Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".
статья (старшая группа)

Ильина Марина Анатольевна

Опыт работы на  тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края"  был представлен Мариной Анатольевной Ильиной в форме публичных выступлений на городской августовской педагогической конференции г. Зимы в августе 2020 г.( свидетельство участника, август 2020 г., Комитет по образованию администрации ЗГМО), и в рамках проведения регионального Фестиваля методических практик по духовно - нравственному образованию « Иркутская область - территория толерантности » ( сертификат участника, 17. ноября 2020 г., Министерство образования Иркутской области, ГАУ ДПО ИРО).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_ilina_m.a._2020.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РОДНОГО КРАЯ

Марина Анатольевна Ильина,

воспитатель МБДОУ

 «Детский сад № 171» г. Зимы

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается важность и значимость процесса активизации воспитания патриотических чувств у дошкольников, включения регионального компонента в систему гражданско-патриотического воспитания детей. Сохранение региональной культуры, развитие устойчивого интереса к истории и народам родного края, - вот важные элементы, способствующие формированию патриотизма у детей уже с дошкольного возраста.

Одним из многочисленных и коренных народов, проживающих в Иркутской области является бурятский народ. Опыт работы, беседы с детьми и родителями по приобщению к этнокультуре бурятского народа, выявили проблему недостаточных знаний о бурятском народе. Поэтому в 2019-2020 году мною был разработан и реализован с детьми старшей группы и родителями долгосрочный педагогический практико - ориентированный проект: «Буряты - коренной народ Иркутской области». Основным методом реализации проекта я определила технологию проектной деятельности.

На всех этапах проектной деятельности были подобраны и использованы эффективные педагогические инструментарии, способствующие реализации проекта.

На первом этапе была определена цель. Для достижения цели поставлены задачи с работы детьми и родителями, подобрана методическая литература.

Цель: создание условий для формирования патриотических чувств у детей через ознакомление с этнокультурными особенностями бурятского народа.

Задачи работы с детьми.

1. Расширить представление о национальной культуре, быте  и традициях бурятского народа (государственный символы Бурятии, народные праздники, национальная кухня, национальный костюм и другое.).

2. Обогатить и расширить знания о народно-прикладном искусстве и фольклоре бурятского народа.

3. Развивать творческие способности в разных видах деятельности.

4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальных принадлежностях.

 Для решения задач в группе были подготовлены условия и создан мини - музей «Мой родной сибирский край» об Иркутской области и бурятском народе, оснащённый наглядным дидактическим материалом, макетами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и другими пособиями.

На втором этапе была составлена «системная паутинка» работы с детьми и родителями, и разработана «Модель трёх вопросов» о бурятском народе.

На третьем этапе были организованы различные виды деятельности в соответствии с «системной паутинкой» как в совместной деятельности детей с педагогом, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

По познавательному развитию провела беседу «Буряты в Иркутской области», цикл занятий «Заповедная Бурятия», «Государственные символы Бурятии» «Бурятский костюм», «Дружные народы».

 На базе МБУК «Историко-краеведческий музей» совместно с экскурсоводом музея проведены занятия: «Родной край», «Традиции наших предков», «Жители Прибайкалья».

Речевому развитию и ознакомлению детей с бурятским народным фольклором способствовали чтение и обсуждение народных сказок, легенд, заучивание бурятских пословиц и поговорок, чтение художественных произведений бурятских писателей, прослушивание аудиозаписей элементов бурятской национальной музыки.

В ходе ознакомления с народно-прикладным искусством бурятского народа дети учились рисовать и различать разные виды бурятских орнаментов. В занятиях по аппликации и ручному труду изготовили бурятские головные уборы (« малгай»), создали макет бурятской деревни («улуса»).

Разработана и внедрена в практику с детьми серия авторских дидактических игр «Бурятский костюм», «Бурятские орнаменты», «Сравни и назови», «Символы Бурятии».  

На четвёртом этапе было подготовлено итоговое мероприятие. Итоговым мероприятием проекта «Буряты - коренной народ Иркутской области» стало проведение в марте 2020 года викторины «Знатоки Бурятии», в которой приняли участие дети и родители.

На пятом этапе я проанализировала результаты проектной деятельности и сделала следующие выводы:

 - у детей расширились и обогатились знания о бурятах, как коренном народе Иркутской области: их традициях, образе жизни, особенностях этнокультуры .

 - дети реализовали творческие способности в различных  видах деятельности;

           - у детей сформированы чувства патриотизма, любви к своему родному краю и толерантного отношения к людям разных национальностей;

             - приобретён новый положительный педагогический опыт. Созданы новые методические продукты: авторские дидактические игры, конспекты занятий, консультаций, викторины и другие;  

             -мини-музей в группе «Наш родной сибирский край» пополнился новыми дидактическими пособиями и экспонатами.

По результатам проекта определены условия, при которых данный опыт может быть использован в практике других педагогов.

Данный проект может быть использован в практике другими педагогами,  так как не требует особых материальных затрат. Обязательно взаимодействие с социумом: родителями воспитанников и муниципальными организациями города (школа, библиотека, историко-краеведческий музей и другие).