почему?

ситуации ( не разорять муравейники, подвязать веточку березы, замазать кору поранен- ного дерева, глиной, чтобы не вытекал сок и др.)

Можно использовать знаки предупреждения(экологические)

Накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой

и на основе формирования отношения к природе.

Флора и фауна –основные понятия

Посмотри на картинки и скажи кто здесь изображен? (Царица Флора и царица Фауна)

Чем правит царица Флора? Фауна?

Картинки Царица Флора в цветах, растениях

Царица Фауна символизирует животный мир

Знает животных нашего края выделяет «краснокнижников»

Как называется наш округ?

Знаешь ли ты символ нашего округа? Города?

Что изображено на гербе?

Альбом с гербами города, округа, России, Москвы

Классификация картинок животных нашего края , и «краснокнижников»

Знает растительный мир нашего края

Расскажи  какие растения есть в нашем лесу.

Классификация растительного мира округа

Набор карточек.

Ягоды  (морошка, голубика, черника, клюква, брусника, малина, земляника, шиповник, рябина, калина, черемуха)

Грибы-….

Деревья-…

Кустарники-…

Травы-…

Цветы-…

Называет растения- «краснокнижники»

Какие из этих растений необходимо сохранять, какие считаются редкими?

Знаешь ли ты их названия.

Что ты о них можешь рассказать?

Набор картинок.

Понимает экологические знаки, их назначение

Вспомни какие знаки существуют вокруг нас.

Какие знаки и где применяют? Для чего?

Найди  дорожные знаки

Музыкальные знаки

Математические знаки

А какие знаки еще есть?

Что они означают?

Где их можно располагать или встретить?

Для чего и кого  нужны такие знаки?

Набор карточек знаков дорожных, ноты, математические и экологические

Уровни

Возраст

детей

(группа)

Старший дошкольный возраст

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Знает свою фамилию, имя, отчество , возраст и дату рождения.

Знает всех членов своей семьи и ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству.

Самостоятельно ориентируется в помещении и на территории ДОУ, в своём микрорайоне.

Знаком с достопримечательностями города, знает улицы города, историю их названия.

Имеет представления о символике России, округа, города, и географических особенностях России.

Активен в подготовке и проведении общественно-значимых праздников.

Самостоятельно называет и определяет культурные центры столицы России (Третьяковская галерея,  Большой театр).

Знает назначение Армии, различает рода войск, имеет представление о роли Армии в годы Великой Отечественной Войны.

Оценивает и высказывает суждения о явлениях общественной жизни по предлагаемой теме.

Определяет экосистемы по характерным признакам. В полном объёме классифицирует, обобщает. Классификация носит содержательный характер.

Знает правила поведения в природе и старается их выполнять.

Имеет полные представления о содержании труда взрослых и отражает их профессиональные отношения во всех видах деятельности (8-10 профессий).

Самостоятельно различает труд людей сельских и городских профессий и понимает их взаимосвязь.

Любит трудиться на общую пользу, умеет добиваться результата.

Различает и передаёт характерные элементы произведений декоративно-прикладного искусства.

Имеет представление о народных промыслах.

Проявляет самостоятельность, активность в народных играх. Самостоятельно может организовать игру.  

Определяет художников иллюстраций по технике изображения.

Понимает смысл и использует в активной речи произведения устного народного творчества.

Проявляет интерес к людям другой национальности, выражает стремление петь песни, танцевать, узнавать о них больше.

Знает свою фамилию, имя, отчество , возраст.

Знает и называет близких членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству.

Ориентируется в помещении и на территории ДОУ.

Имеет представление о достопримечательностях города, знает названия улиц.

Знаком с понятиями «герб», «флаг», «гимн».

Принимает участие в проведении общественно-значимых праздниках.

Называет некоторые культурные центры столицы, используя помощь педагога.

Имеет неполные представления об Армии, частично называет рода войск.  

Оценивает и высказывает суждения о явлениях общественной жизни с помощью тематических вопросов взрослого.

При помощи наводящих вопросов,   определяет по характерным признакам экосистемы, группирует, обобщает.

Классификация носит формальный характер.

Знает правила поведения в природе, выполняет по просьбе взрослого.

Имеет представления о содержании и предметах труда взрослых (6-8 профессий).

Переносит профессиональные отношения в игровую деятельность по инициативе взрослого, ребёнка.

Различает труд сельских и городских профессий с помощью педагога.

Трудовая деятельность ребёнка стимулируется.

Частично передаёт элементы произведений декоративно-прикладного искусства по образцу.


Неполные представления о народных промыслах.

Играет в подвижные, хороводные игры, не соблюдает правила игры, ошибается. Может организовать игру с помощью взрослого.

Определяет иллюстрации художников с помощью педагога.

Осмысливает пословицы и поговорки с помощью наводящих вопросов, не часто использует в активной речи произведения устного народного творчества.

