Методические рекомендации по развитию представлений старших дошкольников о профессиях родного края
методическая разработка (старшая группа)

Кулясова Анна Викторовна

В методических рекомендациях представлена система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  для воспитателей

 

«Методы ознакомления с миром профессий

детей старшего дошкольного возраста»

(посредством развития познавательной активности)

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, летчика, врача, почтальона, то в настоящее время этого недостаточно. Современная реальность диктует нам новые требования.

В последнее время появились совершенно новые профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у дошкольников не только отсутствие знаний об особенностях современных профессий, но и недостаточность познавательной активности, любознательности в процессе ознакомления  с профессиями взрослых. Подрастающему поколению непросто ориентироваться в разнообразии мира профессий. Даже если ребенок и был на работе у родителей, чаще всего в полной мере так и не понял особенностей их профессиональной деятельности.

Именно поэтому перед педагогами стоит очень непростая задача-  заинтересовать детей, способствовать развитию их познавательной активности и любознательности в процессе знакомства с профессиями, которые будут востребованы в будущем.

Важно уже в дошкольном возрасте обогащать представление детей  о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека. Это имеет важное значение в полноценном развитии детской личности и развитии познавательной активности детей.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Используя различные формы работы с воспитанниками, целесообразно сочетать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные и игровые образовательные   технологии, которые являются основой системы дошкольного образования

Можно выделить некоторые формы образовательной работы со старшими  дошкольниками по развитию познавательного интереса в процессе ознакомления с трудом взрослых.

Широко используются наблюдение за трудом взрослых, практическое экспериментирование с предметами и материалами; рассматривание  предметных картинок, игрушек; кукол, одетых соответственно  определенной профессии.

Дидактические игры. В таких играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка) гармонично сочетаются с игровыми (угадать, исполнить роль, посоревноваться). Это позволяет сделать дидактическую игру особой формой обучения- легкого, быстрого усвоения детьми знаний. Пример таких игр: «Отгадай, что мы задумали?», «Узнай по описанию», игра - лото «Профессии», « Кем быть?» и др.

При проведении дидактической игры необходимо следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные путем непосредственного восприятия;

2.   Дидактическая задача должна быть  достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес детей  и разнообразие игровых действий;

4. Поэтапно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Четкая постановка проблемы  и точное объяснение правил.

Речевые логические задачи. Это рассказ-загадка, в нашем случае о профессии. Предлагая  детям такого рода задачу, воспитатель ставит дошкольников в такую ситуацию, когда они вынуждены применять  разные приемы умственной деятельности. Такие как сравнение, анализ, синтез,  поиск различных вариантов решения, которые стимулирует развитие познавательной активности, любознательности, мышления, гибкости ума.

Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в непринужденной  обстановке наблюдать за трудом взрослых, его специфике.

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора

Особый эмоциональный отклик у детей вызывают мероприятия из цикла «Встречи с интересными людьми». В ходе таких встреч происходит обогащение представлений о конкретной профессиональной деятельности взрослых, содействует развитию познавательной активности и любознательности дошкольника. Особенно стоит отметить позитивную значимость таких встреч с представителями современных профессий.

Эффективными в развитии познавательной активности детей являются эвристические познавательные беседы, которые строятся на постановке проблемных вопросов. В ходе которых дошкольники, на основе наблюдений, или ранее приобретенных знаний, сравнивают, сопоставляют отдельные факты, а затем путем рассуждений приходят к выводам.

Игра - как средство знакомства с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Труд тесно связан с игрой, так как в игре дети отражают труд взрослых.

Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети, но она  требует предварительной подготовки детей, так как дети, не имеющие представление о профессии, например, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.

Процесс подготовки к играм в профессии состоит из следующих компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- от воспитателей детского сада;

-   от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.

   Сюжетно-ролевая игра в профессии строится с постепенным усложнением ее содержания и характера.

В младшей группе- игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. В средней группе - игры с более сложным сюжетом: работа строителей, водителей, врачей, , продавцов. Дети сами придумывают несложные сюжеты, изготавливают атрибуты для игр. В старшей группе- игры в магазин, аптеку, больницу. Знакомятся с профессиями  почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика. Дети замысливают разные роли, играют  в соответствии с ними. Часто дети стараются изобразить в играх профессии своих родителей. У дошкольников седьмого года жизни  расширяются и углубляются представления о различных специальностях, развивается способность детей самим намечать тему игры.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из знакомого им литературного источника. Дети воспроизводят роли и  в творческой  игре передают образ по- своему.

Отличие такой игры от сюжетно ролевой заключается в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет взят  из жизни, а в театрализованной – из книги.

Требования к литературному произведению:

1. Литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту.

2. Образность произведения. (яркие образы героев и эпизоды);

3. Наличие монологов и диалогов;

4.Динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.

Метод проектов.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.


Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:

(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)

-Название профессии

-Место работы

-Материал для труда

-Форменная одежда

-Орудия труда

-Трудовые действия

-Личностные качества

-Результат труда

-Польза труда для общества


Деятельность педагогов:

  1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
  2. Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.
  3. Создание сюжетно-ролевых игр, по изучаемым профессиям.

Для организации работы в группах оформляются специальные

Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2015.
  2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
  3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2017.
  4. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2013.
  5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с профессиями родного края

Целью конспекта является знакомство дошкольников с профессиями родного края...

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Мониторинг "Сформированность представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях"

Материал содержит подробный инструментарий  и критерии уровней знаний детей о природе родного края   и ее особенностях,.показатели мониторинга....

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

Выступление на городском методическом объединении Тема: «Формирование представлений о природе, истории, этнографии родного края через организацию мини – музеев в ДОУ»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:«Творческий проект для детей и родителей старшей группы.Мини-музей: «Народные промыслы»(из опыта работы)...

методическая разработка по развитию речи старших дошкольников на тему:Профессии

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов,родителям...