Пассивный интерес к традициям людей разных национальностей.

Знает свою фамилию, имя. Отчество, дату своего рождения  не называет.

Не называет членов своей семьи по отчеству. Не знает и не называет ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству.

Недостаточно хорошо ориентируется в помещении детского сада, на её территории.

Не знает микрорайон, в котором он живёт.

Затрудняется в назывании достопримечательностей города, названий улиц, не знает их историю.

Отсутствуют представления о символике России, округа, города.

Не принимает участие в подготовке и проведении общественно-значимых праздниках.

Не называет, не определяет культурные центры столицы.

Имеет элементарные представления об Армии, рода войск не называет.

Не умеет оценивать и высказывать суждения о явлениях общественной жизни.

Не определяет по характерным признакам экосистемы.

Неправильно  классифицирует объекты живой природы.

Не знает и не выполняет правила поведения в природе.

Имеет неполные представления о содержании труда взрослых (4-6 профессий).

Частично отображает профессиональные отношения взрослых в процессе игры, труда, продуктивных видах деятельности.

Не понимает взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий.

Не проявляет желания и отказывается трудиться на общую пользу.

Не различает и не передаёт основные характерные элементы произведений декоративно-прикладного искусства.

Отсутствуют представления о народных промыслах.

Имеет представления о народных подвижных играх, но не принимает в них участие. Игру организовать не может, малоактивен.

Не знает художников-иллюстраторов, не называет их произведения, технику изображения.

Не понимает смысл пословиц и поговорок,  не использует их в активной речи.

Не проявляет интереса к традициям, культуре других народов. Не осознаёт свою национальную принадлежность

ПОКАЗАТЕЛИ

2014-2015 уч.год

Родная природа

Не определяет по характерным признакам экосистемы:

- луг

- поле

- степь

5

4

20

Не группирует животный мир: звери, насекомые, птицы, рыбы

2

Не классифицирует объекты живой природы:

- по среде обитания

- по типу передвижения

- по источнику питания

12

6

4

Не различает по внешним признакам виды растений:

- травянистые растения

- комнатные растения

- культурные растения поля (злаковые)

10

9

16

Бережно не  относится к живой и неживой природе, не  понимая положительные и отрицательные последствия своего вмешательства

10

Не принимает участие в мероприятиях по охране природы

10

Родная природа

Не определяет по характерным признакам экосистемы:

- лес

- луг

- поле

- степь

- горы

- болото

- водоёмы  (море, река, озеро, пруд)

-

10

8

10

2

4

3

Не группирует животный мир: звери, насекомые, птицы, рыбы

4

Не классифицирует объекты живой природы:

- по среде обитания

- по типу передвижения

- по источнику питания

4

3

10

Не различает по внешним признакам виды растений:

- травянистые растения

- комнатные растения

- садово-огородные растения

  (овощи, фрукты, ягоды)

- культурные растения поля

  (злаковые)

7

10

8

2

10

Бережно не  относится к живой и неживой природе, не  понимая положительные и отрицательные последствия своего вмешательства

3

Не принимает участие в мероприятиях по охране природы

5

Труд  людей

Не имеет представление о содержании и предметах труда взрослых: строитель (каменщик, маляр, плотник), милиционер, библиотекарь, нефтяник, люди работающие на разных  видах транспорта (речник, лётчик, водитель, машинист), учитель, парикмахер, работники ателье

4

Не отражает профессиональные отношения взрослых в процессе игры, труда, продуктивных видах дея-ти

4

Не понимает взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий

6

Не проявляет желание трудиться на общую пользу

8

Не стремится быть полезным, добиваться результата труда

8

Народное творчество

Не различает и не  передаёт основные характерные элементы декоративно-прикладного искусства: хохлома, гжель, городецкий узор, дымковский узор, жостово, хантыйские узоры, узоры на бересте, палех

10

Не имеет представление о народных промыслах

10

Не играет в подвижные и хороводные народные игры, знает правила

1

Не умеет их организовать

6

Не знает произведения художников иллюстраторов (Е. Чарушин, Е. Рачёв, И. Шишкин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Серов, Ю. Коровин, В. Сутеев)

10

Не понимает смысл пословиц и поговорок

5

Не использует в активной речи произведения устного народного творчества

10

Народы нашей страны

Не проявляет терпимость, уважение к традициям людей других национальностей

3

Не знает национальности окружающих: детей группы, сотрудников детского сада,  ближайшего окружения

9

Не осознаёт свою национальную принадлежность

10

Не знает названия национальных праздников и умеет их объяснить

10

Не даёт оценку поступкам героев художественных произведений разных народов

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...

Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решени...

Методические рекомендации по развитию представлений старших дошкольников о профессиях родного края

В методических рекомендациях представлена система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых....

Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".

Опыт работы на  тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края"  был представлен Мариной А...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Проект "Особенности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР"

Проект  "Особенности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР"....